Файл: Основные функции в системе менеджмента (раскрытие основных функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.[1]1

Система менеджмента - это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях ОСУ, а также правового обеспечения.

Система менеджмента имеет пять взаимосвязанных функции: планирование, организация, мотивация, контроль и координация

Целью данной работы является раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на примере одного предприятия.

В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации, контроля и координации.

Выполняя работу я буду опираться на данные текущей документации ООО "Вест фуд" и некоторые источники теоретической информации (учебники).

Результатом работы будет анализ функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента и внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что должно повысить эффективность хозяйственной деятельности организации.

Работа основана на трудах таких авторов, как Веснин В.Р., Глухов В.В., Виханский О.С., Михненко П.А. И др.

1. Функции менеджмента

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности ,в том числе менеджмента, проявляется в функциях(лат. functio-обязанность, круг деятельности, назначение, роль)


Под функциями менеджмента можно понимать:

  • целевое назначение управленческой деятельности вообще;
  • ту или иную задачу,которую необходимо решить(такая задача бывает основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);
  • относительно самостоятельный вид управленческих действии;
  • определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения.

Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию, информатирование и развитие.[2]2

В ХХ веке содержание функций и название некоторых претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Фойля. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества.

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции всего процесса менеджмента являются главными. Существуют также специфические функции, которые отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет,планирование, правоведение и др.

Содержание менеджмента как процесса наиболее полно отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.

Основная задача менеджеров - добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Контроль цели и результаты их достижения менеджеры должны осуществлять на постоянной основе. В процессе управления производится постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов.

1.1 Планирование

Планирование — первая важнейшая функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей[3]3. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.


Можно выделить формы планирования и виды планов в зависимости от содержания целей и задач :

Формы планирования:

- перспективное

- среднесрочное

- текущее (бюджетное, оперативное)

Виды планов:

1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.

2. В зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.

Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное, среднесрочное и тактическое или текущее.

Стратегическое планирование можно квалифицировать и как комплект действий и решений, предпринятых управлением, основных к разработке своеобразных стратегий, специализированных так, чтобы посодействовать организации добиться собственных целей. Стратегическое планирование реализуется сквозь рассредотачивание ресурсов, приспособление к наружной среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение. Стратегическому планированию присущ конкретный метод: что надо сделать(концептуальный аспект, формулирование главной цели); как делать(технологический аспект); с внедрением каких средств делать(ресурсный аспект); в какие сроки и в какой очередности делать(временной аспект); какой должна быть организационная структура(организационно-управленческий аспект). Стратегические цели, сроки , предполагаемые результаты, определяются руководством высшего звена, а их реализация предусматривает участие всех уровней руководства и управления.[4]4

Стратегическое планирование исполняется в виде:

  • долговременных планов, где показатели минувшего периода по принципу «будущее станет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы доходов с определением отклонений фактических показателей от запланированных;
  • стратегических планов, где показатели становления компании на грядущий этап разрабатываются с учетом научного обоснования задач, с которыми имеет возможность встретиться компания. Тут возможности и цели связаны меж собой для выработки стратегии.

Стратегические планы обязаны быть разработаны так, дабы не только оставаться целостными в направление долгих периодов времени, но и быть довольно гибкими, дабы при надобности возможно было реализовать их трансформацию и переориентацию.


Кое-какие организации, имеют все шансы добиться конкретного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Больше того, стратегическое планирование само по себе не ручается за успех. Организация, сделающая стратегические планы, имеет возможность потерпеть неудачу по причине промахов в организации, мотивации и контроле.

Планированием имеет возможность сделать ряд весомых и нередко значительных одобрительных моментов для организации. Нынешний темп конфигурации и наращивания познаний считается настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования грядущих задач и вероятностей. Стратегическое планирование выделяет базу для принятия решений. При принятии решений планирование содействует понижению риск . Т.к. планирование служит для формулирования поставленных целей, может помочь сделать согласие общей цели изнутри организации.

Среднесрочные планы, как правило, охватывают пятилетний срок. В них отражаются количественные показатели, в том числе распределение ресурсов, сведения о производстве, капиталовложениях и источниках финансирования.[5]5 В данных планах формулируются главные задачи на поставленный период, к примеру производственная стратегия компании в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; экономическая стратегия; кадровая политика; определение размера и структуры важных ресурсов и форм вещественного обеспечения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования изготовления.

Среднесрочные планы предусматривают разработку в конкретной очередности мероприятий, нацеленных на достижение целей, намеченных длительной программой становления. План как правило имеет количественные показатели, в том числе и в отношении рассредотачивания ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о финансовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях.

Текущее (оперативное) планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. После этого детально разрабатываются способы и методы решения задач, применения ресурсов, внедрения свежих технологий. Как правило это планирование исполняется на год. Задачи и цели представляют собой детализированную конкретизацию, установленных многообещающими и среднесрочным планами.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для фирмы и её подразделений, программ маркетинга, планов по производству, материально-техническому снабжению. Календарные планы являются основными звеньями текущего плана, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния конъюнктуры рынка. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию.


Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются в единый бюджет или финансовый план фирмы. Бюджет представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах. Он охватывает все стороны деятельности фирмы и служит средством координационной работы всех звеньев фирмы. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных и среднесрочных планах. Взаимосвязь между перспективными, текущими и др. видами планирования осуществляется через бюджет. Составлением бюджета занимаются различные службы, редактируют их администраторы, утверждает руководитель.

Бюджет фирмы охватывает все стороны её деятельности и основывается на оперативных планах отделов и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы.

Результатом планирования является план. План - это не прогноз, который ни к чему не обязывает, план служит для четкой постановки целей. Ответственность за выполнение плана определена в самом плане.

1.2 Организация

Необходимой функцией управления считается функция организации, которая заключается в установлении неизменных и временных отношений меж всеми подразделениями компании, определении порядка и критерий функционирования компаний. Организация как процесс представляет собой функцию по координации множества задач.

Функция организации реализуется 2-мя способами: сквозь административно-организационное управление и сквозь оперативное управление.
Административно-организационное управление подразумевает определение структуры компании, установление взаимосвязей и рассредотачивание функций меж всеми подразделениями, передача прав и установление ответственности меж сотрудниками аппарата управления.

Оперативное управление гарантирует функционирование компании в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в повторяющемся или же нескончаемом сопоставлении практически приобретенных итогов с итогами, намеченными планами, и дальнейшей их корректировке. Оперативное управление плотно связано с текущим планированием.

Есть 2 ведущих нюанса организационного процесса:

    1. Деление организации на подразделения в соответствии с этими целями и стратегиями.
    2. Делегирование полномочий

Делегирование - это: