Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Следующий этап состоит в анализе, оценке результатов труда сотрудников и соответствующем вознаграждении каждого. Системы анализа трудовой деятельности и вознаграждения должны быть всеобъемлющими и взаимно согласованными.

4. Заключительным шагом в процессе овладения сотрудником всей системой корпоративных ценностей является внутриорганизационное признание и продвижение тех сотрудников, которые могут служить ролевыми моделями для других членов организации.

3.2 Экономический и социальный эффект от мероприятий

Проведём расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий, основанный на методике оценки влияния организационной культуры на финансовые результаты организации.

Организационная культура оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты деятельности ООО «Стройдор» и, тем самым, в значительной мере определяет эффективность их функционирования. При этом, чем более эффективно используется организационная культура, тем более результативно осуществляется производственный процесс при соответствующем ресурсном обеспечении.

Решением проблемы может служить концепция ситуационной балльной оценки. Суть ее состоит в том, чтобы эффективности использования каждой в отдельности характеристики организационной культуры присвоить определенный балл. Оценку предлагается производить по традиционной пятибалльной системе.

Оценив каждую из выбранных характеристик и присвоив ей определенный балл, просуммируем их по следующей формуле:

∑ I = I1 + I2 + I3 + I4 + I5 + ...+ In, (3.1)

где I - характеристика организационной культуры;

n - количество характеристик, подлежащих рассмотрению.

При ответах на вопросы дается рейтинговая оценка эффективности каждой из выбранных характеристик в соответствии со следующей шкалой:

5 - выдающиеся результаты,

4 - очень хорошие,

3 - средние достижения,

2 - на грани необходимых,

1 - очень слабые результаты.

Для анализа и измерения организационной культуры ООО «Стройдор» были использован подход, когда исследователь «погружается» в культуру и действует как глубоко сопричастный наблюдатель, пытаясь стать «аборигеном» организации.

Оценка и расчёт параметров организационной культуры до и после разработанных рекомендаций представлена в таблице 3.2.


Таблица 3.2 - Организационная культура ООО «Стройдор» до и после внедрения рекомендаций

Параметры организационной культуры

Оценка в настоящее время

Оценка после проведения мероприятий

Индивидуальная автономность - степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации

3

5

Структура взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля

3

4

Степень формирования целей и перспектив деятельности организации;

2

4

Интеграция - степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;

4

5

Управленческое обеспечение - степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;

3

4

Поддержка - уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;

4

5

Стимулирование - степень зависимости вознаграждения от результатов труда;

3

5

Идентифицированность - степень отождествления работников с организацией в целом;

3

5

Управление конфликтами - степень разрешаемости конфликтов;

3

5

Управление рисками - степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.

4

4

Итого

32

46

Средний балл

3,2

4,6

Исходя из данных таблицы 3.2 можно сделать вывод, что в результате внедрения комплекса предлагаемых мероприятий уровень организационной культуры значительно увеличится (в баллах на 14 ед.).

Поскольку организационная культура отражает коллективные базовые представления, при проведении рейтинговой оценки необходимо создать экспертную группу из сотрудников исследуемого предприятия, которые и будут производить оценку характеристик организационной культуры.

Таблица 3.2 - Исходные данные для оценки экономической эффективности проекта


Показатели

Единица измерения

Значение

1

Затраты на расширение сфер использования корпоративной символики ООО «Стройдор» (экономические)

Тыс.руб.

20

2

Затраты на проект «Добровольного медицинского страхования» (2018) (вакцинации сотрудников в целях профилактики гриппа)

Тыс.руб.

10

3

Затраты на стимулирование, вознаграждения (экономические) (после оценки результатов труда сотрудники получают вознаграждении)(2017)

Тыс.руб

15

4

Срок использования после ее внедрения (2017г-2019г)

лет

3

5

Ежегодное значение дохода, которое планируется получать

Тыс.руб.

130

6

Текущие ежегодные затраты

Тыс.руб.

20

7

Годовой дисконт

%

10

Получается:

  • Единовременные затраты, тыс. руб.

2020 г: 20+10 = 30

2019 г: 15

  1. Доходы от проекта – текущие затраты, тыс. руб.:

2018(на конец года) 130,0-20,0=110,0

2019(на конец года) 130,0-20,0=110,0

2020(на конец года) 130,0-20,0=110,0

Таблица 3.3 - Оценка инвестиций

Периоды

D

K

ЧДД

ЧТС

2017(i=1)

110,00

192

1,0

110

192

- 42,65

-42,65

2018(i=2)

110,00

0,0

0,753

102,55

0,0

102,55

56,05

2019(i=3)

110,00

0,0

0,690

85,85

0,0

85,85

145,75

Итого

330

192

2,443

298,4

192

145,75

-

года или 1 год и 5 месяцев

Таким образом, по всем показателям проект экономически эффективен, что является основанием для его принятия и реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Корпоративная культура формирует определенный имидж организации, создает систему социальной стабильности в организации и является чем-то вроде социального «клея», который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие ей стандарты поведения. Ее нельзя рассматривать как нечто данное, абсолютное: она постоянно меняется по мере изменения людей и событий в организации. Современные менеджеры рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие.


Объектом данного исследования выступило ООО «Стройдор» является динамично развивающейся организацией с большим удельным весом оборотных активов и собственных средств в структуре капитала, абсолютно ликвидным балансом, нормальным типом финансовой устойчивости и наличием тенденции к снижению деловой активности.

Результаты проведенного в рамках второй главы работы исследования организационной культуры ООО «Стройдор» позволили сделать вывод о том, что в настоящее время в рассматриваемой компании есть признаки формирования организационной культуры, среди элементов которой можно выделить установленные руководством правила, нормы поведения, методы и принципы работы с клиентами и коллегами; символика организации; корпоративные мероприятия, совместное проведение праздников, однако как таковой организационной культуры нет.

Вопреки информации, представленной в документации компании, в настоящее время существующие элементы организационной культуры ООО «Стройдор» находится на низком уровне. Социально-психологический климат в коллективе является негативным. Работникам сложно адаптироваться в коллективе, командный дух и сплочённость находится на низком уровне, прежде всего, вследствие осуществления неэффективного управления конфликтами руководством компании.

Учитывая, что значимость организационной культуры и социального климата для сотрудников ООО «Стройдор» крайне велика, эффективное развитие организации в долгосрочном периоде, повышение результативности работы персонала, формирование устойчивой корпоративной культуры должно быть одним из основных приоритетов кадровой политики руководства рассматриваемой компании.

Для формирования корпоративной культуры ООО «Стройдор» ее руководству необходимо сделать следующие шаги: совершенствование системы подбора и обучения кадров; более широкое применение корпоративной символики; разработка корпоративных традиций и ритуалов; проведение корпоративных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий; внедрение социальных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Е.А. Корпоративная культура, ее типология и особенности управления / Е.А. Авдеева, Т.А. Аверина // Экономика и менеджмент систем управления. – 2016. - № 1. – С. 124-134.
  2. Арсеньева Н.В. Корпоративная культура и ее роль в реализации стратегии организации / Н.В. Арсеньева, А.А. Булкин // Научные труды (Вестник МАТИ). – 2016. - № 20 (92). – С. 221-225.
  3. Артюхина Л.В. Организационная и корпоративная культура – трудности определения / Л.В. Артюхина // Аспирант и соискатель. – 2011. - № 5. – С. 84-87.
  4. Бондаренко В.В. Управление формированием инновационной среды в корпоративной культуре организации / В.В. Бондаренко, Ю.М. Шабанов // Известия Пензинского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. - № 24. – С. 30-33.
  5. Борисова С.Г. Модель управления корпоративной культурой как ключевым маркетинговым активом компании. Корпоративные ценности и организационная культура / С.Г. Борисова // Менеджмент сегодня. – 2016. - № 4. – С. 236-244.
  6. Ворожбит В.В. Система ценностей в корпоративной культуре как способ поддержания экономической безопасности предприятия / В.В. Ворожбит // Экономика развития. – 2016. - № 1 (65). – С. 127-131.
  7. Гавриленко О.В. Управление компанией: особенности формирования корпоративной культуры / О.В. Гавриленко // Лизинг. – 2011. - № 8. – С. 43-51.
  8. Гладкий Н.А. Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия / Н.А. Гладкий // Сборник научных трудов Sworld. – 2012. – Т. 23. - №3. – С. 18-22.
  9. Горланова А.Э. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия / А.Э. Горланова // Экономика устойчивого развития. – 2011. - № 6. – С. 24-27.
  10. Гурьянова О.В. Корпоративная культура как один из инструментов управления продажами / О.В. Гурьянова // Личные продажи. – 2011. - № 2. – С. 96-100.
  11. Ермакова Е.Г. Корпоративная культура и ее влияние на конкурентоспособности организации / Н.Г. Ермакова // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - № 31. – С. 235-238.
  12. Заренков В.А. Корпоративная культура как особая составляющая управления проектами / В.А. Заренков // Вестник гражданских инженеров. – 2011. - № 1. – С. 128-133.
  13. Калаев А.А. Корпоративная культура как инструмент управления организацией / А.А. Калаев // Вестник российского экономического университета. – 2012. - № 4. – С. 69-75.
  14. Козлов А.В. Корпоративная культура – факторы повышения эффективности деятельности организации / А.В. Козлов, Г.А. Шишкова // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2011. - № 5. – С. 39-44.
  15. Колесников М.В. Корпоративная культура и стиль управления организацией / М.В. Колесников // Казанская наука. – 2012. - № 7. – С. 75-79.
  16. Крымчанинова М.В. Организационная (корпоративная) культура: история изучения и основные подходы / М.В. Крымчанинова // Управление корпоративной культурой. – 2012. - № 1. – С. 2-17.
  17. Кузнецова А.А. Типы управления корпоративной культурой предприятия: определение и систематизация / А.А. Кузнецова // Основы экономики, управления и права. – 2016. - № 6 (12). – С. 67-71.
  18. Кузнецова А.А. Принципы управления корпоративной культурой предприятия в нестабильной экономике / А.А. Кузнецов // Бизнес-информ. – 2016. - № 7. – С. 352-356.
  19. Лукьянов Г.И. Корпоративная культура как важнейший ресурс сохранения и развития российской компании / Г.И. Лукьянов, В.В. Массный // Проблемы экономики. – 2011. - № 3. – С. 27-28.
  20. Марченко М.А. Корпоративная культура как инструмент достижения целей предприятия / М.А. Марченко, О.А. Никитина // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». – 2016. - № 2(6) – С. 14.
  21. Мецгер А.А. Корпоративная культура в моделях корпоративного управления / А.А. Мецгер // Управленче. – 2016. - № 2. – С. 47-55.
  22. Михайлина А.В. Теоретические аспекты управления корпоративной культурой / А.В. Михайлина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2016. - № 4. – С. 117-122.
  23. Пантелеева Е.С. Корпоративная культура как маркетинговй ресурс / Е.С. Пантелеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - № 1 (17). – С. 54-61.
  24. Пихало В.Т. Управление корпоративной культурой современной организации / В.Т. Пихало, П.А. Карасев // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2016. - № 9. – С. 61-66.
  25. Потапчук В.А. Теоретические аспекты содержания понятия «корпоративная культура» / В.А. Потапчук // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. - № 11. – С. 30-37.
  26. Потапчук В.А. Корпоративная культура как основа имиджа организации / В.А. Потапчук // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. - № 12. – С. 26-31.
  27. Ревина М.А. Формирование корпоративных ценностей как инструмент воздействия на организационную культуру / М.А. Ревина // Вестник МГТУ Станкин. – 2012. - № 2 (21). – С. 53-55.
  28. Русяева Е.Ю. Корпоративная (организационная) культура как параметр управления / Е.Ю. Русяеа // Вопросы культурологи. – 2016. - № 10. – С. 56-61.
  29. Савельева Н.В. Корпоративная культура, стигматизация и карьеры дистрибьюторов в организациях прямых продаж в России / Н.В. Савельева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. - № 1 (113). – С. 114-126.
  30. Сеемененко В.М. Корпоративная культура как элемент управления предприятием и ее формирование / В.М. Семененко, О.А. Пышненко // Экономика: реалии времени. – 2012. - № 3-4 (4-5). – С. 73-77.
  31. Синяев И.В. Корпоративная культура и корпоративное управлении / И.В. Синяев // Вестник Ярославского университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. - № 4. – С. 208-211.
  32. Снимщикова И.В. Корпоративная культура как фактор эффективности управления в корпорациях / И.В. Снимщикова, Ю.А. Чугаева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2012. - № 1. – С. 222-226.
  33. Финько С.С. Корпоративная культура как стратегический фактор эффективных социально-трудовых отношений / С.С. Финько // Запад-Россия-Восток. – 2011. - № 5. – С. 207-214.
  34. Финько С.С. Формирование корпоративной культуры в современных условиях хозяйствования / С.С. Финько // Вестник Самарского государственного экономического университет. – 2012. - № 79-81.
  35. Хасянова М.Г. Значение ценностей в корпоративной культуре / М.Г. Хасянова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. - № 22. – С. 189-194.
  36. Шамсутдинова В.В. Роль корпоративной культуры в системе управления персоналом / В.В. Шамсутдинова // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2012. - № 5. – С. 24-26.
  37. Шилаев А.В. Корпоративное обучение и корпоративная культура как элементы маркетинга персонала / А.В. Шилаев // Путеводитель предпринимателя. – 2012. - № 13. – С. 303-310.
  38. Широнина Е.М. Современные научные взгляды и подходы к определению организационной культуры и корпоративной культуры / Е.М. Широнина // Наука и современность. – 2011. - № 13. – С. 172-176.
  39. Шурпо Н.С. Корпоративная культура как социокультурный феномен / Н.С. Шурпо // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – Т. 195. – С. 225-227.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Признаки организационной культуры

Тип организационной культуры

Опекунская

Предпринимательская

Бюрократическая

Праксиологическая

Тип совместной деятельности

Совместно взаимодействующий

Совместно индивидуальный

Совместно последовательный

Совместно творческий

Тип личности

«Послушный»

«Пассионарный»

«Технологически дисциплинированный»

«Профессиональный»

Ценности

Коллективные ценности

Индивидуальные ценности

Ценности диктуются технологией и специализацией

Ценности профессионального роста

Форма собственности

Общинная

Частная

Государственная

Кооперативная

Механизм распределения

Очередь

Аукцион

Рационирование

По вкладу

Впервые появившаяся управленческая роль

Руководитель

Администратор

Организатор

Управленец

Механизм управления

Сценирование

Планирование

Оргпроектирование

Программирование

Оценка результатов

Ритуал, традиции

Прибыль

Мнение руководителя

Достижение целей

Организация направляется

Согласием с общей идеей развития предприятия

Свободной инициативой членов коллектива

Сильным руководством со стороны администрации

Всесторонним коллективным обсуждением

Возникающие проблемы решаются на основе

Исходного согласования большинства целей и задач предприятия

Индивидуального творчества отдельных членов коллектива

Ясной формулировки со стороны руководства

Активного взаимодействия и сотрудничества руководства и

членов коллектива

Лидерство основывается на

Разделяемых взглядах и направлениях

развития организации

Наличии авторитета и признания

Административной власти и служебного положения

Содействии контакту и сотрудничеству

Повседневная работа

Осуществляется при минимальном вмешательстве со стороны руководства

Выполняется и видоизменяется каждым по-своему

Зависит от неизменности курса и активности руководства

Постоянно перепроверяется для большего совершенства

Рабочие обязанности и ответственность

Реализуются с автоматической точностью

Получаются такими, какими их делают люди

Предписываются и закрепляются документально

Разделяются и сменяются по необходимости

Желания и интересы отдельных работников

Оцениваются по степени их согласованности с целями организации

Считаются более важными, чем интересы предприятии в целом

Подчиняются интересам организации

Согласовываются с интересами организации путем договоренностей

Руководство

Задает направление и цели работы, сводя к минимуму вмешательство в рабочий процесс

Дает специалистам выполнять работу так, как они считают нужным

Определяет лидеров и возможные направления развития предприятия

Поощряет групповое взаимодействие и сотрудничество в решении производственных задач

Разногласия и конфликты

Отражают факт расхождения индивидуальных мнений с общими целями и задачами

Являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий сотрудников

Угрожают стабильности и мешают работе коллектива

Считаются необходимыми для эффективного решения проблемы, если только они не затягиваются

Тип лидера, существующий в организации

Лидер, который несет в коллектив миссию, видит будущее, которому доверяют члены коллектива

Лидер, который организует эффективные коммуникации внутри коллектива

Лидер, который держит в функциональной и эмоциональной зависимости членов коллектива

Лидер, положение которого определяется профессионализмом и компетентностью