Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы управления изменениями и нововведениями
1.2 Классификация трансформаций
ГЛАВА 2. Анализ факторов среды
2.1 Окружение организации и внутренняя среда
3.1 Состав основных факторов и анализ организационного окружения ООО «ГДК Ленск-газ»
3.2 Конкурентные условия и структура рынка
Предложенная модель позволяет:
– идентифицировать причины неудач изменений;
– определить шаги повышения эффективности изменений;
– диагностировать причины сопротивления персонала;
– разработать план развития отдельных сотрудников.
3 Модель жизненного цикла организации.
Автор модели – Ichak K. Adizes [0] – описывает предприятие как живой организм, акцентируя внимание на двух параметрах: гибкость и контроль.
В целях выбора «правильного» вектора организационного развития целесообразно использовать соответствующие модели. Ведь некоторые проблемы развития типичны для многих компаний.
Вывод к 1-ой главе:
Если предприятие стремится обеспечить устойчивое положение на рынке, сохранить и приумножить имеющийся потенциал в области конкурентного преимущества, ей необходимо позаботиться о таком аспекте в реализации функции управления, как организационное развитие. Организационное развитие преследует цель повышения скорости ответной реакции в условиях неопределенности рыночной среды на основе освоения новых идей, изменения типа поведения, совершенствования отдельных функций управления.
Инициирование изменений и трансформация компании охватывают широкий спектр возможных действий, что обусловливает необходимость выбора ключевых параметров преобразований – глубины, степени программирования, точки приложения усилий.
Общий процесс управления организационным развитием и внедрением преобразований можно представить в виде следующей последовательности действий.
Во-первых, анализ соответствия внутренней среды ключевым тенденциям внешнего окружения как условие мониторинга наиболее важных факторов.
Во-вторых, осознание необходимости изменений как подготовка стартовой площадки внедрения нововведений.
В-третьих, установление целей организационных изменений как перспектива развития компании.
В-четвертых, определение способов и средств развития перемен как разработка подробного плана достижения целей.
В-пятых, внедрение и реализация изменений как процесс претворения программы трансформаций и закрепления успехов в корпоративной культуре.
ГЛАВА 2. Анализ факторов среды
2.1 Окружение организации и внутренняя среда
Успех компании, а значит, ее взгляд на необходимость изменений во многом зависит от степени участия сил, формирующих среду предприятия (См. рис.2.).
Рисунок 2. – Окружение организации.
При разработке трансформационных стратегий и плана тактических мероприятий необходимо учитывать интересы всех подразделений компании – производственных цехов и функциональных служб.
В качестве стрежневых звеньев, составляющих внутренние факторы микросреды предприятия, следует выделить систему управленческих ценностей компании – модель 7S, или в русскоязычном вари-анте 7С [14]:
– стратегия – управленческие программы и планы, устанавливающие направление действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства во времени для достижения заявленных корпоративных целей;
– организационная структура – внутренняя композиция организации, отражающая выделение подразделений, иерархическую взаимосвязь (субординацию) отдельных элементов в распределении источников власти;
–система управления – основные операционные процедуры и рутинные процессы, характеризующие организацию;
–состав персонала – кадровый потенциал предприятия, который отражает промышленно-производственную структуру работников и возможности развития их творческих способностей;
–стиль управления – основной способ руководства отдельными подразделениями и организацией в целом, в рамках которого особое место занимают вопросы корпоративной культуры;
– совокупность навыков – отличительная компетентность, которая определяет преимущество организации в отдельных сферах деятельности в сравнении с прямыми конкурентами;
– система ценностей – совместные императивы, под которыми подразумеваются смысл и содержание основных направлений деятельности организации.
Представленная на рис. 3 модель 7С получила альтернативное название – «Счастливый атом».
Рисунок 3. – Модель 7S-«Счастливый атом»
Представленная модель, с одной стороны, позволила систематизировать традиционные взгляды на управленческие подходы, организационную структуру и отношение к инициированию и внедрению нововведений. С другой стороны, она определяет характер взаимосвязей между производственными (операционными) процессами и персоналом, который их осуществляет.
Выявление резервов и формирование потенциала изменений – основная цель анализа внутрифирменной среды.
В настоящее время в качестве фундаментальной характеристики бизнеса, по мнению ряда авторов [21, с. 358], выступает показатель роста доходов, поскольку организация должна инвестировать в свое лидерство, что невозможно без устойчивого роста доходов.
Чтобы создавать и поддерживать рыночное лидерство в долгосрочном плане, организация должна стремиться к завоеванию преимущества (значит – осуществлению изменений) на трех уровнях:
1) борьба за рыночную долю в координатах цены и основных показателей функционирования – соперничество за рынки готовой продукции и сервисных услуг;
2) доминирование в ключевых видах продукции – лидерство на основе разработки новых функциональных характеристик и скорости выведения товаров на рынок;
3) формирование стержневых компетенций – возможность создавать новые виды бизнеса и открывать новые сферы влияния за счет комбинации навыков и умений.
Анализ параметров внутренней среды следует проводить по направлениям: организация производственного процесса, оценка финансовой результативности, обеспеченность ресурсами и маркетинг:
1) производственный процесс – объем, структура, темпы производства, номенклатура выпуска, производственная мощность, производительность труда;
2) финансовые результаты – прибыль, доход, рентабельность продукции, каналов и рынков сбыта, финансовая устойчивость и платежеспособность;
3) материальное обеспечение – система контроля запасов, эффективность использования технологического оборудования, местонахождение производства и развитость инфраструктуры;
4) планирование маркетинга – производственный портфель, доля на рынке, репутация и качество товаров, методы продвижения и стимулирования сбыта, ценообразование.
Оценка конкурентоспособности предприятия может быть основана на анализе сильных и слабых сторон компании (табл. 1). Основной результат такого анализа – выявление конкурентных преимуществ и уязвимых мест, а также перспектив развития компании.
Таблица 1.- Лист оценки сильных и слабых сторон предприятия
Факторы конкурентоспособности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Финансовые результаты |
||||||
Прибыль |
Х |
|||||
Структура активов |
Х |
|||||
Инвестиционные ресурсы |
Х |
|||||
Динамика основных показателей |
Х |
|||||
Конкурентное преимущество |
Х |
|||||
Производственный процесс |
||||||
Производственные мощности |
Х |
|||||
Производительность труда |
Х |
|||||
Производственные площади |
Х |
|||||
Технологии и оборудование |
Х |
|||||
Конкурентное преимущество |
Х |
|||||
Материальное обеспечение |
||||||
Запасы и надежность поставок |
Х |
|||||
Своевременность поставок |
Х |
|||||
Качество обслуживания |
Х |
|||||
Зависимость поставщиков от фирмы |
Х |
|||||
Конкурентное преимущество |
Х |
|||||
Планирование маркетинга |
||||||
Стратегия предприятия |
Х |
|||||
Краткосрочные планы |
Х |
|||||
Стратегия на целевых рынках |
Х |
|||||
Деловая репутация |
Х |
|||||
Конкурентное преимущество |
Х |
|||||
Обобщающая оценка конкурентных преимуществ |
||||||
Итого по всем факторам: |
4 |
5 |
6 |
5 |
||
1.-лучше, чем кто-либо на рынке, явный лидер в отрасли |
||||||
2.-выше среднего уровня, показатели достаточно высокие |
||||||
3.-полное соответствие отраслевым стандартам, устойчивые позиции |
||||||
4.-ниже среднего, следует позаботиться об улучшении позиции |
||||||
5.-худшие позиции, положение тревожное, в кризисной ситуации |
Системный анализ параметров внутренней среды и оценка степени соответствия внешним условиям функционирования компании позволяют выявить скрытые противоречия в управлении, которые находят свое выражение в организационной структуре, а также в структуре промышленно-производственного персонала.
И организационная структура, и структура персонала определяют базовый уровень – платформу, которая детерминирует условия инициирования и внедрения нововведений.
В условиях глобального развития рынков и усиления влияния тенденций международного бизнеса резко возрастает роль внутренних и внешних факторов, обусловливающих необходимость изменений и определяющих систему менеджмента организации.
Эффективность менеджмента определяется четкой и своевременной реакцией на происходящие изменения вне пределов компании. С этой позиции организация рассматривается как открытая система, тесно связанная с факторами и условиями внешнего окружения; как система, открытая в международном масштабе
2.2 Среда задач
Самая распространенная ошибка заключена в том, что многие считают: предприятие сражается на рынке лишь со своими прямыми конкурентами, где однозначно есть выигравшие и проигравшие. Однако по- большинство управленческих решений зависит от действий других игроков – поставщиков, дистрибьюторов, производителей сопутствующих товаров, а самое главное, здесь возможен другой ре-– выигрыш для всех [12, с. 125].
Факторы, что формируют непосредственное окружение организации, или ландшафт бизнеса – это среда 4П, определяющая область приоритетных задач в развитии компании:
– потребности потребителей;
– поставщики исходных компонентов производства;
– предложения прямых конкурентов;
–партнеры (различного рода посредники), обеспечивающие продвижение организации к намеченным целям.
Любая производственная система независимо от вида деятельности закупает сырье, материалы, услуги. Функция закупок оказывает существенное, а порой и решающее влияние на экономику производства [16, с. 87]. Основные вопросы, связанные с управлением изменениями, – как оценить потребность и выбрать поставщика, преобразовать организационную структуру и оптимизировать систему закупок.
Совокупность различных компаний и отдельных предпринимателей, обеспечивающих предприятие всеми видами ресурсов, необходимых для организации процесса производства, – это поставщики:
– сырьевых компонентов;
– вспомогательных материалов;
– технологического оборудования;
– топливно-энергетических ресурсов;
– рабочей силы.
Успех любого дела напрямую зависит от качества и своевременности поставок всех без исключения исходных компонентов производства. Недостаточность тех или иных материалов однозначно нарушит график поставок выпускаемой продукции потребителю, что в свою очередь приведет к возникновению целого ряда проблем.
В краткосрочном плане компанией будут упущены возможности сбыта. В перспективе – может быть подорван имидж предприятия, а это грозит потерей части клиентов.
Уровень и динамика цен на ресурсы зачастую играют определяющую роль в оценке потребности в том или ином конструкционном материале, а также в выборе партнера в качестве поставщика. Стоимость приобретаемых ресурсов составляет более половины общих затрат предприятия.
В силу указанных причин управление закупками, следовательно, и трансформация методов закупок – стратегическая функция, от реализации которой зависят эффективность и конкурентоспособность предприятия [6, с. 166].
Ключевым звеном и залогом успешного развития организации являются потребители. Именно на удовлетворение их требований и запросов направлены все виды предпринимательской деятельности предприятия.
Анализ потребления – более широкая концептуальная схема, нежели покупательское поведение, поскольку рассматривает факторы, возникающие после совершения процесса покупки. Эти факторы зачастую оказывают влияние на покупки людей и на удовлетворение, получаемое ими от своих приобретений [26, с. 36].
Совокупность контрагентов предприятия формирует следующий фактор – действия и интересы различного рода посредников. Основная роль посредников заключена в оказании различного рода помощи в сфере реализации планов изменений. Среди основных задач – достижение стратегических целей, организация распределения и продвижения продукции на рынки сбыта.
Осуществляя исследование рынка с целью выявления ключевых направлений организационных преобразований, менеджмент предприятия просто обязан найти способ выгодно и долговременно конкурировать в рамках выбранной отрасли. Универсальной стратегии – на все случаи жизни – не существует. Только та стратегия, которая учитывает условия функционирования отрасли и опирается на возможности и навыки фирмы, может принести успех [3, с. 46].
Выбор конкурентной стратегии предприятия определяют два основополагающих момента: структура отрасли и позиция фирмы в рамках этой отрасли.