Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (особенности развития).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
Нами было реализована программа развития воображения младших дошкольников. Она включала в себе игры на развитие воображения. После реализации программы было проведено повторное исследование. В результате было установлено, что в группе произошли положительные изменения. У части детей воображение перешло на качественно новый уровень. Удалось вывести детей на средний уровень развития воображения. Высокого уровня в силу возрастных особенностей развития детей достичь не удалось.
Произошедшие положительные сдвиги в развитии творческого воображения детей младшего дошкольного возраста свидетельствуют о результативности реализованной программы. Это позволяет утверждать, что повышению уровня развития воображения способствует использование игровых методов и приемов.
Заключение
Воображение есть способность субъекта продуцировать новые образы. Оно рождается из потребностей соотносить непосредственно доступное человеку с тем, что прямо ему не дано.
Основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) оснований этой деятельности. Рассматривая воображение в самом широком смысле, его можно определить как процесс преобразования наглядного материала посредством понятий и формирования образов ранее частично или полностью наблюдаемых явлений.
Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.
Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.
В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.
Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.
Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка. Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что у детей младшего дошкольного низкий уровень развития воображения. Они слабо выражают игровое отношение к предметам, не создают образы-представления, не понимают, как можно изобразить действия.
Нами было реализована программа развития воображения младших дошкольников. Она включала в себе игры на развитие воображения. После реализации программы было проведено повторное исследование. В результате было установлено, что в группе произошли положительные изменения. У части детей воображение перешло на качественно новый уровень. Удалось вывести детей на средний уровень развития воображения. Высокого уровня в силу возрастных особенностей развития детей достичь не удалось.
Произошедшие положительные сдвиги в развитии творческого воображения детей младшего дошкольного возраста свидетельствуют о результативности реализованной программы. Это позволяет утверждать, что повышению уровня развития воображения способствует использование игровых методов и приемов.
Список использованной литературы
- Батоев, Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся / Г.Б. Батоев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1986. - 144 с.
- Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина. - СПб.: издательство Буковского, 2014. - 60с.
- Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленский. - М.: Знание, 2015. - 96 с.
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И. Божович.- М.: Просвещение, 2019. – 310 с.
- Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М., Воронеж: МОДЭК, 1996. - 392 с.
- Винокурова, Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н.К. Винокурова. – М.: Аст-Пресс, 1999. – 180 с.
- Выготский, С. Воображение и творчество в детском возрасте /С. Выготский. – СПб: Союз, 2019. – 94 с.
- Галин, А. Л. Личность и творчество /А.Л. Галин. – Новосибирск: НПО, 2017. – 120 с.
- Глебова, И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки / И.Ю. Глебова //Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 31-34.
- Дьяченко, О. М. Развитие воображения у детей /О.М. Дьяченко. – М.: Владос, 2017. – 220 с.
- Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника /О.М. Дьяченко. - М.: Знание, 1986. – 210 с.
- Дьяченко, О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения /О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 107-114.
- Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика. //Вопросы психологии. - 1993- №2. - С. 54-58.
- Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова. - М.: Инфра, 2019. – 310 с.
- Коршунова, Л.С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения /Л.С. Коршунова. - М.: Изд-во МГУ, 1989. – 220 с.
- Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 12. – С. 12-15
- Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев// Психологический журнал. - 2015. - №5. – С. 23-28
- Лебедев, В. Миры воображения / В. Лебедев. - М.: Ин-т Психотерапии, 2016. - 229 с.
- Натадзе, Р. Г. Воображение как фактор поведения /Р.Г. Натадзе. – М.: Наука, 2015. – 280 с.
- Никифорова, О.И. Исследование по психологии художественного творчества /О.И. Никифорова. - М., 2012. – 330 с.
- Полуянов, Д. Воображение и способности / Д. Полуянов. - М.: 3нание, 2015. - 50с.
- Рибо, Т. Творческое воображение /Т. Рибо. - СПб.: Питер, 2016. – 270 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016. – 280 с.
- Синельников, В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии /В. Синельников// Дошкольное воспитание. - 1993. - №10. – С. 19-28
- Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академическое развитие, 2019. – 210 с.
- Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника /Г.А. Урунтаева. – М.: ACADEMIA, 2009. – 240 с.
- Фарман, И.П. Воображение в структуре познания / И.П. Фараман. - М.: Изд-во РАН, 1994. - 215 с.
- Цукарь, А. Я. Развитие пространственного воображения / А.Я. Цукарь. – СПб: Союз, 2015 – 290 с.
- Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б. Эльконин. – Москва – Воронеж: НПО МОДЭК, 20167 – 310 с.
Сводные таблицы данных констатирующего этапа
Экспериментальная группа
Табл. 1
Методика 1
Имя ребенка |
Балл |
Ира |
1 |
Гриша |
0 |
Лёня |
0 |
Женя |
0 |
Лёва |
0 |
Олеся |
0 |
Катя |
0 |
Маша |
0 |
Саша |
0 |
Леша |
0 |
Табл. 2
Методика 2
Имя ребенка |
Балл |
Ира |
2 |
Гриша |
1 |
Лёня |
1 |
Женя |
1 |
Лёва |
0 |
Олеся |
0 |
Катя |
0 |
Маша |
0 |
Саша |
0 |
Леша |
0 |
Табл. 3
Методика 3
Имя ребенка |
Балл |
Ира |
2 |
Гриша |
2 |
Лёня |
1 |
Женя |
1 |
Лёва |
1 |
Олеся |
1 |
Катя |
0 |
Маша |
0 |
Саша |
0 |
Леша |
0 |
Контрольная группа
Табл. 4
Методика 1
Имя ребенка |
Балл |
Маша |
1 |
Соня |
1 |
Кирилл |
0 |
Женя |
0 |
Арина |
0 |
Алеся |
0 |
Руслан |
0 |
Тимофей |
0 |
Артем |
0 |
Галя |
0 |
Табл. 5
Методика 2
Имя ребенка |
Балл |
Маша |
2 |
Соня |
1 |
Кирилл |
1 |
Женя |
1 |
Арина |
0 |
Алеся |
0 |
Руслан |
0 |
Тимофей |
0 |
Артем |
0 |
Галя |
0 |
Табл. 6
Методика 3
Имя ребенка |
Балл |
Маша |
2 |
Соня |
2 |
Кирилл |
1 |
Женя |
1 |
Арина |
1 |
Алеся |
1 |
Руслан |
0 |
Тимофей |
0 |
Артем |
0 |
Галя |
0 |
Сводные таблицы данных контрольного этапа
Экспериментальная группа
Табл. 7
Методика 1
Имя ребенка |
Балл |
Ира |
2 |
Гриша |
2 |
Лёня |
2 |
Женя |
1 |
Лёва |
1 |
Олеся |
1 |
Катя |
1 |
Маша |
1 |
Саша |
0 |
Леша |
0 |
Табл. 8
Методика 2
Имя ребенка |
Балл |
Ира |
2 |
Гриша |
2 |
Лёня |
2 |
Женя |
2 |
Лёва |
1 |
Олеся |
1 |
Катя |
1 |
Маша |
1 |
Саша |
0 |
Леша |
0 |
Табл. 9
Методика 3
Имя ребенка |
Балл |
Ира |
2 |
Гриша |
2 |
Лёня |
2 |
Женя |
2 |
Лёва |
1 |
Олеся |
1 |
Катя |
1 |
Маша |
1 |
Саша |
1 |
Леша |
0 |
Сводные таблицы данных
Контрольная группа
Табл. 10
Методика 1
Имя ребенка |
Балл |
Маша |
1 |
Соня |
1 |
Кирилл |
0 |
Женя |
0 |
Арина |
0 |
Алеся |
0 |
Руслан |
0 |
Тимофей |
0 |
Артем |
0 |
Галя |
0 |
Табл. 11
Методика 2
Имя ребенка |
Балл |
Маша |
2 |
Соня |
1 |
Кирилл |
1 |
Женя |
1 |
Арина |
1 |
Алеся |
0 |
Руслан |
0 |
Тимофей |
0 |
Артем |
0 |
Галя |
0 |
Табл. 12
Методика 3
Имя ребенка |
Балл |
Маша |
2 |
Соня |
2 |
Кирилл |
1 |
Женя |
1 |
Арина |
1 |
Алеся |
1 |
Руслан |
1 |
Тимофей |
0 |
Артем |
0 |
Галя |
0 |