Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие и задачи дидактических игр
1.2 Формы и методы дидактических игр
1.3 Технологии реализации дидактических игр
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Описание констатирующего эксперимента
2.2 Описание формирующего эксперимента
2.3 Анализ полученных результатов
ВВЕДЕНИЕ
Понятие развития различных способностей в процессе обучения детей является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Можно выделить противоречие между стремлением педагогов к развитию детей и отсутствием современных практических методик в данном направлении, а также интереса самих школьников.
Проблема исследования состоит в необходимости развития способностей подрастающего поколения, привитии интереса к процессу обучения. Педагоги по мере сил пытаются развивать способности каждого ребенка, но единой методики на сегодняшний день не выработано. Кроме того, многим детям занятия кажутся скучными и ненужными, соответственно необходимо прививать к ним интерес.
Объект исследования: дидактические игры.
Предмет исследования: дидактические игры, как метод обучения.
Цель исследования – предложить рекомендации по использованию дидактических игр в процессе обучения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и задачи дидактических игр;
- выявить формы и методы дидактических игр;
- определить технологии реализации дидактических игр;
- выявить возможности применения дидактических игр на уроках математики .
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективного развития дидактическая игра – это эффективный метод развития способностей к обучению школьников.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды следующих авторов: Арсентьева В.П., Ветлугина Н. А., Волкова А.И., Волынкин В.И., Галигузова Л.Н., Изотова Е.И., Истратова О.Н., Козлова С.А., Кравцов Г.Г., Кравченко В.М., Крысько В.Г., Лисина М.И., Микляева Н.В., Руденко А.М., Сазонова Н.П.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе: анализ специальной литературы; интерпретация; обобщение; изучение педагогического опыта; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; беседа, анкетирование; сравнение и обобщение.
Опытно-экспериментальная база исследования – МКОУ «СОШ с. Улыбино».
Практическая значимость работы заключается в подборе дидактических игр, которые будут способствовать развитию математических способностей детей в 3-м классе. Кроме того, определена последовательность и содержание работы по развитию математических способностей школьников при помощи дидактических игр, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять данный процесс, и дает возможность широко использовать разработанную систему в образовательных учреждениях.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, перечня литературы и приложений. Общий объем работы составил 41 страницу. Количество источников литературы в списке - 47. Всего представлено 3 приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие и задачи дидактических игр
Игра - это деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Дидактическая игра - это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей [4, с.87-85].
Эти игры способствуют развитию коммуникативных, интеллектуальных операций, представляющих собой форму обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Такая игра имеет две цели: одна их них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок, то есть является дидактической. Именно благодаря дидактической игре можно организовать учебный процесс, направленный на развитие психических процессов и развитие навыков ребёнка [6,с.77].
Игровые действия - это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором и др.
Дидактическая игра – это работа основная суть и задача, которой отдать ребятам конкретные познания и умения, становление умственных возможностей [12, с.90-91]. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: в первую очередь, они считаются эффективным методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой работой. В качестве первого они обширно употребляются на упражнениях по ознакомлению детей с находящимся вокруг, с живой природой, формированию простых математических представлений, развитию речи в целях обучения особым приемам умственной работы, систематизации, уточнения и укрепления познаний. При этом, содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым программными требованиями того или другого вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в таком случае педагогу. Как самостоятельная игровая работа они ведутся во внеучебное время.
В обоих случаях преподаватель управляет дидактическими играми, но роль различна. В случае, если на упражнениях он обучает учащихся, как следует играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, в самостоятельных играх учеников он принимает участие в роли напарника или посредника, смотрит за их взаимоотношениями, поведением.
Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам [16]:
- сопоставлять и подбирать предметы по одним и тем же, различающимся, либо сходным показателям (задача усложняется согласно с годами детей);
- обозначать и распределять предметы, либо рисунки. Дети классифицируют рисунки или же предметы по виду, либо по материалу, из которого они изготовлены;
- характеризовать предмет по нескольким или исключительно по одному показателю. Дети угадывают предметы по обычному описанию или же кто–то из них обрисовывает вещь, а оставшиеся угадывают;
- упражнять внимание и память. Дети уясняют некоторый прецедент или особый состав предметов, группу игроков и пр.
1.2 Формы и методы дидактических игр
Частные дидактики в большей степени ориентированы на практику обучения, используют определенные методы исследования. Это позволяет утверждать, что по отношению к частным методикам дидактика выполняет методологическую функцию, т.е. является их теоретической основой.
Далее рассмотрим основные методы дидактических игр [18, с.73].
Словесные методы. Их основное назначение - сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность педагога, применяющего эти методы, предполагает такие действия: постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление признаков; определение исходных позиций в анализе процессов и объектов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактическим материалом и т.д.
Наглядные методы. Основное назначение - сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.
Практические методы. Основное назначение - получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лабораторные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в постановке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собственных практических действий, выполнение различных записей, зарисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока.
Суть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользования полученными знаниями. Деятельность педагога направлена на сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т.д.)
Для приобретения учащимися этих умений и навыков используется репродуктивный метод обучения. Суть его состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию учителя, формированию навыков и умения использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгоритмы). Деятельность учащихся заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий.
Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в проследовании логики их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т.д.).
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый (эвристический) метод обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет учебную задачу на проблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Этой цели служит исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности.
Существуют и другие классификации методов обучения. Это объясняется сложностью объекта исследования и значимостью методического оснащения педагогического процесса. Выбор методов обучения зависит от целого ряда условий. Например, от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета, возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленности, уровня профессиональных навыков учителя, материальной оснащенности, целей и задач конкретного урока и т.д. [20, с.150]
Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру [22, с.89]. По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.