Файл: Дидактическая игра как метод обучения (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства школьников 3 класса МКОУ «СОШ с. Улыбино» математические способности находятся на младшем уровне. Для того чтобы определить конкретные задачи для формирующего эксперимента, представим полученные результаты по каждой из методик в процентном соотношении на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования (%)

Таким образом, мы исследовали математические способности школьников младшего звена МКОУ «СОШ с. Улыбино». В результате проведенного исследования было выявлено, что у большинства школьников 3 класса математические способности находятся на невысоком уровне. Соответственно, необходимо развивать математические способности детей.

Анализ процентного соотношения, полученных результатов показал, что в развитии практически одинаково нуждаются такие направления, как: комбинаторные способности; быстрое абстрагирование и обобщение материала; выявление способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи. Далее, учитывая выявленные особенности, следует организовать работу по развитию математических способностей у младших школьников.

2.2 Описание формирующего эксперимента

Для того, чтобы разработать эффективную программу по развитию математических способностей младших школьников, были поставлены следующие цели и задачи.

Основная цель заявленного цикла - всестороннее развитие математических способностей школьников при помощи дидактических игр.

Для реализации намеченной цели следует поставить следующие задачи:

1. Провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития математических способностей детей младшего школьного возраста (оно уже проведено).

2. Разработать перспективное тематическое планирование по развитию математических способностей у детей младшего школьного возраста.

3. Организовать предметно-развивающую среду, для развития математических способностей школьников в процессе игры.

4. Провести повторную диагностику математических способностей младших школьников.

Таким образом, на основании представленных выше критериев и задач для МКОУ «СОШ с. Улыбино» был подобран, разработан, внедрен цикл упражнений по развитию математических способностей (таблица 1). Внедрение осуществлялось при участии тех же учащихся 3 класса (21 школьник). Срок проведения предложенного цикла занятий – 1 учебный год.


В процессе развития математических способностей помимо игровых были использованы следующие способы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические.

Ключевые методики, применяемые в процессе обучения - дидактические игры. Схема, по которой было построено каждое занятие в цикле, представлена ниже в таблице 2.

Таблица 2

План-конспект занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Орг. момент - 2 мин.

Приглашает детей занять свои места на стульчиках, взять необходимые материалы для работы

Присаживаются, готовятся к работе

Словесный метод: беседа

2. Вводная часть -

5 минут

Рассказывает детям о предметах, которые участвуют в сюжетной игре

Внимательно слушают, задают вопросы

Словесный метод: беседа и наглядный: демонстрация

3. Основная часть

15 минут

Внимательно наблюдает за работой школьников, при необходимости направляет работу в нужное русло, направляет, подсказывает

Переходят непосредственно к игре

Словесный метод – рассказ, объяснение.

Игровой момент.

Наглядный метод – показ иллюстраций, демонстрационного материала и совместная деятельность

4. Динамическая пауза - 2 мин.

Проводит динамичные игры по определенному сценарию

Игры:

1. След в след

Догоняющий должен гнаться за убегающим, наступая точно след в след. После можете посмотреть получившиеся следы.

2. Эстафета

Команды становятся в одну линию друг за другом, и каждый участник получает по одному снежку

Активная динамическая игра

Продолжение таблицы 2

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

4. Динамическая пауза - 2 мин.

Проводит динамичные игры по определенному сценарию

4. Мишень

Выберите себе мишень – нарисуйте на бумаге и прикрепите, или просто пометьте мелом на заборе или другой поверхности. Снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги. Чья команда большее количество раз попадет в мишень.

5. С кочки на кочку

Учитель чертит на снегу круги диаметром 30-40 сантиметров. Расстояние между кругами - 40-50 сантиметров. Ребенку нужно прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг), стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок.

Активная динамическая игра

5. Заключительная часть - 3-5 минут

Ребята, давайте обсудим, как прошла игра? Что самое основное Вы усвоили?

Дети заканчивают игру, присаживаются

Словесный метод – беседа, обратная связь.


Все дидактические игры были разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентировки в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление [45].

Предполагаемые результаты реализации программы.

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

Форма подведения итогов.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Проектные работы.

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

- Математический КВН.

Учебно-тематический план представлен в таблице 3.

Таблица 3

Учебно-тематический план

№п/п

                             Наименование разделов и тем

 Общее количество

часов

            В том числе

теоретических

практических

1

Вводное занятие

1 час

0,30

0,30

2

Как люди научились считать

3

Знакомьтесь, Архимед!

1 час

4

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

1 час

0,20

0,40

5

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

5 час

0,20

0,40

6

Занимательная геометрия.

11 часов

1

10

7

Загадки- смекалки

1

0,60

8

Практикум «Подумай и реши».

1

0,60

9

Развитие познавательных способностей.

15 час

1 час

14

10

Газета любознательных».

2

1 час

11

Задачи с многовариантными решениями.

2 часа

0,5

1.5

12

Открытие нуля

1 час

0,20

0,40

13

Посещение компьютерного класса

3 часа

0,30

2.30

14

Комбинирование элементов знаковых систем. 

1 час

1 час

15

Олимпиадные задания по математике.

11 час

1

10 час

16

Компьютерные математические игры.

1 час

0,60

17

Вычисление площади фигур.

2 часа

0,30

1.30

18

Сочинение «Место математики в моей жизни»

1 час

0,20

0,40

19

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1 час

0,60

20

Итоговое занятие «Математический КВН».

1 час

0,60

21

Круглый стол «Подведём итоги»

1 час

1 час


Календарно – тематическое планирование предложенного цикла занятий представлен в таблице 4.

Таблица 4

Календарно – тематическое планирование

Наименование тем

Кол-во

часов

Виды деятельности

Дата проведения

1.

Вводное занятие.

03.10

2.

Как люди научились считать

06.10

3.

Знакомьтесь, Архимед!

10.10

4.

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

13.10

5.

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

5.1

Задачи в стихах. Математические задачки-шутки.

17.10

5.2

Экспромт - задачки и математические головоломки.

20.10

5.3

Логические математические задания.

24.10

5.4

Ребусы.

27.10

5.5

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-сосчиталки»

31.10

6

Занимательная геометрия.

11 ч

6.1

Головоломки.

6.1.1

Колумбово яйцо.

03.11

6.1.2

Головоломка Пифагора

07.11-10.11

6.2

Оригами.

6.2.1

Работа над проектом «Во поле берёза стояла»

1 ч

14.11

     6.2.2

Работа над проектом «Во поле берёза стояла» (окончание)

1 ч

17.11

6.3

Геометрические фигуры.

6.3.1

Объёмные  геометрические фигуры.

21.11

6.3.2

Моделирование из объёмных геометрических фигур.

24.11

6.3.3

Моделирование из объёмных геометрических фигур( окончание).

28.11

         6.3.4

Симметрия фигур.

01.12

      6.3.5

Соединение и пересечение фигур.

05.12

6.3.6

Турнир по геометрии

08.12


Продолжение таблицы 4

7.

Загадки- смекалки

составление загадок, требующих математического решения

12.12

8.

Практикум «Подумай и реши».

15.12

9.

Развитие познавательных способностей.

15ч

9.1

Тренировка внимания

9.1.1

Игры на внимание.

1 ч

19.12

9.1.2

Интерактивные игры на внимание.

22.12

9.1.3

Развитие концентрации внимания.

26.12

9.1.4

Тренажёры на развитие внимания.

16.01

9.2

Тренировка памяти

 3ч

9.2.1

Тренировка слуховой памяти.

19.01

9.2.2

Тренировка зрительной памяти.

23.01

9.2.3

Тренажёры на развитие памяти.

26.01

9.3

Поиск закономерностей

4 ч

9.3.1

Числовая и буквенная закономерность.

1 ч

30.01

9.3.2

Поиск закономерностей. Логические  задачи.

02.02

9.3.3

Логические  задачи.

06.02

9.3.4

Логически – поисковые задания.

09.02

9.4

Совершенствование воображения

9.4.1

Работа с изографами и числографами.

13.02

9.4.2

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

16.02

9.4.3.

Рисование предметов с помощью цифр

20.02

9.5

Развитие быстроты реакции

1 ч

27.02

9.5.1

Игры на развитие реакции.

02.03

10.

«Газета любознательных».

10.1

Поиск и сбор информации

06.03

10.2

Выпуск газеты

09.03

11

Задачи с многовариантными решениями.

11.1

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

13.03

11.1

Решение задач в парах

16.03