Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (особенности развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению Т. Рибо [], творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою:

«Первый период. Он нам известен; это – возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем оно выражается прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но во всяком случае гораздо более краткой, чем две другие. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины – образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом – антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы.

Третий период. Он уже окончательный; так или иначе, в той или другой степени воображение сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле.

Основной закон развития воображения формулируется Выготским следующим образом: воображение проходит в своем развитии через два периода, разделенные критической фазой» [5, с. 45].

Л.С. Выготский пишет, что «процесс творчества включает в себя три основных этапа: накопление материала, переработку накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) и комбинацию отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины» [7, с. 26] .

Накопление материала включает в себя внешнее и внутреннее восприятие, являющееся основой творчества. Это то, что видит и слышит ребенок.

 Переработка накопленного материала включает в себя диссоциацию воспринятых впечатлений и ассоциацию.

В процессе диссоциации впечатление, как сложное целое, разделяется на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими и сохраняются, другие забываются.

 Умение выделять отдельные черты сложного целого является важным для всей творческой работы человека над впечатлениями. За диссоциацией следует процесс изменения, процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений, свойственный воображению как детскому, так и взрослому.


Преувеличение, обусловленное интересом ребенка к выдающемуся и необыкновенному, вызывающему чувство гордости, связанное с воображаемым обладанием чем-нибудь особенным, позволяет ребенку упражняться в оперировании с величинами, которых не было в его опыте. И это оперирование величинами – меньшими или большими – позволило человечеству создать астрономию, геологию, физику, химию.

 Ассоциация же представляет собой объединение диссоциированных и измененных элементов, происходящее на различной основе и принимающее различные формы от чисто субъективного до объективно научного.

Протекание перечисленных процессов (этапов) творческого воображения зависит от нескольких основных психологических факторов.

 Первый фактор – потребность человека в приспособлении к окружающей среде. Л.С.Выготский пишет: «В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания» [7, с. 68].

Именно потребности или стремления приводят в движение процесс воображения и дают материал для его работы.

К другим очевидным факторам Л.С.Выготский относит опыт, потребности и интересы, в которых эти потребности выражаются, комбинаторную способность и упражнение в этой деятельности, воплощение продуктов воображения в материальную форму, техническое умение, традиции и др.

 Другой, мало очевидный, но важный фактор – это фактор окружающей среды. Внешне кажется, что воображение руководствуется только чувствами и потребностями человека, не зависит от внешних условий и обусловлено субъективными причинами. Но психологический закон говорит о том, что стремление к творчеству всегда обратно пропорционально простоте среды. Изобретение или научное открытие появляются только с моментом создания необходимых материальных и психологических условий. Творчество – это исторически преемственный процесс, где каждая последующая форма определена предшествующими. Именно поэтому в привилегированных классах больше различных изобретателей.

Для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности лучше всего начать с той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Существуют 4 основных формы, связывающих деятельность воображения с действительностью.

Первая форма заключается в том, что создание воображения строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в опыте человека. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта человека, т.к. опыт - это материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт, тем богаче должно быть воображение. Следует вывод, что необходимо расширять опыт ребёнка, если хотим создать довольно прочные основы для его творческой деятельности. Фантазия опирается на память. Комбинирующая деятельность мозга сводится к тому, что имеющуюся информацию он сводит в такие сочетания, которые в действительном опыте не встречались.


Вторая форма - связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Такая форма связи возможна только чужому или социальному опыту. Воображение работает не свободно, а направляется чужим опытом. В данном случае воображение становится средством расширения опыта человека, т.к. он может вообразить то, чего не видел, то, чего в личном опыте не было. Получается двойственная связь между деятельностью воображения и опыта:

В 1-ом случае воображение опирается на опыт, во 2-ом - опыт на воображение.

Третья форма - эмоциональная связь между воображением и реальностью. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления, мысли, образы, созвучные настроению в данную минуту.

Четвертая форма - связь фантазии с реальностью. Сущность в том, что силой фантазии можно создать нечто новое, ранее не существовавшее, материально воплотить. И это что-то начинает реально существовать и воздействовать на другие вещи.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

А.В. Брушилинский считает, что «следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура» [5, с. 22].

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

Имеется способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.


Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

«Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме», - пишет Д.Б. Богоявленский [3, с. 36].

Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью. Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.


1.2. Развитие воображения в дошкольном возрасте

На протяжении дошкольного детства существенно изменяются образы воображения. Если у преддошкольника «фантазирование» ограничивается дополнением наличной ситуации образами ранее воспринятого, то у дошкольника постепенно развивается способность создать совершенно новые образы предметов путем сложной переработки прошлого опыта. Эти образы приобретают обобщённый характер. Дошкольник научается выделять в предметах, характерное, типическое, в связи с чем образы, фантазии, оставаясь конкретными, наглядными, начинают вместе с тем отображать целые группы сходных предметов и явлений.

Некоторые зарубежные психологи рассматривают мир детского воображения как особый мир, эмансипированный от реальности, как миражное построение в области нереального, куда ребенок совершает бегство от действительности (Пиаже и др.). Они считают, что образы детского воображения не являются отражением объективного мира, а либо представляют собой символическое его обозначение (Штерн и др.), либо вообще не имеют к действительности никакого отношения, а лишь выражают субъективное состояние самого ребенка.

Исследование советскими психологами детского воображения показало, что и в игровой деятельности, и при восприятии сказок, и в изобразительной деятельности ярко обнаруживается, своеобразный реализм ребенка. Л. В. Запорожец, критикуя теорию символизма, указывает, что ребенок предпочитает зонтик готовой игрушечной лошади не потому, что он является символом, а потому, что на зонтике можно «ездить», а на игрушечной лошади нет, и что в этом проявляется истинный реализм дошкольника.

Д. Б. Эльконин в своем исследовании специально выяснил, в. какой мере дошкольники, в игре следуют логике реальной жизни и насколько они стойки в осущест­влении этой реалистической тенденции. Так, дошкольникам при игре в обед предлагалось сначала «съесть» вто­рое или третье, а потом первое блюдо. Д. Б. Эльконин выдвинул предположение, что «само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами ее воплощения — это и создает необходимость дополнить недостающие элементы ситуации обра­зами воображения» [14, с. 116].

B исследованиях восприятия дошкольниками сказок есть многократные указания на реалистический подход к их содержанию. А. В. Запорожец обнаружил, что дошкольник, слушая сказку, подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции, что в сказке не все возможно, с точки зрения ребенка. Так, если «нару­шаются некоторые реалистические элементы сказочного повествования, например типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий, то это вызы­вает с его стороны отрицательное отношение. Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, кото­рую не должно переходить воображение в искусстве» [20, с. 87].