Файл: Особенности политики мотивации персонала организаций бюджетной сферы.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Понятие, сущность и виды мотивации труда
1.2. Содержание традиционных и современных теорий мотивации
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА В ГБДОУ ДС № 48
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГБДОУ ДС № 48
2.2. Анализ политики мотивации труда
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ГБДОУ ДС № 48
3.1. Пути повышения мотивации к труду в ГБДОУ ДС № 48
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Полученные таким образом данные заносятся в итоговые таблицы результатов оценки, на основе которых формируются рейтинги педагогов, выявляются их сильные и слабые стороны («точки роста»).
4. Коррекционно-управленческий. Формирование списков воспитателей с высоким уровнем качества деятельности, на основании которых составляется приказ о премировании за образцовое выполнение государственного задания (см. табл. 10).
Таблица 10
Надбавки и премии по показателям эффективности деятельности педагогических работников
Наименование выплаты |
Показатели оценки эффективности деятельности |
Период |
Размер выплаты |
Надбавка |
Достижение высокого результата оценки |
Ежемес. |
10 % от оклада |
Премия |
Достижение высокого результата оценки по отдельным разделам контрольной карты |
Разовая |
5 000 рублей |
Таблица составлена автором.
На данном этапе также осуществляется: составление и подписание воспитателями с высоким уровнем качества деятельности дополнительных соглашений о премировании к трудовым договорам (в рамках эффективного контракта); постановка воспитателей с низким уровнем качества деятельности на контроль для оказания им методической помощи; проведение мероприятий по совершенствованию деятельности воспитателей в рамках выявленных «точек роста»: организация педагогических советов, консультаций.
3. Тренинг мотивации профессионального роста педагогов.
В целях стимулирования положительной мотивации профессиональных достижений и саморазвития сотрудников ДОУ, в практическую деятельность учреждения предлагается также внедрить тренинг, методологической основой которого должна послужить концепция о внутренней и внешней мотивации, т.е. о приоритете для личности деятельности самой по себе или же стремление к удовлетворению потребностей, внешних по отношению к профессиональной деятельности.
В качестве диагностического инструментария наиболее оптимально использовать методику «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. А. Реана). [14, С. 58-70]
Для проведения тренинга потребуется: музыкальные произведения для фонового сопровождения; мягкая игрушка или иной предмет, символизирующий успех; тексты притч, распечатанные и разрезанные; блокноты, ручки (фломастеры) по количеству участников; длинная тесьма; воздушные шары по количеству участников; покрывало; масштабные образцы геометрических фигур; листы белой и цветной бумаги; методическая копилка «Остров сокровищ».
Содержание тренингового занятия представлено в приложении 5.
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Реализация предложенных мероприятий приведет к социальному и экономическому эффекту.
Социальный эффект будет выражен в: повышении конкурентоспособности учреждения и заинтересованности педагогов в качественном выполнении возложенных обязанностей.
Для расчета экономической эффективности системы мотивации и стимулирования труда существует ряд методических подходов. В частности, Шапиро С. А. предлагает использовать достаточно простую методику, основанную на расчете трех частных и интегрального показателя. [23, С. 129]
ЭТ = ЗРАБОТ × N × (Ктек1 - Ктек2), (5)
где ЭТ — эффект от уменьшения текучести кадров;
ЗРАБОТ — затраты на поиск, подбор и введение в трудовой процесс нового сотрудника;
N — среднесписочная численность работников;
Ктек1,2 — коэффициент текучести кадров соответственно на начало и конец периода.
С учетом результатов исследований, проведенных во второй главе (определяющим мотивационным фактором для большинства сотрудников выступает материальная составляющая) а также акцентирование внимание на данном факторе в предложенных выше рекомендациях, можно ожидать повышения лояльности персонала, сокращения текучести кадров минимум на 5 % и повышения производительности труда минимум на 1 % (от уровня 2017 г.).
Для дальнейших расчетов потребуются данные управленческого учета ГБДОУ ДС № 48, касающиеся расходов учреждения на поиск, отбор и обучение персонала (см. табл. 11)
Таблица 11
Динамика расходов ГБДОУ ДС № 48 на поиск, отбор и обучение персонала, тыс. руб.
Функция управления персоналом |
2015 |
2016 |
2017 |
Абс. изм., 2017 / 2015 |
Темп роста, % |
Поиск и отбор персонала, в т.ч.: |
51,89 |
67,86 |
72,98 |
21,09 |
140,64 |
услуги кадровых агентств [25] |
26,98 |
28,01 |
31,82 |
11,84 |
117,94 |
Обучение и профессиональная переподготовка персонала |
89,94 |
92,59 |
96,56 |
6,62 |
107,36 |
Таблица составлена автором по данным: ГБДОУ ДС № 48 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gdou48.3dn.ru
Как видим, высокая текучесть кадров приводит к увеличению расходов на поиск, отбор и обучение персонала.
Затраты на введение в трудовой процесс нового сотрудника могут быть рассчитаны по следующей формуле:
ЗРАБОТ = ЗОТ / NОТ, (6)
где ЗРАБОТ — затраты на поиск и введение в трудовой процесс одного сотрудника;
ЗОТ — общие затраты на поиск, подбор и введение в трудовой процесс новых сотрудников;
NОТ — общее количество сотрудников, прошедших отбор (см. приложение 2 (графа 2 «принято, всего», 2017 г.)).
ЗРАБОТ = 72,98 / 7 = 10,43 тыс. руб.
Подставляя полученное значение в формулу (5), рассчитаем экономический эффект от сокращения текучести кадров:
ЭТ = 10,43 × 48 (25 - 20) = 2 503,2 тыс. руб.
2. Эффект от обучения с последующим совмещением профессий рассчитывается по формуле:
Эоб = Ззп × Рсп × N - Зоб, (7)
где Ззп — затраты на заработную плату одного работника в месяц (41 746,02 руб. (см. табл. 2));
Рсп — число работников, обучившихся смежным профессиям (3 чел.);
N — календарный срок, на который рассчитывается эффективность (12 мес.);
Зоб — затраты на обучение (96,56 тыс. руб. (см. табл. 11)).
Подставляя необходимые данные в формулу (7), получим:
Эоб = 41 746,02 × 3 × 12 - 96 560 = 1 406 297,08 руб.
3. Эффект от увеличения производительности труда может быть рассчитан по следующей формуле:
Эп = Р × Дм (П2 - П1), (8)
где Р — количество работников;
Дм — количество рабочих дней, отработанных за месяц (20);
П2 и П1 — производительность труда в прогнозном и базовом периоде соответственно (см. табл. 3),
Эп = 48 × 20 × (916 720,29 × 1,01 - 916 720,29) = 8 800 514,78 руб.
Суммарная эффективность рассчитывается по формуле:
Эс = Эп + Эт + Эоб = 8 800 514,78 + 2 503 200 + 1 406 297,08 = 12 710 011,86 руб.
Таким образом, предложенные в данной главе мероприятия (развитие мотивации в педагогическом коллективе ДОУ по взаимодействию с родителями; внедрение эффективного контракта; тренинг мотивации профессионального роста педагогов) приведут не только к социальному, но и экономическому эффекту, выраженному в экономии денежных средств в размере 12 710 011,86 руб., что в условиях ограниченности финансовых ресурсов можно признать действенным управленческим решением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования в работе были сделаны следующие выводы и обобщения.
Мотивация — совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Мотивация, как функция управления, представляет собой процесс, с помощью которого руководство побуждает сотрудников действовать в рамках достижения поставленных в организации целей, решая задачи повышения эффективности труда, раскрытия трудового потенциала персонала и объединения личных потребностей работников со стратегией компании.
Управление трудовой мотивацией в современной организации включает в себя обширный перечень компонентов и мероприятий, направленных на мотивирование персонала. Прежде всего, это должна быть система, за которую не просто платят деньги, а поощряют за особую старательность, активное желание осуществлять трудовую деятельность именно в данной организации, стремление достичь высоких результатов труда.
В ходе оценки эффективности системы мотивации труда в дошкольном образовательном учреждении детском саду № 48, было установлено, что в учреждении основой материального стимулирования выполнения возложенных обязанностей выступает оплата труда; стимулирующую роль составляют — текущая премия, годовое премирование и ряд надбавок; моральное стимулирование связано с объявлением благодарности, награждением почетными грамотами и знаками отличия, перспективой карьерного роста, возможностью профессионального развития.
Несмотря на ежегодное увеличение среднемесячной заработной платы (+ 7,58 % за 3 года), ее размер не находит удовлетворения со стороны молодых сотрудников, вынужденных по этой причине преждевременно прерывать трудовые отношения, либо не проявлять должного усердия в трудовой деятельности, что отрицательно сказывается на качестве предоставляемых услуг.
Подтверждением данной тенденции стало увеличение коэффициента текучести кадров на 63,93 % (25 % по итогам 2017 г.), неудовлетворенность родителей воспитанников детского сада в качестве предоставляемых услуг (питание, отношение к здоровью ребенка, обращение персонала с детьми).
Чтобы выработать действенный механизм мотивации и стимулирования персонала, в работе, с помощью методики В. И. Герчикова, был определен тип мотивации сотрудников ГБДОУ ДС № 48 — инструментальный и профессиональный. Для персонала, ориентированного на данные типы мотивации, значимой ценностью выступают: заработная плата и наличие иных благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд; реализация профессиональных способностей, знаний и возможностей.
Основываясь на полученных результатах, а также принимая во внимание имеющиеся ресурсы учреждения, автор пришел к обоснованному выводу, что повысить удовлетворенность трудом и уровень мотивации в ГБДОУ ДС № 48, возможно за счет: развития мотивации в педагогическом коллективе ДОУ по взаимодействию с родителями; внедрения эффективного контракта; тренинга мотивации профессионального роста педагогов.
Реализация предложенных мероприятий приведет к социальному и экономическому эффекту.
Социальный эффект будет выражен в: повышении конкурентоспособности учреждения и заинтересованности педагогов в качественном выполнении возложенных обязанностей.
Экономический эффект будет выражен в экономии денежных средств в размере 12 710 011,86 руб. за счет предполагаемого сокращения текучести кадров и роста производительности труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета, № 265, 25.11.2013.
4. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (ред. от 14.09.2015) «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2012, № 49, ст. 6909.
5. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. — 159 с.
6. Быховский Б. Э. Шопенгауэр. — М.: Мысль, 1975. — 206 с.
7. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
8. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник. — 5-е издание. — М.: Магистр: Инфра-М, 2014. — 576 с.
9. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие. / А. П. Егоршин. — М.: Инфра-М, 2012. — 378 с.
10. Зайцев Г. Г. Управление кадрами на предприятии: (Персон. менеджмент): Текст лекций / Г. Г. Зайцев, С. И. Файбушевич. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1992. — 72 с.
11. Зубов Н. Н. Как руководить педагогами. — М.: АРКТИ, 2012. — 144 с.
12. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2010. — 176 с.
13. Корягина Н. А. Социальная психология: теория и практика. — М.: «Юрайт», 2015. — 265 с.
14. Куприянов Е. А. Психодиагностика мотивации труда методами опроса и шкалирования / Е. А. Куприянов, А. Г. Шмелев // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 2016. — № 2. — С. 58-70.
15. Мансурова С. А. Повышение уровня психологической компетентности как фактор формирования мотивации педагогической деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 10.00.07. — Сургут, 2009. — 146 с.