Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Понятие и задачи дидактических игр
1.2 Формы и методы дидактических игр
1.3 Технологии реализации дидактических игр
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Описание констатирующего эксперимента
2.2 Описание формирующего эксперимента
2.3 Анализ полученных результатов
Продолжение таблицы 4
12 |
Открытие нуля. |
1ч |
исследовательская работа «Почему так?» |
20.03 |
13 |
Посещение компьютерного класса |
3 ч |
||
13.1 |
Работа с программой Paint |
1 |
30.03 |
|
13.2 |
Работа с программой PowerPoint |
2 |
03.-06.04 |
|
14 |
Комбинирование элементов знаковых систем. |
1ч |
составление суперпримеров |
10.04 |
15 |
Олимпиадные задания по математике. |
11ч |
||
15.1 |
Занимательные задачи. |
1ч |
13.04 |
|
15.2 |
Логические задачи для юных математиков. |
1ч |
17.04 |
|
15.3 |
Задачи повышенной трудности. |
1ч |
20.04 |
|
15.4 |
Решение нестандартных задач. |
1ч |
24.04 |
|
15.5 |
Математические тренажёры на умножение. |
1ч |
27.04 |
|
15.6 |
Математические тренажёры. |
1ч |
04.05 |
|
15.7 |
Блиц – турнир по решению задач |
1ч |
08.05 |
|
15.8 |
Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» |
1ч |
11.05 |
|
15.9 |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1ч |
15.05 |
|
15.10 |
Решение задач на противоречие |
|||
15.11 |
Участие во всероссийском конкурсе «Вот задачка». |
1ч |
По мере проведения олимпиад |
|
16 |
Компьютерные математические игры. |
1ч |
||
17 |
Вычисление площади фигур. |
2ч |
||
17.1 |
создание мини-проекта «Наш школьный стадион» |
1ч |
||
17.2 |
проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» |
1ч |
||
18 |
Сочинение «Место математики в моей жизни». |
1ч |
18.05 |
|
19 |
Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» |
1 ч |
22.05 |
|
20 |
Математический КВН |
1 ч |
25.05 |
|
21 |
Круглый стол «Подведём итоги» |
1 час |
29.05 |
|
ИТОГО |
64ч |
Для воспитания любознательности, привития интереса к математике и другим наукам на кружке проводятся следующие внеклассные мероприятия:
-Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
- Математический КВН.
Работа с родителями:
-Проведение родительского собрания «занимательная математика».
- Помощь при подборе информации для выпуска «Газеты любознательных».
- Помощь в организации и проведении математического КВН.
- Участие в круглом столе
2.3 Анализ полученных результатов
В завершении, эксперимента было снова проведено исследование математических способностей все тех же 21 школьников на базе МКОУ «СОШ с. Улыбино».
Для проведения исследования была использована та же методика что демонстрировалась на этапе констатирующего эксперимента:
Данная методика включает в себя три этапа:
1. Методика «Подбери костюм» для выявления комбинаторных способностей.
2. Методика «Найди лишнюю фигуру» для выявления способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала.
3. Методика «Реши задачу» для выявления способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи.
Полученные результаты представим в таблице 4.
Таблица 4
Значения показателей итогового исследования (в баллах)
№ п/п |
Фамилия, имя |
«Подбери костюм» |
«Найди лишнюю фигуру» |
«Реши задачу» |
Итого |
1 |
Ксения А. |
4 |
4 |
4 |
12 |
2 |
Ева А |
5 |
5 |
4 |
14 |
3 |
Дмитрий Б |
5 |
5 |
5 |
15 |
4 |
Анна Г |
5 |
5 |
5 |
15 |
5 |
Кирилл Д. |
4 |
5 |
4 |
13 |
6 |
Вика Д. |
4 |
4 |
3 |
11 |
7 |
Маша Ж. |
4 |
4 |
3 |
11 |
8 |
Дима К. |
3 |
3 |
3 |
9 |
9 |
Ксения В |
4 |
3 |
3 |
10 |
10 |
Кирилл С. |
5 |
5 |
4 |
15 |
11 |
Катерина Н. |
5 |
5 |
5 |
15 |
12 |
Валерия Н. |
5 |
5 |
4 |
14 |
13 |
ЮлияС. |
4 |
3 |
3 |
10 |
14 |
Данил С. |
5 |
5 |
4 |
14 |
15 |
Юрий С. |
3 |
4 |
4 |
11 |
16 |
Александр С. |
5 |
5 |
4 |
14 |
17 |
Данил Ч. |
3 |
4 |
4 |
11 |
18 |
Карина Б |
5 |
5 |
4 |
14 |
19 |
Ирина К. |
5 |
5 |
5 |
15 |
20 |
Станислав У. |
5 |
5 |
5 |
15 |
21 |
Владимир В |
3 |
5 |
5 |
13 |
Итого |
81 |
84 |
75 |
241 |
Таким образом, анализируя и сравнивая начальные результаты с результатами, полученными на этапе констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что произошло значительное улучшение математических способностей младших школьников по всем трем заданиям.
Наглядно процентное выражение математических способностей младших школьников до и после внедрения программы занятий представим на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительные результаты исследования (%)
Таким, образом можно говорить о том, что после внедрения предложенной программы занятия, которые включали различные дидактические игры произошло увеличение математических способностей, исследуемых школьников. Соответственно, предложенную программу можно считать эффективной.
1. Во второй главе данной курсовой работы было проведено исследование математических способностей младших школьников МКОУ «СОШ с. Улыбино» в 3-м классе. Исследование проводилось по следующим направлениям: выявление комбинаторных способностей; выявление способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала; выявление способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи. На основании проведенного исследования было выявлено, что у большинства младших школьников МКОУ «СОШ с. Улыбино» математические способности находятся на невысоком уровне.
2. Анализ процентного соотношения, полученных результатов показал, что в развитии практически одинаково нуждаются все представленные выше направления.
3. На основании анализа, полученных результатов была разработана программа по развитию математических способностью при помощи дидактических игр.
4. Форма проведения кружковой работы: теория, практика, групповые занятия. Представленные выше занятия проводились в течение учебного года в МКОУ «СОШ с. Улыбино». В завершении, которого вновь было проведено исследование математических способностей тех же школьников.
5. На основании анализа и сравнения итоговых результатов с итогами, полученными на этапе констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что произошло значительное улучшение математических способностей младших школьников по всем трем заданиям.
6. Таким, образом можно говорить о том, что после внедрения предложенной программы занятия, которые включали различные дидактические игры произошло увеличение математических способностей, исследуемых школьников. Соответственно, предложенную программу можно считать эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной курсовой работе была рассмотрена дидактическая игра, как метод обучения.
В ходе проведенного исследования было установлено то, что на сегодняшний день стоит весомое противоречие между высокими требованиями современной системы образования к развитию способностей детей младшего школьного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала дидактической игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей младшего школьного возраста, с другой.
В дидактических играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, школьнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.
Во второй главе работы было проведено исследование математических способностей младших школьников в 3-м классе МКОУ «СОШ с. Улыбино». Исследование проводилось по следующим направлениям: выявление комбинаторных способностей; выявление способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала; выявление способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи. На основании проведенного исследования было выявлено, что у большинства младших школьников МКОУ «СОШ с. Улыбино» математические способности находятся на невысоком уровне.
Анализ процентного соотношения, полученных результатов показал, что в развитии практически одинаково нуждаются все представленные выше направления. На основании анализа, полученных результатов была разработана программа по развитию математических способностью при помощи дидактических игр.
Предложенный цикл включил в себя проведение одного занятия в неделю, в масштабах факультатива. Форма проведения кружковой работы: теория, практика, групповые занятия. Каждое занятие состоит из: организационного момента; вводной беседы; основной части; динамической паузы и заключительной беседы.
В завершении предложенного курса исследования было проведено исследование математических способностей все тех же школьников. Для проведения исследования были использованы методики, которые демонстрировались на этапе констатирующего эксперимента:
На основании анализа и сравнения итоговых результатов с итогами, полученными на этапе констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что произошло значительное улучшение математических способностей младших школьников по всем трем заданиям.
Следовательно, можно говорить о том, что после внедрения предложенной программы занятия, которые включали различные дидактические игры произошло увеличение математических способностей, исследуемых школьников. Соответственно, предложенную программу можно считать эффективной.
Таким, образом в ходе выполнения курсовой работы был произведен подбор способов развития математических способностей младших школьников при помощи дидактических игр. Кроме того, была определена последовательность и содержание работы по развитию математических способностей младших школьников при помощи дидактических игр, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять данный процесс, и дает возможность широко использовать разработанную систему педагогам образовательных учреждений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с измен. и вступ. в силу 18.04.2018)
2. Федеральный закон РФ N 273-ФЗ // «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и вступ. в силу 05.07.2017 г.)
3. Распоряжение Правительства РФ N 1726-р // Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с измен. и вступ. в силу 10.02.2017 г.)
4. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте: учебное пособие / В.П. Арсентьева – М.: Форум, 2015. – 144 с.
5. Астахова Т.В. Категории и отрасли педагогики / Т.В. Астахова // Вопросы гуманитарных наук: журнал. - 2014. - №5. - С. 50-51.
6. Баюкова Н.В. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве школьного учреждения / Н. Баюкова // от А до Я: журнал. - 2014. - №4. - С. 76-84.
7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2015. – 672с.
8. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в начальной школе: учебное пособие/ Н.А. Ветлугина, Т. Г.Казакова – М.: Просвещение, 2014. – 179 с.
9. Волкова А.И. Психология общения: учебное пособие / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 446 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2014. - 480 с.
11. Выявление математических способностей у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс – дата обращения 30.06.2018]. URL: https://e-koncept.ru/2015/75361.htm