Файл: Проведение маркетингового исследования на рынке товаров потребительского назначения.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ ПИЩЕВЫХ КОНЦЕНТРАТОВ
1.1. Химический состав концентратов
1.3. Факторы формирующие качество (сырье, производство)
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ КОНЦЕНТРАТОВ
2.1. Классификация концентратов по различным признакам
2.3. Анализ ассортимента и пищевых концентратов по основным признакам
3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОВ
3.2. Оценка качества образцов концентратов
3.3. Факторы, сохраняющие качество концентратов
4. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ КОНЦЕНТРАТОВ
2.2. Изучение ассортимента и качества пищевых концентратов в предприятиях розничной торговли г.Благовещенска
Рассмотрим ассортимент пищевых концентратов в трех исследуемых торговых точках и представим имеющиеся значения в виде таблицы 7.
Таблица 7 - Ассортимент пищевых концентратов торговых точек г.Благовещенск
№ |
Наименование товаров |
Фактическая величина ассортимента (действительная) |
Базовая величина (максимальное количество, которое когда-либо было завезено) |
Процентное количество от общего количества пищевых концентратов (фактическое), % |
«Стик» |
||||
Общее количество пищевых концентратов |
122 |
143 |
||
1. |
Обеденные блюда |
56 |
60 |
45,9 |
Первые блюда |
28 |
30 |
||
Вторые блюда |
12 |
25 |
||
Сладкие блюда |
11 |
20 |
||
Полуфабрикаты мучных изделий |
5 |
15 |
||
2. |
Сухие завтраки |
28 |
35 |
23,0 |
3. |
Концентраты специального назначения |
38 |
48 |
31,1 |
Для детского питания |
14 |
20 |
||
Для диетического питания детей |
14 |
15 |
||
Для беременных и кормящих женщин |
2 |
3 |
||
Для диетического питания |
7 |
8 |
||
Для спортсменов, людей тяжелого физического труда |
1 |
2 |
||
«Серышевский» |
||||
Общее количество пищевых концентратов |
104 |
136 |
||
1. |
Обеденные блюда |
48 |
62 |
46,2 |
Первые блюда |
18 |
25 |
||
Вторые блюда |
8 |
10 |
||
Сладкие блюда |
15 |
15 |
||
Полуфабрикаты мучных изделий |
7 |
12 |
||
2. |
Сухие завтраки |
14 |
20 |
13,5 |
3. |
Концентраты специального назначения |
42 |
54 |
40,4 |
Для детского питания |
15 |
20 |
||
Для диетического питания детей |
15 |
15 |
||
Для беременных и кормящих женщин |
3 |
5 |
||
Для диетического питания |
6 |
10 |
||
Для спортсменов, людей тяжелого физического труда |
3 |
4 |
||
«Наш универсам» |
||||
Общее количество пищевых концентратов |
79 |
124 |
||
1. |
Обеденные блюда |
30 |
59 |
37,9 |
Первые блюда |
8 |
15 |
||
Вторые блюда |
8 |
12 |
||
Сладкие блюда |
8 |
12 |
||
Полуфабрикаты мучных изделий |
6 |
9 |
||
2. |
Сухие завтраки |
15 |
20 |
19,0 |
3. |
Концентраты специального назначения |
34 |
45 |
43,0 |
Для детского питания |
10 |
15 |
||
Для диетического питания детей |
12 |
15 |
||
Для беременных и кормящих женщин |
3 |
4 |
||
Для диетического питания |
8 |
8 |
||
Для спортсменов, людей тяжелого физического труда |
1 |
3 |
Сравнительные данные представим на рисунке 1.
Рисунок 1 – Соотношение групп пищевых концентратов, представленных в исследуемых магазинах, %
Как видно из представленных в таблице 7 и на рисунке 1 данных, в магазинах «Стик» и «Серышевский» преобладающей группой пищевых концентратов являются обеденные блюда, а магазине «Наш универсам» - пищевые концентраты специального назначения.
В магазинах «Стик» и «Серышевский» пищевые концентраты специального назначения составляют вторую по количеству группу исследуемых товаров. В магазине «Наш универсам» Вторую группу по численности составляют пищевые концентраты обеденных блюд.
2.3. Анализ ассортимента и пищевых концентратов по основным признакам
Представим ассортимент пищевых концентратов в трех исследуемых торговых точках в виде таблицы.
Таблица 8 – Анализ ассортимента пищевых концентратов в торговых точках г.Благовещенск
№ |
Наименование товаров |
Широта |
Полнота |
Глубина |
Устойчивость |
Новизна |
|||||
Фактическая величина ассортимента (действительная) |
Базовая величина (максимальное количество, которое когда-либо было завезено) |
Фактическое наличие ассортимента |
Плановое наличие ассортимента |
Глубина действительная |
Глубина базовая (на рынке г.Благовещенск) |
Величина товаров, пользующихся устойчивым спросом |
Фактическая величина ассортимента (действительная) |
Количество новых товаров за период (год) |
Фактическая величина ассортимента (действительная) |
||
«Стик» |
|||||||||||
1. |
Обеденные блюда |
56 |
60 |
+ |
+ |
20 |
22 |
34 |
56 |
20 |
56 |
Первые блюда |
28 |
30 |
+ |
+ |
10 |
12 |
12 |
28 |
8 |
28 |
|
Вторые блюда |
12 |
25 |
+ |
+ |
8 |
12 |
7 |
12 |
4 |
12 |
|
Сладкие блюда |
11 |
20 |
+ |
+ |
6 |
10 |
10 |
11 |
5 |
11 |
|
Полуфабрикаты мучных изделий |
5 |
15 |
+ |
+ |
8 |
12 |
5 |
5 |
3 |
5 |
|
2. |
Сухие завтраки |
28 |
35 |
+ |
+ |
6 |
6 |
20 |
28 |
6 |
28 |
3. |
Концентраты специального назначения |
38 |
48 |
+ |
+ |
10 |
14 |
37 |
38 |
7 |
38 |
Для детского питания |
14 |
20 |
+ |
+ |
3 |
5 |
14 |
14 |
2 |
14 |
|
Для диетического питания детей |
14 |
15 |
+ |
+ |
3 |
5 |
14 |
14 |
2 |
14 |
|
Для беременных и кормящих женщин |
2 |
3 |
+ |
+ |
2 |
5 |
2 |
2 |
1 |
2 |
|
Для диетического питания |
7 |
8 |
+ |
+ |
3 |
8 |
6 |
7 |
2 |
7 |
|
Для спортсменов, людей тяжелого физического труда |
1 |
2 |
+ |
+ |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
|
«Серышевский» |
|||||||||||
1. |
Обеденные блюда |
48 |
62 |
+ |
+ |
12 |
22 |
37 |
48 |
17 |
48 |
Первые блюда |
18 |
25 |
+ |
+ |
5 |
12 |
11 |
18 |
8 |
18 |
|
Вторые блюда |
8 |
10 |
+ |
+ |
5 |
12 |
8 |
8 |
2 |
8 |
|
Сладкие блюда |
15 |
15 |
+ |
+ |
5 |
10 |
12 |
15 |
4 |
15 |
|
Полуфабрикаты мучных изделий |
7 |
12 |
+ |
+ |
5 |
12 |
6 |
7 |
3 |
7 |
|
2. |
Сухие завтраки |
14 |
20 |
+ |
+ |
4 |
6 |
14 |
14 |
4 |
14 |
3. |
Концентраты специального назначения |
42 |
54 |
+ |
+ |
9 |
14 |
39 |
42 |
12 |
42 |
Для детского питания |
15 |
20 |
+ |
+ |
4 |
5 |
15 |
15 |
3 |
15 |
|
Для диетического питания детей |
15 |
15 |
+ |
+ |
4 |
5 |
15 |
15 |
3 |
15 |
|
Для беременных и кормящих женщин |
3 |
5 |
+ |
+ |
2 |
5 |
2 |
3 |
1 |
3 |
|
Для диетического питания |
6 |
10 |
- |
+ |
2 |
8 |
6 |
6 |
3 |
6 |
|
Для спортсменов, людей тяжелого физического труда |
3 |
4 |
- |
+ |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
|
«Наш универсам» |
|||||||||||
1. |
Обеденные блюда |
30 |
59 |
+ |
+ |
11 |
22 |
30 |
30 |
17 |
30 |
Первые блюда |
8 |
15 |
+ |
+ |
4 |
12 |
8 |
8 |
4 |
8 |
|
Вторые блюда |
8 |
12 |
+ |
+ |
4 |
12 |
8 |
8 |
4 |
8 |
|
Сладкие блюда |
8 |
12 |
+ |
+ |
5 |
10 |
8 |
8 |
5 |
8 |
|
Полуфабрикаты мучных изделий |
6 |
9 |
+ |
+ |
5 |
12 |
6 |
6 |
4 |
6 |
|
2. |
Сухие завтраки |
15 |
20 |
+ |
+ |
6 |
6 |
15 |
15 |
8 |
15 |
3. |
Концентраты специального назначения |
34 |
45 |
+ |
+ |
11 |
14 |
30 |
34 |
16 |
34 |
Для детского питания |
10 |
15 |
+ |
+ |
3 |
5 |
10 |
10 |
4 |
10 |
|
Для диетического питания детей |
12 |
15 |
+ |
+ |
3 |
5 |
12 |
12 |
4 |
12 |
|
Для беременных и кормящих женщин |
3 |
4 |
+ |
+ |
2 |
5 |
2 |
3 |
2 |
3 |
|
Для диетического питания |
8 |
8 |
- |
+ |
5 |
8 |
5 |
8 |
6 |
8 |
|
Для спортсменов, людей тяжелого физического труда |
1 |
3 |
- |
+ |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
Опираясь на данные, представленные в таблице 8, можно сказать, что ассортимент пищевых концентратов магазинах очень широкий. В торговых точках «Серышевский» и «Наш универсам» немного ниже, однако их показатели достаточно высоки. Поэтому можно сказать, что в исследуемых точках широта ассортимента удовлетворительная.
Полнота ассортимента пищевых концентратов требует пополнения ассортимента по позиции «пищевые концентраты специального назначения» в торговых точках «Серышевский» и «Наш универсам». Причиной этому может служить небольшая торговая площадь, малый объем продаж, недостаточное внимание к этому вопросу товароведов магазина.
По позициям «обеденные блюда» и «сухие завтраки» во всех исследуемых торговых точках полнота ассортимента исчерпывающая.
Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость, авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности (высокие темпы товарооборота, высокую рентабельность и т.д.). Исследуемые магазины полностью соответствуют данным требованиям.
Значительная полнота ассортимента может служить одним из средств удовлетворения потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
Расчетные показатели глубины ассортимента практически максимальным и полностью способствует удовлетворению спроса потребителей на все группы пищевых концентратов.
Для выявления устойчивости ассортимента в исследуемых торговых точках было проведено четыре проверки в течение двух месяцев, благодаря которым было выявлено, что устойчивость в исследуемых магазинах достаточно высока по всем позициям. Обеспечение устойчивости ассортимента зависит от наличия и движения товарных запасов. К факторам, обусловливающим образование и изменение запасов, относятся условия производства, транспортные условия, условия поставок, условия потребления.
Низкая и умеренная новизна ассортимента пищевых концентратов по всем позициям во всех исследуемых точках говорит о постоянстве ассортимента с одной стороны, а с другой свидетельствует о его максимальной насыщенности и отсутствии необходимости его пополнения ввиду наличия всех наиболее востребованных наименований товаров.
Полученные сводные расчеты показателей ассортимента пищевых концентратов в исследуемых торговых точках приведены в таблице 8.
3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОВ
3.1 Методы оценки качества
Согласно требованиям ГОСТ 19327-84 «Концентраты пищевые. Первые и вторые обеденные блюда. Общие технические условия», ГОСТ 18488-2000 «Концентраты пищевые сладких блюд. Общие технические условия», ГОСТ Р 51172-98 «Концентраты пищевые. Каши лечебно-профилактические для детского питания. Технические условия», ГОСТ Р 50847-96 «Концентраты пищевые первых и вторых обеденных блюд быстрого приготовления. Технические условия» методам оценки качества пищевых концентратов являются органолептический и по физико-химическим показателям [1, 2, 3 ,4].
Качество органолептической и физико-химической оценки зависит от условий проведения анализа, а также от квалификации и навыков эксперта.
Качество концентратов устанавливают по состоянию их упаковки, массе нетто, внешнему виду, содержанию в них влаги, сахара, жира, минеральных и металлических примесей, отсутствию вредителей (насекомых и клещей) и плесеней, а также по внешнему виду, цвету, вкусу, запаху и консистенции приготовленных из концентратов блюд.
3.2. Оценка качества образцов концентратов
Качество пищевых концентратов зависит напрямую от качества сырья, из которого они сделаны. Сырье для их производства должно соответствовать требованиям ГОСТ.
Для реализации не пригодны такие пищевые концентраты, которые имеют дефекты в идее потери сыпучести, увлажнения, прогоркания, заражения вредителями хлебных запасов.
Упаковочные материалы, в которых находятся концентраты, должны быть цельные, чистые, оформлены красочными рисунками и надписями. Брикетированные концентраты должны быть целыми, правильной формы, равномерными по толщине, без обломанных углов и граней, при надавливании должны рассыпаться. В рассыпных концентратах возможно наличие неплотно слежавшихся комочков. Цвет, вкус, запах, консистенцию определяют после приготовления из них соответствующих блюд по способу, указанному на этикетках. Внешний вид концентратов обеденных блюд в насыпном виде представляет собой неоднородную и рыхлую массу; концентратов сладких блюд и полуфабрикатов мучных изделий, сухих продуктов детского питания - однородную порошкообразную массу, в которой допускаются неплотно слежавшиеся комочки.
Внешний вид, цвет, вкус, запах и консистенция готовых блюд из концентратов должны быть свойственны одноименным блюдам, приготовленным обычным кулинарным способом.
Органолептические показатели качества пищевых концентратов, которым в установленном порядке присвоен государственный Знак качества, оценивают по 30-балльной системе [24, с. 86].
Влажность концентратов составляет 4,0 - 12,5% в зависимости от их вида. В них регламентируется содержание сахара, жира, титруемая кислотность. Минеральных примесей в концентратах разрешается до 0,01%, металлопримесей с размером отдельных частиц не более 0,3 мм в наибольшем линейном измерении - 3 мг/кг. Концентраты не должны быть заражены насекомыми и клещами и поражены плесенями.
Особенностью требований стандарта на пищевые концентраты является установление времени (в минутах, не более), которое необходимо для получения готового к употреблению блюда по способу, указанному на этикетке: пюреобразных-10; быстроразваривающихся и из макаронных изделий - 15; остальных-25. Концентраты быстрого приготовления должны восстанавливаться не более чем за 15 минут [24, с. 86].
3.3. Факторы, сохраняющие качество концентратов
Основными факторами сохранения качества пищевых концентратов являются их упаковка и правила хранения.
Концентраты первых, вторых и сладких блюд в насыпном виде упаковывают: в пакеты и пачки из термосваривающихся материалов; в двойные пакеты - внешний пакет из этикеточной бумаги, внутренний - из пергамента (для концентратов с жирами), подпергамента или парафинированной бумаги (для концентратов без жира). Концентраты сладких блюд также расфасовывают в пачки из бумаги с внутренним пакетом из пергамента, подпергамеита, целлофана и в пачки из бумаги с внутренним покрытием из термосваривающихся материалов. Концентраты обеденных блюд в виде брикетов завертывают в два слоя упаковочного материала: внешний из этикеточной бумаги, внутренний - из пергамента, подпергамента или парафинированной бумаги.
Концентраты обеденных блюд, удостоенные государственного Знака качества, вырабатывают только в насыпном виде и расфасовывают в пакеты из комбинированных термосваривающихся материалов [11, с. 177].
Сухие продукты диетического и детского питания упаковывают в картонные коробки с внутренним полимерным покрытием. Концентраты - полуфабрикаты мучных изделий и сухие завтраки упаковывают в бумажные коробки, сухие завтраки - в бумажные, целлофановые и полиэтиленовые пакеты, бумажные коробки с внутренним пакетом из пергамента, двойные пакеты с полиэтиленовым покрытием.