Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (особенности развития).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
«Картинки - загадки»
Цель: развитие мышления, речи и воображения.
На столе стоит коробка с 12 предметными картинками. Педагог предлагает одному из детей подойти к столу, взять картинку и составить описание предмета, изображенного на ней, в форме загадки. Тот, кто угадает, о каком предмете идет речь, становится водящим.
«Самолеты»
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, воображения, совершенствование коммуникативных навыков.
Дети сидят на корточках, изображая самолеты на аэродроме.
Педагог: «Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели».
Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать, разведя руки в стороны.
Педагог: «Полетели, полетели, сели». Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают на аэродром». Дети ложатся на ковер и отдыхают.
«На берегу моря»
Цель: релаксация, развитие воображения.
Педагог включает кассету, на которой записан шум моря. Дети лежат на ковре и слушают музыку. Педагог предлагает детям рассказать о том, что они «видят» в своем воображении.
«Два медведя»
Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля, эмоционально-выразительных движений, воображения.
Дети стоят напротив педагога и повторяют за ним движения:
Сидели два медведя
(приседают)
На тоненьком суку:
Один читал газету,
(вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево)
Другой месил муку
(прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения)
Раз ку-ку, два ку-ку,
(приседают на ковер)
Оба шлепнулись в муку.
«Полет высоко в небе»
Цель: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими крыльями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно летите в воздухе. Наслаждайтесь свободой. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Открывайте глазки. Вы чувствуете себя отдохнувшими, у вас бодрое настроение, которое сохранится на весь день».
«Страшный зверь»
Цель: развитие внимания, творческого воображения, эмоциональной сферы.
Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь», и дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся.
У него горят зрачки -
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лосниться...
Может, это львица?
Может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул:
- Рысь!
Храбрый мальчик крикнул:
- Брысь!
«Выбери девочку»
Цель: развитие произвольного контроля, наблюдательности, воображения.
Педагог зачитывает детям стихи А. Барто. К магнитной доске прикреплены карточки с изображением веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки. Детям предлагается выбрать изображение девочки, наиболее подходящую к тексту:
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Педагог: «Какая девочка бросила зайку?»
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Педагог: «Какая девочка испугалась за бычка?»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Педагог: «Какая девочка пожалела мишку?»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Педагог: «Какая, девочка любит свою лошадку?»
«Черепашки»
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, творческого воображения, совершенствование коммуникативных навыков.
Дети сидят на корточках.
Педагог: «Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями - втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством посмотрели вокруг. Пора вставать - они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки! Пожелайте друг другу доброго утра».
«Зоопарк»
Цель: развитие внимания, воображения, координации движений, развитие эмоционально-выразительных движений.
Педагог: «Ребята, мы с вами превратились в животных, которые живут в зоопарке. А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз - прыгайте, как зайчики, хлопну два раза - ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза - вы становитесь настоящими аистами, которые умеют долго стоять на одной ноге».
«Космонавты»
Цель: развитие произвольного контроля и самоконтроля, мышления, воображения, эмоционально-выразительных движений, коммуникативных навыков.
Педагог: «Представьте себе, ребята, что вы превратились в космонавтов, а наши стульчики - в ракету. Нам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Надеваем скафандры. Строимся друг за другом и медленно, так как на нас надеты специальные костюмы, движемся к ракете. Занимаем свои места, и начинается отчет времени. До старта осталось: пять, четыре, три, два, один - старт!» Дети имитируют движение двигателя.
Педагог: «Объявляется общая готовность. Корабль садится на неизвестную планету. Будьте внимательны. На этой планете много интересного и неизвестного. Внимание: нам пора возвращаться. Ракета взлетает». Дети имитируют звук двигателя.
Педагог: «Готовимся к посадке. Ура! Мы сели на Землю. Полет прошел спокойно и успешно».
Задание: «Нарисуй картинку». Психолог просит детей нарисовать то, что они увидели на неизвестной планете.
2.4. Контрольный эксперимент
После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика. Сравнительные результаты по игровому отношению к предметам экспериментальной группы представлены в таблице 7.
Таблица 7
Сравнительные показатели уровня развития игрового отношения к предметам в экспериментальной группе
Уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Констатирующий этап |
0% |
10% |
90% |
Контрольный этап |
30% |
50% |
20% |
Данные в таблице свидетельствует о том, что изменилось отношение к предметам у детей экспериментальной группы. Так появились дети с высоким уровнем. Существенно снизился процент детей с низким уровнем и увеличился процент детей со среднем.
Результаты отражены на гистограмме 7.
Гистограмма 7. Сравнительные показатели уровня развития игрового отношения к предметам в экспериментальной группе
Сравнительные результаты по игровому отношению к предметам контрольной группы представлены в таблице 8.
Таблица 8
Сравнительные показатели уровня развития игрового отношения к предметам в контрольной группе
Уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Констатирующий этап |
0% |
20% |
80% |
Контрольный этап |
0% |
20% |
80% |
Исходя из представленных в таблице данных, можно сделать вывод о том, что в контрольной группе изменений не произошло.
Гистограмма 8. Сравнительные показатели уровня развития игрового отношения к предметам в контрольной группе
Сравнительные результаты по методике 2 (создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям) экспериментальной группы представлены в таблице 9.
Таблица 9
Сравнительные данные уровня развития создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям младших дошкольников экспериментальной группы
Уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Констатирующий этап |
10% |
30% |
60% |
Контрольный этап |
40% |
40% |
20% |
Данные, отраженные в таблице, свидетельствуют об изменении уровня развития создания образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям. На 30% увеличился процент детей с высоким уровнем и на 40% уменьшился процент детей с низким уровнем.
Результаты отражены на гистограмме 9.
Гистограмма 9. Сравнительные данные уровня развития создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям младших дошкольников экспериментальной группы
экспериментальной группы
Сравнительные результаты по созданию образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям в контрольной группе представлены в таблице 10.
Таблица 10
Сравнительные данные развития создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям младших дошкольников контрольной группы
Уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Констатирующий этап |
10% |
30% |
60% |
Контрольный этап |
10% |
40% |
50% |
Исходя из представленных в таблице данных, можно сделать вывод о том, что в контрольной группе произошли незначительные изменения.
Гистограмма 10. Сравнительные данные развития создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям младших дошкольников контрольной группы
Далее была проведена методика 3. Сравнительные результаты диагностики занесены в таблицу 11.
Таблица 11
Сравнительные данные развития представления действия младших дошкольников экспериментальной группы
Уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Констатирующий этап |
20% |
40% |
40% |
Контрольный этап |
40% |
50% |
10% |
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что у детей стал преобладать средний уровень. Низкий уровень выявлен только у 10% детей.
Результаты отражены на гистограмме 11.
Гистограмма 11. Сравнительные данные развития представления действия младших дошкольников экспериментальной группы
Результаты проведения методики 3 в контрольной группе занесены в таблицу 12.
Таблица 12
Сравнительные данные развития представления действия младших дошкольников контрольной группы
Уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Констатирующий этап |
10% |
40% |
50% |
Контрольный этап |
10% |
50% |
40% |
Исходя из представленных в таблице 12 данных, можно сделать вывод о том, что у детей произошли незначительные изменения.
Выводы по второй главе.
У детей младшего дошкольного низкий уровень развития воображения. Они слабо выражают игровое отношение к предметам, не создают образы-представления, не понимают, как можно изобразить действия.