Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие и задачи дидактических игр
1.2 Формы и методы дидактических игр
1.3 Технологии реализации дидактических игр
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Описание констатирующего эксперимента
2.2 Описание формирующего эксперимента
2.3 Анализ полученных результатов
При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постоянно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план действия в уме [24, с.116].
Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая - предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у ученика уже сформированы представления или понятия [28, с.115]. Эти три формы действия взаимосвязаны, влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответствии с закономерностями обучения, сформулированными педагогами: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой» [36, с.62].
По характеру умственного развития их можно отнести к следующим группам:
1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»).
2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это - «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт» и др.
3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка» «Математическая эстафета», «Составление круговых примеров». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Лучший контролер», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку» и др.).
4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Буратино», «Загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета», «По какой тропинке ты пойдешь?» и др.
Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
- ориентация - учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил;
- подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой;
- проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты;
- обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия учениками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменение ее правил.
1.3 Технологии реализации дидактических игр
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Какой бы прием занимательности ни использовался на уроке, самое главное – соблюсти разумный баланс между «развлечением» и кропотливым трудом, ибо малейший перекос в сторону первой может привести к тому, что «заигранные» дети не окажутся готовыми работать серьезно. При формировании этого баланса необходимо считаться с возрастом учащихся.
Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести товарищей по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Дидактические игры помогают развивать познавательную активность учащихся, интерес к предмету, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков. Кроме того, игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи. Поэтому они должны быть одним из обязательных средств, которые использует учитель на уроках.
В технологии организации дидактической игры выделяют три основных этапа: подготовка, проведение, анализ результата.
В подготовку к игре входит следующее: отбор игры согласно с задачами воспитания и преподавания точной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий либо во внеучебное время), места (в общем помещении, на участке, на прогулке и пр.); определение численности участников (вся группа, подгруппа). В подготовку к игре входит, помимо прочего отбор важного дидактического материала (пособий, игрушек, иллюстраций, природного материала) [47].
Младший возраст: приятное объяснение всего хода игры в ходе общей игры со взрослым.
Средний возраст: объяснение 1-2 инструкций, инструкции даются по ходу игры в общей работе со взрослым, применяют пробный ход игры, где педагог устанавливает правила.
Старший возраст: словесное обоснование инструкций до игры, пояснение ценности инструкций, в случае если они трудные, применяется показ и пробный ход.
В случае если педагог, эффективно подготовится к игре, само её проведение не вызовет затруднений. В каждой дидактической игре обязаны быть как игровые правила, так и игровые воздействия. Когда одно из подобных критериев отсутствует, она преобразуется в дидактическое упражнение.
Педагог осуществляет контроль за процессом игры, закрепляет умение играть, наблюдает за выполнением инструкций, используя напоминание, обоснование, оценку, вопросы, советы.
Младший возраст: педагог играет роль основного, в процессе игры связывает игровые воздействия с правилами.
Средний возраст: педагог работает через правило, игровые воздействия не подсказывает.
Старший возраст: правила объясняются до игры, к объяснению их содержания привлекаются дети.
Подведение результатов игры – серьезный момент. Педагог должен выделить тех, кто хорошо исполнял правила, мог помочь друзьям, был активен, честен. Анализ игр обязан быть ориентирован на выявление успешных приёмов её проведения, допущенных промахов (что не вышло и почему).
1. В дидактических играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Чтобы решить игровую задачу, школьнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.
2. Любая игра будет дидактической, если в ней представлена учебная задача, игровые правила и игровые действия.
3. Дидактические игры используются для уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. В игре дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Описание констатирующего эксперимента
В качестве практической базы было выбрано МКОУ «СОШ с. Улыбино». Учредителем образовательного учреждения является Искитимский район Новосибирской области. Функции и полномочия Учредителя исполняет администрация Искитимского района Новосибирской области. [41].
В исследовании приняли участие 21 школьник в возрасте от 8-9 лет, из них 11 – девочек и 10 – мальчиков. Все исследуемый школьники имеют средний уровень успеваемости, никаких сложностей и отклонений в процессе обучения по ним не выявлено.
Для начала предлагается провести диагностику математических способностей у школьников в 3-м классе.
Данная методика включает в себя три этапа:
1. Методика «Подбери костюм для персонажа» для выявления комбинаторных способностей.
2. Методика «Найди лишнюю фигуру» для выявления способности к быстрому абстрагированию и обобщению материала.
3. Методика «Реши задачу» для выявления способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи.
Наглядный материал, предлагаемый школьникам, представлен в приложении 1.
Для выявления способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала была использована методика «Найди лишнюю фигуру». Описание методики представлено в приложении 2.
На основании показателей данной методики можно определить три уровня развития способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала детей младшего школьного возраста: высокий, средний, низкий.
Для выявления способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи была использована методика «Реши задачу». Методика включает в себя три группы арифметических задач: задачи с излишними условиями, задачи с недостающими данными, задачи с не сформулированным вопросом [47]. С описанием данной методики можно ознакомиться в приложении 3.
На основании показателей можно определить три общих уровня развития способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи: высокий, средний, низкий. Высокий уровень (оценивается в 5 баллов), средний уровень (оценивается в 4 балла), низкий уровень (оценивается в 3 балла). Далее обобщим полученные результаты и представим их в таблице 1.
Таблица 1 -Значения показателей исследования (в баллах)
№ п/п |
Фамилия, имя |
«Подбери костюм» |
«Найди лишнюю фигуру» |
«Реши задачу» |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Ксения А. |
3 |
4 |
4 |
11 |
2 |
Ева А |
4 |
4 |
4 |
12 |
3 |
Дмитрий Б |
5 |
4 |
5 |
14 |
4 |
Анна Г |
5 |
5 |
5 |
15 |
5 |
Кирилл Д. |
4 |
4 |
4 |
12 |
6 |
Вика Д. |
3 |
3 |
3 |
9 |
7 |
Маша Ж. |
4 |
3 |
3 |
10 |
8 |
Дима К. |
3 |
3 |
3 |
9 |
9 |
Ксения В |
3 |
3 |
3 |
9 |
10 |
Кирилл С. |
5 |
4 |
4 |
13 |
11 |
Катерина Н. |
5 |
5 |
5 |
15 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
12 |
Валерия Н. |
5 |
4 |
4 |
13 |
13 |
ЮлияС. |
3 |
3 |
3 |
9 |
14 |
Данил С. |
4 |
4 |
4 |
12 |
15 |
Юрий С. |
3 |
4 |
4 |
11 |
16 |
Александр С. |
5 |
5 |
4 |
14 |
17 |
Данил Ч. |
3 |
3 |
3 |
9 |
18 |
Карина Б |
5 |
5 |
4 |
14 |
19 |
Ирина К. |
5 |
5 |
4 |
14 |
20 |
Станислав У. |
5 |
5 |
4 |
14 |
21 |
Владимир В |
3 |
4 |
4 |
11 |
Итого |
85 |
84 |
81 |
250 |