Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (особенности развития).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут отличить возможное от невозможного, поэтому иногда создается впечатление о беззаботности их фантазии. Эта беззаботность, некритическое отношение к образам воображения объясняются бедностью прошлого опыта детей, незнанием того, что и как бывает в действительности. Дети младшего дошкольного возраста часто не отличают фантастических образов от реальных — порой они готовы согласиться с любым вымыслом. Но чем старше дошкольник, чем богаче его прошлый опыт, тем полнее отражается действительность в его играх, в изобразительной деятельности и тем критичнее он относится к образам своей фантазии.
Опыты Т. А. Репиной, изучающей особенности воображения ребенка в игре по сюжету сказки «Петушок Золотой гребешок», показали, что у младших дошкольников еще нет критического анализа при отборе игрового материала. Их отбор идет по принципу: «все может быть всем». «Например, большая еловая шишка может быть в игре «горошиной», а маленький камешек — «пирогом», длинный деревянный брусок — «мальчиком», большой игрушечный медведь — «петушком» и т. д. Но к старшему дошкольному возрасту отбор материала подчинялся особым требованиям» [11, с. 89].
Реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребенка лишь на определенной ступени развития. Реализм детского воображения требует активного воспитания. Необходимо, чтобы воображение ребенка развивалось в связи с обогащением его опыта знаниями о действительности, а не превратилось бы в бесплодное фантазирование, не было бы уходом ребенка от действительности. Т. А. Репина изучала понимание детьми некоторых сказочных образов на протяжении дошкольного возраста (анализировались пересказы детьми сказки «Петушок Золотой гребешок и чудо-меленка», детские рисунки в этой сказке и игры по ее содержанию). «Дети младшего дошкольного возраста чудо-меленку чаще всего изображают в виде простой вертикальной палочки или в виде такой же палочки с крестом наверху, а чудесный горох— как вертикальную палочку с примыкающими к ней или нанизанными на нее кружочками. Петушок также изображается очень схематично, чаще всего это голова с клювом и ноги, которые идут непосредственно от головы. У средних дошкольников содержание рисунков и отдельных изображений становится уже несколько богаче: чудесный горох это не просто палочки с кружочками—на его стебле уже имеются веточки, на которых листья и горошины располагаются в симметричном порядке. Изображение петуха также становится более полным (в некоторых случаях детьми даже изображается гребень, бородка). Видоизменяется у детей и образ чудо-меленки. Средние дошкольники чаще всего представляют ее в виде круга с ручкой, за которую ее можно было бы крутить. В старшем дошкольном возрасте изображение фантастических образов становится еще более полным. Так, горох чаще всего изображается в виде большого развесистого дерева, с которого свисают стручки; усложняется и обогащается содержание рисунков, изображающих мельницу» [11, с. 90].
Опыт воспитательной работы по обогащению представлений дошкольников путем ознакомления с разными сторонами действительности показывает, что расширение запаса представлений влияет на содержательность и богатство образов их воображения. М. М. Рыбакова при изучении воображения дошкольников проводила с детьми большую работу по обогащению круга их представлений, а затем сравнивала пересказы детей по картинке до и после проведенной работы. Выявилось, что рассказы, составленные детьми после обогащения их представлений, отличались более сложным содержанием и сюжетом.
Особенностью образов воображения ребенка-дошкольника является большая их конкретность и наглядность, недостаточно обобщенный характер. Изучение этой особенности связано с проблемой соотношения образа и слова.
А. М. Леушина указывает, что при восприятии сказки и рассказа дети на основе словесного описания создают наглядные образы. «При задании рассказать о чем-либо или пересказать то, что ребенок слышал от взрослых, в его сознании возникает «картина» и только при этом условии он в состоянии вести рассказ» [21, с. 91]
Л. С. Выготский в свое время отмечал, что детское воображение развивается в непосредственной связи с усвоением речи, которая способствует формированию представлений ребенка о предмете и позволяет ему представить предмет, которого он никогда не видел. Л. С. Выготский указывал на то, «что у детей с задержками в развитии речи отстает и развитие воображения» [7, с. 25].
Характерной особенностью детского воображения является его яркость, большая эмоциональность. Многочисленные наблюдения показывают, что в своей игровой и изобразительной деятельности, в словесном творчестве ребенок дошкольного возраста воспроизводит те объекты и события, которые поражают его воображение, эмоционально его захватывают. Интересный рассказ, спектакль, события, взволновавшие ребенка, сейчас же находят отражение в его рисунках, играх.
Как правило, сами сюжеты творческих игр у дошкольников определяются областью явлений, эмоционально значимой для детей. В игре для ребенка чрезвычайно важно, чтобы взятая им роль была эмоционально привлекательна. Часто дети-дошкольники отказываются брать на себя роль отрицательного персонажа или играют ее с большой неохотой.
В процессе воображения у ребенка имеет место как комбинирование ранее полученных представлений, так и их преобразование, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся представлений. В процессе воображения происходит выделение отдельных черт из тех образов, которые возникли при восприятии, и создание на их основе новых образов.
Особый интерес имеет процесс построения образов детьми при восприятии ими сказочного материала. Э. К. Урусова изучала, как дети-дошкольники отражают в своих рисунках сказочные персонажи Кощея Бессмертного, бабы-яги, ведьмы, как представляют себе волшебные превращения Иванушки в козленка, Василисы Прекрасной — в кукушку и т. д. Исследование показало, что представление сказочных персонажей — Кощея, бабы-яги — для детей задача более легкая, чем представление волшебных превращений. Сам момент превращения представляют себе лишь немногие дети, причем они изображают его реалистически, подчеркивая постепенность перехода из одного состояния в другое.
Комбинаторные приемы не являются у дошкольников основными приемами преобразования сказочных образов. Наблюдения Т. А. Репиной показали, что представление «комбинированного» образа по описанию — чрезвычайно трудная задача для дошкольника. Почти никто из детей дошкольного возраста не мог создать по описанию такого образа и выложить его из составных частей разрезного лото. Некоторые дети, чтобы найти выход из положения, пытались охарактеризовать образ по одной какой-нибудь его составной части. «Так как им предлагалось описание сразу двух образов, каждый из которых состоял из трех частей, то некоторые дети сами эти части отбирали правильно, но не могли их правильно скомбинировать соответственно описанным образам» [21, с. 92].
В зачатках воображения у преддошкольников их воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается независимо от какой-либо сознательной цели. Только в дошкольном возрасте у детей наряду с непроизвольным воображением начинает формироваться произвольное активное воображение.
Оперирование образами, подчиненное сознательной цели, сначала (особенно в младшем дошкольном возрасте) еще очень неустойчиво и непродолжительно. Ребенок не в состоянии долго удерживать цель и замысел воображения.
Но целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов постепенно возрастают от младшего дошкольного возраста к старшему. Это отмечается многими исследователями игры и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Первоначально образы произвольного воображения возникают у дошкольников под влиянием словесных воздействий взрослых. Позже элементы произвольного воображения начинают возникать в коллективной игре с замыслом и при рисовании на определенную тему, где необходим предварительный план. Исследование Т. А. Репиной показало, что «при игре на тему прослушанной сказки у детей младшего дошкольного возраста встречаются лишь элементы планирования — каждый из детей берет на себя ту роль, которая ему больше нравится. Кроме того, ребенок из игрового материала отбирает 2—3 предмета для изображения объектов, необходимых для начала игры» [51, с. 92].
В тесной связи с развитием произвольного воображения формируется творческое воображение дошкольника. Первые элементы творческого воображения встречаются уже при воспроизведении ребенком услышанного, например, он дополняет образ героя сказки новыми чертами, придумывает новые события. При рисовании элементы творческого воображения проявляются в композиции рисунка, в использовании цвета. Еще больше творческих моментов содержится в ролевой игре дошкольника.
Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы).
Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действии). Ребенок скачет верхом на палочке и в этот момент он всадник, а палка — лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.
В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.
У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.
Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стишков. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге.
Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. При этом дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное.
Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не присущих им свойств. Так, дети в своем воображении с азартом преувеличивают или преуменьшают предметы.
Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности.
О.М. Дьяченко указывает на то, что «развитие произвольного, преднамеренного воображения так же, как развитие произвольных форм внимания и памяти, является одной из сторон общего процесса формирования речевой регуляции поведения ребенка. Постановка цели и руководство построением замысла в продуктивных видах деятельности осуществляются при помощи речи)» [12, с. 75].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Воображение детей дошкольного возраста по большей части непроизвольно. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало ребенка. Расширение запаса представлений влияет на содержательность и богатство образов их воображения.
Воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это в играх, сказках, рисунках. Отличительная особенность образов воображения у дошкольника – их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены.
1.3. Использование игровых методов и приемов для развития воображения дошкольников
Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов и приемов на занятиях лепкой способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов. Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества. Т. С. Комарова считает, что «благодаря связи с игрой изодеятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность» [14, с.61].
В.Г. Березина указывает, что «игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности» [2, с.33].