Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие организационной (корпоративной) культуры и ее место в управлении организацией
1.2 Типы организационной (корпоративной) культуры и их характеристика
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «Стройдор»
2.1 Общая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование организационной культуры организации
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «Стройдор»
3.1 Проект формирования и укрепления организационной культуры
С целью структурирования предлагаемых для руководства ООО «Стройдор» направлений, необходимо разработать конкретный план по формирования корпоративной культуры компании (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - План-график проекта формирования корпоративной культуры ООО «Стройдор»
Мероприятие |
Сроки реализации |
Ответственные |
1. Блок мероприятий по совершенствованию системы отбора и обучения кадров ООО «Стройдор» |
01.04.2020 – 01.05. 2020 |
Нач. отдела геодезии |
1.1 Выбор и внедрение в практику работы организации методики оценки кадров при приеме на работу |
01.04.2020 – 15.04.2020 |
-||- |
1.2 Разработка системы аттестации сотрудников организации |
15.04.2020 - 01.05. 2020 |
-||- |
2. Расширение сфер использования корпоративной символики ООО «Стройдор» |
01.04. 2020 – 15.05. 2020 |
Заместитель директора |
2.1 Разработка и печать визиток для сотрудников компании |
01.04. 2020 – 10.04. 2020 |
-||- |
2.2 Разработка и изготовление корпоративной атрибутики, для офиса организации |
15.04. 2020- 15.05. 2020 |
-||- |
3. Разработка и последующее укрепление традиций и ритуалов ООО «Стройдор» |
01.04. 2020 – 01.05. 2020 |
Генеральный директор |
3.1 Формирование традиции коллективного празднования дня рождения компании |
01.04. 2020 – 15.04. 2020 |
-||- |
3.2 Формирование ритуала приема на работу новых сотрудников |
15.04. 2020 – 01.05. 2020 |
-||- |
4. Проведение корпоративных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий |
05.04. 2020 – 10.05. 2020 |
Нач. отдела геодезия |
4.1 Подготовка и проведение серии корпоративных вечеров |
06.04. 2020 – 10.05. 2020 |
-||- |
4.2 Подготовка и проведение лыжного соревнования |
05.04. 2020 – 06.05. 2020 |
-||- |
5. Разработка и внедрение социальных программ ООО «Стройдор» |
01.04. 2020 – 01.05. 2020 |
Главный бухгалтер |
5.1 Разработка социальной программы по вакцинации сотрудников |
01.04. 2020 – 15.04. 2020 |
-||- |
5.2 Разработка социальной программы по отдыху лучших сотрудников в санаториях региона |
15.04. 2020 – 30.04. 2020 |
-||- |
Рассмотрим представленные в плане-графики мероприятия более подробно:
1. Блок мероприятий по совершенствованию системы отбора и обучения кадров ООО «Стройдор». Выбор и внедрение в практику работы организации методики оценки кадров при приеме на работу позволит ООО «Стройдор» формировать сплоченный, психологически совместимый коллектив, который будет являться хранителем корпоративной культуры организации.
К современным методам отбора можно отнести такие методы, как:
1) предварительная отборочная беседа;
2) анкетирование, анализ анкетных данных;
3) беседа по найму, собеседование;
4) тестирование;
5) проверка рекомендаций и послужного списка.
Вышеперечисленные методы отбора персонала нашли свое применение на большинстве российских предприятий. Однако следует отметить, что до сих пор лишь небольшое количество организаций применяет их все в совокупности. Учитывая вышеизложенное, для ООО «Стройдор» может быть предложена следующая система отбора кадров (Рис. 3.1).
Устраивается с целью определения целесообразности проведения следующих этапов отбора кадров для ООО «Стройдор»
1) Предварительная беседа
2) Анкетирование
3) Тестирование
Анкетирование позволяет выявить деловые качества предентенда, узнать и задокументировать подробную информацию о претенденте
Тестирование необходимо для того чтобы определить насколько кандидат подходит для ООО «Стройдор» с психологической точки зрения
4) Принятие решения о приеме на работу
Рисунок 3.1 – Предлагаемая система отбора кадров для ООО «Стройдор»
Такой отбор позволит выявить не только деловые качества претендента, но и его способность работать в коллективе компании с точки зрения психологии личности, выявит степень его соответствия принятым в компании социально-психологическим установкам, что позволит избегать конфликтов, сохранять и поддерживать корпоративную культуру.
Разработка системы аттестации сотрудников организации является одним из важнейших элементов не только выявления динамики квалификации сотрудников ООО «Стройдор», но и проводить мониторинг социально-психологической напряженности в коллективе, выявлять изменение мотивационных установок, определять вклад каждого из сотрудников в развитие и укрепление организационной культуры.
Среди современных методов аттестации, которые могут быть использованы в ООО «Стройдор», целесообразно выделить следующие методы:
1) интервью (собеседование), в ходе которого составляется личностный психологический портрет. Такой портрет составляется при отборе сотрудников, однако он требует постоянного мониторинга, корректировки;
2) тесты (психологические – психометрия и профессиональные) необходимы для оценки профессиональных знаний, типа личности, индивидуальных особенностей по многим параметрам и шкалам;
3) ролевая заданная и свободная игра, моделирующие ролевые игры, отвлеченные игровые ситуации. Позволяют выявить способность сотрудника работать в команде, обнажить скрытые конфликты в коллективе;
4) групповая дискуссия, диспут, «круглый стол» на какую-либо тему. Оценивает группа экспертов. Выявляют следующее: способность аргументировать свою точку зрения, умение убеждать, позволяют оценить культура речи.
Внедрение системы отбора и оценки сотрудников ООО «Стройдор» позволит существенно сплотить коллектив компании, укрепить организационную культуру, обеспечить благоприятный социально-психологический климат в компании.
2. Расширение сфер использования корпоративной символики ООО «Стройдор». Как уже было отмечено ранее, одним из основных элементов корпоративной культуры организации являются создаваемые специальными предметами графические образы, символизирующие компанию, ее деятельность, коллектив.
В процессе анализа символики было установлено, что наиболее слабым рассматриваемой компании звеном в этой сфере является обеспеченность сотрудников визитными карточками. Визитками располагает только руководство компании, в то время как у специалистов ООО «Стройдор» их нет.
В соответствии с этим каждому сотруднику компании необходимо разработать и напечатать визитки, используя фирменный стиль организации, на основе существующих в настоящее время стандартов визитных карточке (Рис. 3.2).
Рисунок 3.2 – Образцы возможных визитных карточек для сотрудников ООО «Стройдор»
Немаловажным также является разработка и изготовление корпоративной атрибутики, для офиса организации. В настоящее время офис ООО «Стройдор» является слабо стилизованным в соответствии с символами и цветами организации. Cегодня корпоративная атрибутика – неотъемлемый элемент стиля любой солидной компании. Корпоративные атрибуты в такой же мере влияют на корпоративный успех, как и средства труда. На сегодняшний день среди наиболее популярных корпоративных атрибутов можно выделить, такие как: календари, планнинги, бейджи, USB флеш карты, бланки, конверты, папки, значки, магниты, флаги, скатерти, кружки, часы, плакаты, одежда.
3. Разработка и последующее укрепление традиций и ритуалов ООО «Стройдор». Традиции и ритуалы являются основополагающим элементов корпоративной культуры любой современной организации. Одной из наиболее часто встречающихся организационных традиций в российских компаниях является проведение «корпоративов» – организационных праздников. Высокий уровень популярности корпоративы приобрели благодаря тому, что в неформальной атмосфере праздника легче раскрыть творческий потенциал каждого.
В соответствии с этим руководству ООО «Стройдор» предлагается формирование традиции коллективного празднования дня рождения компании. Такой праздник в российских компаниях, как правило, первый по значимости праздник после корпоративного Нового года, которого сотрудники ждут. Этот праздник способен еще больше сплотить коллектив только при одном условии: если он будет содержать в себе массу новых интересных идей, при этом будет организован качественно и безукоризненно.
Следующим важным ритуалом, который необходимо взять на вооружение руководству рассматриваемой компании – ритуал приема на работу нового сотрудника. Прием на работу – это не просто процедура собеседования и оформления трудового договора, а действие, символизирующее отношение фирмы к своим будущим работникам, общий стиль отношений в организации, демонстрация новичку, что в действительности ценится в компании.
Эти ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций компании. Внедрение в новую культуру – процесс сложный и зачастую болезненный. Надо не просто понять все тонкости, но и проникнуться ими. Адаптация – одна из самых нелегких задач после прихода на новое место. Желательно заранее разработать ритуал вхождения в коллектив нового сотрудника.
4. Проведение корпоративных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий. Корпоративные спортивные мероприятия - важный элемент современной бизнес - культуры. Активный корпоративный отдых сплотит коллектив, зарядит энергией для новых свершений. Спортивные корпоративные мероприятия демонстрируют достоинства здорового образа жизни и укрепляют сплоченность коллектива.
Но внутренние положительные изменения, которые происходит с компанией, регулярно устраивающей совместные занятия спортом – это еще не весь эффект. Не менее полезным является укрепление имиджа компании, ее положительного образа для потенциальных партнеров, а также показ ее креативного подхода в организации трудового процесса.
Наиболее популярным спортивным мероприятием в городе является лыжные соревнования, которые проводятся на лыжной базе. Для проведения такого корпоративного турнира необходимо решать множество требуемых задач – от выбора места проведения соревнования до призов победителям. Судейство – еще одна немаловажный элемент серьезного спортивного мероприятия корпорации. Престиж мероприятия и самой компании от этого напрямую зависит.
5. Разработка и внедрение социальных программ ООО «Стройдор». Социальные программы представляют собой добровольно осуществляемая компанией деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда. При этом главным критерием является соответствие программ целям и стратегии развития бизнеса.
Для ООО «Стройдор» могут быть предложены две социальные программы – добровольного медицинского страхования и отдых в санаториях г. Белокурихи.
Программа «Добровольного медицинского страхования» - забота о здоровье, сбережении каждого сотрудника компании. В её рамках могут проходить ежегодные вакцинации сотрудников в целях профилактики гриппа, что в настоящее время является особенно актуальным. Вакцинация предлагает наиболее логичный путь защиты от гриппа, учитывая серьезный характер заболевания, его широкое распространение, высокие показатели ежегодной заболеваемости.
В связи с тем, что заболевание гриппом имеет сезонный характер, рекомендуется проводить вакцинацию ежегодно в начале осени в странах умеренного климата или в начале периода наибольшего риска возникновения эпидемии в странах тропического пояса. Целесообразность ежегодной вакцинации определяется тем, что, во-первых, новый вирус гриппа по своим свойствам отличается от прошлогоднего, а во-вторых, титр антител после вакцинации снижается в течение года.
Следует отметить, что предлагаемые мероприятия направлены в основном на формирование корпоративной культуры ООО «Стройдор». Немаловажным при этом является последующее укрепление и поддержание достигнутого уровня организационной культуры компании. Рассмотрим несколько шагов, которые необходимо предпринять руководству ООО «Стройдор» для поддержания организационной культуры.
1. Первым шагом в этом направлении может быть использование метода заявлений, призывов и деклараций со стороны руководства компании. Это практически ничего не стоит, но может производить большой эффект.
2. Второй шаг делается после оформления вновь принятых сотрудников ООО «Стройдор» на работу, когда кандидаты занимают соответствующие должности.