Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (особенности развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Используются следующие игровые методы и приемы:

- обыгрывание предметов, игрушек;

- обыгрывание готового изображения;

- обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;

- обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);

- обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);

- обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;

- игровые приемы с элементами ролевого поведения;

- использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: «Как помочь Лунтику оказаться на луне», «Что может оказаться внутри волшебного сундучка» и др.

Другой игровой прием — обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением. С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его. Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию лепки. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка. Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. Например, если была вылеплена машина, то она может «ездить», птица — «летать», «клевать», рыбка — «плавать» и т. д.

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой». Например, при выполнении коллективной композиции — макета «Крестьянское подворье» этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения. Так дети, прокладывают дорожки, «сажают» деревья, изготавливают загон для домашних животных, лепят самих животных и птиц. Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой. На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль скульптора, продавца, пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования. На занятиях лепкой также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др. Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения: -          «Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д. -          «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил? -   «Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем. -          «Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему. -          «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д.» -    «Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа. Таким образом, занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты. О.М. Дьяченко указывает, что «творческое воображение развивается, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте. Поэтому, руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника» [17, с. 32].


Выводы по первой главе.

Воображение характеризуется активностью, дейст­венностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представ­лений, образов. Воображение может быть воссоздающим (создание раза предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Воображение детей дошкольного возраста по большей части непроизвольно. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало ребенка. Расшире­ние запаса представлений влияет на содержательность и богатство образов их воображения.

Воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это в играх, сказках, рисунках. Отличительная особенность образов воображения у дошкольника – их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены.

Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается воображение

Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых методов и приемов

2.1 Программа эксперимента

Цель экспериментального исследования – оценить эффективность использования игровых методов и приемов в развитии воображения младших дошкольников.

Задачи:

- выявить исходный уровень развития воображения младших дошкольников;

  • разработать и провести формирующий эксперимент по развитию воображения у младших дошкольников;
  • определить итоговый уровень развития воображения младших дошкольников;
  • обобщить результаты эксперимента.

Объект исследования - особенности творческого воображения дошкольников.

Предмет исследования – игровые методы и приемы как средство развития воображения у детей младшего дошкольного возраста.


Гипотеза исследования: использование игровых методов и приемов повышают эффективность работы по развитию воображению детей младшего дошкольного возраста.

База исследования: МБДОУ

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 10 детей — воспитанников второй младшей группы — экспериментальная группа и 10 детей воспитанников второй младшей группы — контрольная группа.

Методика 1: Игровое отношение к предметам

Условие: Ребенок свободно манипулирует с предметами, знает функциональное назначение бытовых предметов, понимает речь, говорит отдельные слова.

Материал: Столик, 3 бумажные ленточки 15х2,5 см, чашка или кружка, коробка с мелкими предметами разного цвета, формы и величины: пуговицы, зажимы для полотенца, бусинки и т. п. (исключаются слишком мелкие и острые предметы в целях безопасности).

Методика выявления:

1) Взрослый привлекает внимание ребенка к коробке и высыпает содержимое на столик, подчеркнуто любуясь разноцветной мелочью. Наблюдает за действиями ребенка до 30 минут. Отмечает раскованность движений, разнообразие действий с привлекательным предметом, использование его в неспецифической функции, словесные обращения к нему, звукоподражание типа дррр, бух, кусь, ой-ой и т. д.

2) Если ребенок смотрит безучастно, взрослый побуждает его своим примером: а) предмет накрывает коробкой и открывает: Ку-ку, нету! — Вот он! б) переставляет по столу: Топ-топ! Бух! Ой! Не плачь; в) соединяет концы ленточки и качает предмет на ленточке; г) везет на ленте по столу, по полу: Би-би! Дррр!; д) кладет предмет на голову себе, ребенку: шляпа, бантик. Если ребенок пытается взять,— ему отдают предмет. Если он действует молча, взрослый подговаривает сам.

3) С другим предметом, повторяя ситуации а, б, в, г, д, взрослый побуждает ребенка: «А Петя? Ну-ка, сам!» — и передает предмет ему.

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребенок заинтересован предметом и игровым действием. Пытается взять и действовать самостоятельно. Варьирует место, действия, соединяет предметы, придумывает новое назначение, название, издает звукоподражания, словами обращается к предмету.

Средний уровень. Ребенок не раскрывает своих возможностей: повышенная тревожность, боязнь запретов со стороны взрослого.

Низкий уровень: ребенок отказывается выполнять задание.

Методика 2. Опредмечивание (называние) бесформенных изображений, создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям.

Условие: Ребенку нравится рассматривать картинки. Речь — отдельные слова и звукоподражания; свободное понимание бытовой речи.


Материал: Стол, листочки бумаги, цветные карандаши. Можно — мел и асфальт, палочка и песок.

Методика выявления:

1) Взрослый предлагает посмотреть, что будет нарисовано и сам рисует: а) замкнутую кривую, б) ломаную линию (зубцы), в) пересекающиеся отрезки. В каждом случае удивленно спрашивает:

«Ой, что это? Вот что получилось! Что это?»

2) Если ребенок молчит, взрослый предлагает варианты названий вопросительно: «Может, тучка?.. Это булочка, ням-ням?»

3) Взрослый утвердительно поясняет рисунок: «Ой, собачка! Спит, убрала хвостик. Как она спит? (изображает, как склонила голову и закрыла глаза собачка). Бай-бай, спи! А мы еще нарисуем что-то».

Высокий уровень. Заинтересованно смотрит. «Узнает» изображение, называет. Изображает нарисованный персонаж действием.

Средний уровень: повторяет названия после взрослого.

Низкий уровень: отказывается общаться со взрослым.

Методика 3. Активность типа «Покажи, как», представление действия.

Условие: Ребенок понимает речь взрослого.

Материал: Изустное изложение фольклора для детей: сказки «Курочка Ряба» или потешки «Котя, котенька

Методика выявления:

1) Взрослый неторопливо и выразительно рассказывает, наблюдая за ребенком.

2) Предлагает еще раз послушать: «Я тебе буду рассказывать, а ты мне — покажи, как они там делали». По ходу рассказа просит ребенка: а) покажи, как дед бил-бил..., б) как мышка бежала, в) как хвостиком махнула, г) как дед плачет, баба плачет, д) как курочка жалеет — не плачь дед, не плачь баба.

Аналогично по потешке «Котя-котенька» предлагает показать: а) как детку покачать, б) как платочек на шейку повязать, в) как дают пирога, г) как нальют молочка, д) как котик молоко лакает. После каждого побуждения пауза, ожидание действий ребенка.

Высокий уровень: стимулируемый рассказом и паузами, ребенок начинает иллюстрировать действия персонажей собственными условными действиями: стучит кулачком по столу, перебирает ногами или пальцами, изображая плач, закрывает лицо, хнычет, гладит себя ладонью, слушая потешку, рукой как бы покачивает люльку или встряхивает коляску, проводит руками у шеи — повязывает платок, складывает пальцы щепоткой и протягивает руку к полу, говорит ко-ко, делает движение кулачком, будто из стакана наливает, з) движение языком («лакает»).

Средний уровень: ребенок иллюстрирует часть действий (не менее половины).

Низкий уровень: ребенок иллюстрирует не более двух действий.


2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

Полученные результаты по игровому отношению к предметам экспериментальной группы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня развития игрового отношения к предметам в экспериментальной группе

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Процент детей

0%

10%

90%

Данные таблицы свидетельствуют о том, что не все дети группы справились с заданием.

На среднем уровне задание выполнили 10% младших дошкольников.

Большинство детей показали низкий уровень развития игрового отношения к предмету. Некоторые дети отказывались даже слушать инструкцию. Один ребенок расплакался.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что у детей не развито игровое отношение к предметам.

Результаты отражены на гистограмме 1.

Гистограмма 1. Уровень развития игрового отношения к предмету у младших дошкольников экспериментальной группы

Полученные результаты по игровому отношению к предметам контрольной группы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели уровня развития игрового отношения к предметам в контрольной группе

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Процент детей

0%

20%

80%

Исходя из представленных в таблице данных, можно сделать вывод о том, что в контрольной группе также игровое отношение к предметам развито на низком уровне. Высоких результатов не показали никто. Средний уровень выявлен у двоих детей.

Гистограмма 2. Уровень развития игрового отношения к предмету у младших дошкольников контрольной группы

Полученные результаты по методике 2 (создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям) экспериментальной группы представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень развития создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям младших дошкольников экспериментальной группы

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Процент детей

10%

30%

60%