Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы управления изменениями и нововведениями
1.2 Классификация трансформаций
ГЛАВА 2. Анализ факторов среды
2.1 Окружение организации и внутренняя среда
3.1 Состав основных факторов и анализ организационного окружения ООО «ГДК Ленск-газ»
3.2 Конкурентные условия и структура рынка
В первую очередь, стратегия компании должна основываться на всестороннем анализе структуры рынка [19, с. 361] и процессов, обуславливающих изменения в конкуренции (рис. 4).
Совокупность представленных пяти конкурентных сил не исчерпывает полностью отраслевую структуру. Среди факторов, которые определяют уровень воздействия каждой из сил, в свою очередь можно выделить [20]:
– характер (и величину) первичного и скорость роста долгосрочного спроса;
– изменения структуры потребителей и рыночных сегментов;
– степень обновления продукции, включая сервисное сопровождение на рынке;
– инновации, в том числе и в области маркетинга;
–скорость распространения технических и технологических нововведений;
– величину издержек производства и эффективность;
– степень государственного регулирования рынка;
– уровень неопределенности развития отрасли;
– степень риска.
Рисунок 4. – Модель пяти сил
Необходимо уделить пристальное внимание следующим двум факторам.
Во-первых, угроза появления новых потенциальных конкурентов. Сложность анализа этой силы связана с неопределенностью развития рыночной среды, а самое главное, с трудностями оценки возможностей потенциального игрока.
Во-вторых, угроза со стороны товаров – заменителей потребности. Проблема оценки этой группы факторов заключена в масштабности анализа различных товарных категорий.
Обострение конкуренции вызывают следующие обстоятельства:
– рост числа конкурентов и выравнивание их потенциала;
– предельно низкая скорость развития рыночного спроса;
– смещение акцента в методах ведения конкуренции в область цен и снижения издержек;
– отсутствие серьезных барьеров перехода потребителей от одного конкурента к другому (низкие затраты или приверженность);
– стремление одного из конкурентов изменить положение.
Анализ конкурентных сил – это, прежде всего, наблюдение за конкурентом.
Сбор всей совокупности информации, необходимой для анализа конкурентов, на практике не всегда возможен, поэтому можно использовать упрощенную схему анализа конкурентов (рис. 5).
Рисунок 5. – Элементы анализа конкурентов.
Профиль реакции конкурента [0, c. 28] – это оценка степени его удовлетворенности существующим положением в отрасли: что он может предпринять для упрочения своего положения, каково его слабое место, что вызовет его самую сильную ответную реакцию.
Знание реальных способностей и потенциальной реакции конкурентов предоставляет возможность моделирования их поведения, на основе которого можно выводить прогноз и выбирать наиболее выгодную сферу и инструментарий ведения конкурентной борьбы, не задевая особо чувствительных мест соперников.
На практике компании используют разнообразные методы изучения конкурентов. Несмотря на различия методов, в их основе – выделение ключевых преимуществ конкурента (табл. 2.) в наиболее значимых областях деятельности: стратегические приоритеты, технические решения, система распределения и т. п.
Таблица 2. – Модель изучения конкурента
Общая характеристика и история конкурента |
Основные цели |
Стратеги разработки товара |
|
Стратегия приятия решений |
|
Область научных исследований |
|
Основные преимущества |
|
Основные недостатки |
|
Финансовое положение конкурента |
Значимость вида деятельности в плане прибыли |
Анализ краткосрочной ликвидности |
|
Возможность получения финансовых займов |
|
Структура издержек производства и обращения |
|
Показатели эффективности |
|
Позиция в отрасли |
Важнейшие целевые рынки |
Способ сегментирования рынка |
|
Требуемый уровень усилий по расширению рынка |
|
Степень усилий по сохранности рынка |
|
Генеральное преимущество |
|
Позиционирование товара |
Качество сырья и квалификация рабочей силы |
Эффективность разработки товара и качество товара |
|
Простота и качество сервисного сопровождения |
|
Широта и направления совершенствования товара |
|
Генеральное преимущество |
|
Производство |
Производственные фонды и мощности |
Гибкость программы и мобильность производства |
|
Трудовой потенциал и культура производства |
|
Издержки и эффективность производства |
|
Генеральное преимущество |
|
Материально-техническое обеспечение |
Источники исходных компонентов производства |
Контроль производственных запасов |
|
Входной контроль качества |
|
Способы хранения и методы транспортировки |
|
Генеральное преимущество |
|
Методы ценообразования |
Уровень цен относительно рыночной ситуации |
Анализ динамики изменения цен |
|
Предельный размер скидки и объем скидок |
|
Реакция на ценовую конкуренцию |
|
Генеральное преимущество |
|
Методы распределения и продвижения продукции |
Основные каналы сбыта, их характеристика |
Торговая лояльность и прочность отношений |
|
Методы стимулирования потребителей |
|
Основная тематика рекламных обращений |
|
Генеральное преимущество |
Прежде всего, управление изменениями опирается на анализ ландшафта, на котором компания ведет конкуренцию в настоящее время или на который стремится выйти в будущем [10, с. 265]. Подробный систематический анализ может помочь в идентификации движущих сил, которые необходимо нейтрализовать или использовать в целях достижения результата, а также в оценке последствий преобразований и определении способов изменений отраслевой структуры.
Аналитические инструменты оценки факторов среды задач (как конкурентных сил) основаны на выделении, как исключительных преимуществ, так и слабых сторон в стратегически значимых сферах: занимая позиция в рамках исследуемого рынка, финансовое положение, гармоничность производственной программы и характеристика инструментов маркетинга.
2.3 Факторы генеральной среды
Промышленные предприятия и все остальные факторы среды задач осуществляют свою деятельность в рамках более обширных внешних условий – сил общего или генерального окружения.
Среди широкого разнообразия факторов макросреды следует выделить шесть основных сегментов:
– социально-демографические изменения – трансформация социальных ценностей общества, изменения в стиле и образе жизни, структура и мобильность населения;
– экономические факторы – совокупность экономических условий, в которых функционирует отрасль: динамика индекса производства и темпов потребления, рост реальных доходов и инвестиций;
– научно-техническая среда – уровень и направленность развития техники и технологий: разработка и внедрение новых видов продукции, технологий и конструкционных материалов;
– политико-правые условия – административные и правовые институты, регламентирующие законодательные условия ведения бизнеса, а также избирательные процессы общества;
– экология – контроль физических и естественных ресурсов, находящихся в пределах географического влияния производственной системы: земля, внутреннее море, воздушное пространство;
– институциональный сегмент – инфраструктура ведения бизнеса: транспортная система, коммуникации, научные учреждения и университеты.
Вывод ко 2 главе:
Итак, преобразование предприятия в границах конкретного рынка с целью обеспечения сильной конкурентной позиции просто немыслимо без тщательного изучения ландшафта – сил внешнего окружения и факторов внутреннего состояния компании.
Внутренняя среда предприятия определяется системой ценностей 7С: стратегический план, структура организации, система управления, состав персонала, совокупность навыков и стиль управления.
Среду задач компании формируют 4П – поставщики исходных компонентов производства, посредники и партнеры, предложения и конкурентов и, наконец, поведение потребителей.
Структуру сил, определяющих уровень конкуренции в отрасли, составляют пять основных элементов. Во-первых, соперничество основных производителей продукции, так называемый «центральный ринг». Вторая и третья силы – поставщики всех исходных видов ресурсов и потребители в силу их рыночной активности и умения торговаться. Четвертый и пятый фактор – угроза со стороны появления новых заменителей существующих товаров и крупных предприятий, которые могут заняться данным бизнесом в рамках искомого рынка.
ГЛАВА 3 Практическая часть
3.1 Состав основных факторов и анализ организационного окружения ООО «ГДК Ленск-газ»
Общество с ограниченной ответственностью «Газодобывающая компания Ленск-газ» зарегистрирована в ИФНС № 2 РС (Я) 08.02.2013 года в г. Ленск, Республика Саха (Якутия), со 99,9% долей участия ОАО «Сахатранснефтегаз». Директор (он же учредитель) Федоренко Валерий Константинович.
ООО «ГДК Ленск-газ» было создано в ходе разделения производственной деятельности компании ООО «Ленск-Газ» между двумя вновь созданными предприятиями:
-ООО «Газодобывающая компания Ленск-газ», в сферу деятельности, которой входит геологическое изучение, разведка углеводородного сырья в пределах Отраднинского лицензионного участка;
-Ленское управление добычи и транспорта газа ОАО «Сахатранснефтегаз», в сферу деятельности, которой входит транспортировка природного газа, обслуживание АГРС, сетей газораспределения г.Ленске, оказание услуг по техническому обслуживанию систем газопотребления [7, с.3].
Основной целью деятельности ООО «Ленск-газ» является получение прибыли и геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Отрадинского участка, расположенного в юго-западной части РС (Я) на территории муниципального образования Ленский район [13, с.3-4].
Общество имеет гражданские права и выплняет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. К основным видам деятельности относятся:
- геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Отрадинского участка;
-проектирование, сооружение и эксплуатация нефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз;
- поиск и разработка месторождений полезных ископаемых;
-добыча, переработка и реализация природного газа, газового конденсата и продуктов их переработки;
- обеспечение безопасной эксплуатации системы газоснабжения;
- топографо-геодезические и картографические работы;
- производство товаров народного потребления;
- обеспечение развития газификации села;
- оказание услуг населению;
- производство и реализация тепловой энергии;
-добыча, переработка хранение и реализация нефти и продуктов его переработки;
-бурение и капитальный ремонт нефтяных, газовых, геологоразведочных и других скважин;
- выполнение функций заказчика для собственного строительства [13, с.4].
Компания ООО «ГДК Ленск-газ» является социально значимым предприятием для Ленского района. Цель - обеспечение надежного и устойчивого снабжения потребителей г. Ленск природным газом для получения тепла.
Таблица 3.- Анализ внешней среды (PESTE) ООО «ГДК Ленск-газ»
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
P-политические |
Стабильная политическая ситуация в стране |
Высокие таможенные пошлины на газ и газовый конденсат |
E-экономические |
-Рост цен на газ -Рост покупательной способности рубля. |
-Уменьшение объемов прибыли организации. -Понижение курса доллара |
S-социальные |
-Приток молодых специалистов. -Увеличение числа высококвалифицированных работников |
-Отток работников. -Низкая мобильность населения. |
T-технологические |
Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования. |
Низкое качество производимых продуктов |
E-экологические |
-Сокращение объемов вредных выбросов в атмосферу. -Использование на мини НПЗ в виде энергоресурса попутного нефтяного газа. |
-Низкая экологичность нефте-и газодобывающих производств. |
В результате проведенного PESTE – анализа можно сделать вывод о том, каждое изменение отдельного фактора может оказать определенное влияние на предприятие. PESTE -анализ позволяет отследить такие изменения, чтобы предприятие смогло адекватно на них отреагировать. Большое влияние на организацию оказывают технологические, факторы. У организации есть возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон. Наименьшее влияние на компанию оказывают социальные факторы. Они представляют наименьшую угрозу для организации.