Файл: Цветопроба и ее роль в технологическом процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИССЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

1.1. История появления цвета в книге

1.2. Цветовое оформление многополосного издания и роль цвета

1.3. Цветовые модели

1.3.1. Цветовая модель RGB

1.3.2. Цветовая модель CMYK

1.3.3. Цветовая модель HSB и HSL

1.3.4. Цветовая модель Lab

ГЛАВА 2. ЦВЕТОПРОБА. ВИДЫ. ЗАДАЧИ

2.1. Цветоделение

2.1.1. Цветоделение в цветовой модели RGB

2.1.2. Цветоделение в цветовой модели CMYK

2.2. Процесс цветоделения в графическом редакторе Adobe Photoshop

2.3. Определение цветопробы

2.4. Задачи цветопробы

2.5. Виды цветопроб

2.5.1. Экранная цветопроба

2.5.2. Цифровая цветопроба

2.5.3. Аналоговая цветопроба

2.6. Процесс печати и получение цветопробы

2.6.1. Получение экранной цветопробы

2.6.2.1. Процесс струйной печати

2.6.2.1.1. Пьезоструйная печать

2.6.2.1.2. Термоструйная печать

2.6.2.1.3. Широкоформатная струйная печать

2.6.2.2. Процесс сублимационной печати

2.6.2.3. Процесс твердочернильной печати

2.6.2.4. Процесс лазерной печати

2.6.3. Устройства для аналоговой цветопробы

2.6.3.1. «Сухая» аналоговая цветопроба

2.6.3.1.1. AGFA PressMatch Dry

2.6.3.1.2. DuPont Cromalin Studio Sprint

2.6.3.2. «Мокрая» аналоговая цветопроба

2.6.3.2.1. MatchPrint 2635

2.7. Роль цветопробы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Тема выбранного мною исследования актуальна в связи с тем, что из-за различия в цветовом восприятии на мониторе персонального компьютера, где используется цветовая модель RGB (от англ. Red, Green, Blue) и на готовой печатной продукции, где используется совершенно иная цветовая модель CMYK (от англ. Cyan, Magenta, Yellow и Key). Обе эти модели имеют разные принципы воспроизведения цвета. И из-за этого часто возникает недопонимание между заказчиком и исполнителем, так как изображение на экране одно, а при получении готового продукта – другое. Дабы этого всего избежать производится цветопроба, чтобы заранее спрогнозировать результат цветопередачи конечной печатной продукции.

Целью работы является анализ многообразия видов цветопроб, которые предоставляет рынок полиграфии, а также роль цветопробы в процессе производства.

Объект исследования: изучение технологического процесса печати цветопробы

Предмет исследования: определение цветопробы, виды цветопроб, задачи цветопробы в технологическом процессе.

Для реализации этой идеи были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть краткую историю появления цвета в книжном деле;
  • рассмотреть роль цвета в оформлении печатного издания;
  • проанализировать разницу между основными цветовыми моделями RGB и CMYK, а также рассмотреть другие;
  • изучить процесс цветоделения;
  • дать определение термину цветопроба;
  • определить виды цветопроб;
  • описать процесс воспроизведения различных видов печати;
  • рассмотреть роль цветопробы в полиграфической сфере.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования в дальнейшей работе для выявления ошибок перед печатью всего тиража, что значительно сэкономит время и деньги как заказчика, так и типографии.

ГЛАВА 1. ИССЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

1.1. История появления цвета в книге

Перед началом исследования хотелось бы уделить немного внимания истории книжного дела.

Точной даты появления книгопечатания на сегодняшний день нет, так как различные источники ссылаются на разные даты и уцелевших материалов крайне мало. Первый печатный текст, а точнее сделанная с помощью ксилографии копия, издана в 868 г. и это была буддийская Алмазная сутра (см. рисунок 1).


Рисунок 1. Алмазная сутра – первая датированная книга

В Европе данная технология развивалась постепенно и пришла значительно позже, если сравнивать с Китаем и Ближним Востоком. Сперва это были оттиски на ткани с различными религиозными мотивами, а затем, когда бумага стала относительно доступной, появились и гравюры. Само книгопечатание появилось в 1445 г. Иоган Гутенберг предложил использовать для набора текста металлические литеры (см. рисунок 2). Они располагались в специальных ячейках в нужном порядке, вручную покрывались слоем краски, а затем прижимались к листу бумаги в станке. В Европе первыми напечатанными книгами являются изданные на латинском языке Библия и Псалтырь.

Рисунок 2. Металлические литеры, набранные на верстаке

В России технология книгопечатания была позаимствована у европейцев. Первой книгой считается «Апостол» 1564 г. напечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, однако также были найдены и другие печатные текста без точного датирования, которые можно считать изданными раньше «Апостола».

Сама цветная печать появилась ещё в Китае, когда деревянные дощечки с выгравированным на них текстом или изображением окунались в разные цветные краски.

В Европе цветное книгопечатание изобрел Раймондо де Сангро в своей работе «La Lettera Apologetica». С типографской точки зрения, титульный лист «Apologetica» (см. рисунок 3) был исполнен методом, совершенно немыслимым для того времени: он был напечатан в четырех цветах с одним оборотом печати благодаря технике, усовершенствованной де Сангро. Текст сопровождается тремя красивыми складными иллюстрациями.

Рисунок 3. Титульный лист «La Lettera Apologetica»

Раймондо работал над основными знаками или же «основными словами» древнего языка инков, такими как Бог, Ночь, Вода, Солнце и другие. Он даже переводит на кипу перуанскую песню. Также он умело показывает, как можно транслитерировать латинский, итальянский, французский, испанский, немецкий и английский алфавиты на кипу (см. рисунок 4).

Позже в начале XVIII века немецкий художник и гравер Якоб Ле Блон открыл технологию для будущей печати красочных полноцветных изображений, основанную на разделении цветов. В результате чего получалась продукция с насыщенной и широкой цветовой гаммой. В своей книге «Coloritto» художник утверждал, что «живопись может представлять все видимые объекты с тремя цветами, желтыми, красными, и синими». Со временем эти слова легли в основу современной цветной печати и его технология стала предшественницей цветовой палитры CMYK.


Рисунок 4. «La Lettera Apologetica». Алфавит.

Дальнейший развитие принадлежит ученому-физику Джеймсу Максвеллу. Он доказал, что человеческий глаз способен различать всего три основных цвета. Затем для доказательства физик приобщил к эксперименту фотографа Томаса Саттона, и они в середине XX века сделали первое в истории цветное фото (см. рисунок 5). Для этого объект был снят три раза через фильтры красного, синего и желтого цветов. При наложении негативов получилось цветное изображение.

Рисунок 5. Тартановая лента.

Прогресс не стоит на месте и технологии развиваются по сей день, и, благодаря открытию Джеймса Максвелла и Томаса Саттона, на данный момент предоставлен широкий спектр различной полноцветной печати.

1.2. Цветовое оформление многополосного издания и роль цвета

Многополосное издание – это издания, которые содержат в себе более четырех полос. Существует огромное разнообразие многополосной продукции, однако самыми распространенными являются брошюры, каталоги, журналы и книги. И цветовое оформление будет напрямую зависеть от характера издания, бюджета, а также целевой аудитории.

Серьезное произведение, где основной упор идет на сюжет и развитие персонажей, будет выглядеть нелепо с обилием ярких изображений и цветастой обложкой. Например, «Анна Каренина» Льва Толстого. В кульминационном моменте, где главная героиня решается на серьёзный шаг, будет крайне неуместна иллюстрация в стилистике «Паровозика Томаса». Так же и детская литература будет казаться странно без рисунков и яркого оформления, так как детям таким образом проще воспринимать информацию. Именно поэтому детская многополосная полиграфическая продукция делается, как правило, ярких и насыщенных цветов, так как с большей долей вероятности ребенок на нее обратит внимание.

Поэтому выбор конкретной цветовой гаммы всегда должен определяться характером и назначением печатной работы, а цветовая гармония полностью зависит от специфики издания. Одна и та же комбинация цветов в одном случае может быть успешна, а в другом – создать плохое впечатление, если она противоречит цели, характеру и типу печатной продукции. Если цвета выглядят гармонично при создании постера и плаката, то это ещё не значит, что они будут являться таковыми для обложки литературного произведения, а оформление переплета для художественной будет явно отличаться от дизайна научной литературы.


С помощью цвета можно усилить и подчеркнуть ту или иную часть композиции, на которую должно быть обращено особое внимание.

Выбирая цветовую гармонию для того или иного объекта, необходимо также учитывать, что она тесно связана с самим изображением. Например, голубой цвет, который считается легким, свежим и прохладным оттенком за счет ассоциации с небом, может показаться странным, если таким цветом будет изображена кожа человека. Исключения могут быть, если это, например, произведение, где персонаж является инопланетянином, мутантом или представителем любой другой внеземной расы (см. рисунок 6). В остальных же случаях человек будет выглядеть мертвым, болезненным, замёрзшим и так далее.

Рисунок 6. Персонаж комиксов вселенной Marvel Мистик.

Также некоторые цветовые сочетания прочно закрепились в сознании людей, и они часто дают им символический характер. Было бы большой ошибкой оформлять женский любовный роман со счастливым концом в черно-белой гамме, которая зачастую ассоциируется с трауром и скорбью, так и детектив с большим количеством насилия и убийств оформлять, например, в нежно-розовых тонах.

Говоря о цветовом оформлении, также важно помнить и про пространственное отношение цветов. Теплые и холодные, светлые и темные, насыщенные и ненасыщенные цвета воспринимаются человеческим глазом в пространственном отношении по-разному.

Теплые, светлые и насыщенные цвета кажутся нам находящимся ближе, чем холодные, темные и ненасыщенные (см. рисунок 7). Связано это с воздушной перспективой.

Рисунок 7. Восприятие цвета.

Теплыми называют все красные, оранжевые и желтые цвета, а холодными – голубые и синие. Зеленые цвета занимают промежуточное положение: часть из них можно назвать теплыми (желто-зеленые), а часть – холодными (сине-зеленые). Фиолетовые цвета также занимают промежуточное положение: если в них больше синевы – то они холодные, а если больше пурпурного – то они теплые. Теплый тон можно сделать холоднее, если добавить к нему черной краски. Красный и синий прямоугольники глаз воспримет лежащими в разных плоскостях: синяя поверхность (холодный цвет) будет уходить вглубь, а красная (теплый цвет) выступать вперед. Подобный эффект будет наблюдаться, если светлый цвет поместить рядом с темным или насыщенный рядом с ненасыщенным. Чтобы заставить два различных по характеру цвета зрительно лежать в одной плоскости, надо уменьшить размер теплого или светлого элементов изображения по сравнению с холодным или темным либо, наоборот, увеличить размер холодного или темного элементов по сравнению с теплым и светлым.


Впечатления о пространственном положении цветов довольно субъективны. Мнения о том, какой цвет находится ближе, а какой дальше, могут быть различны. Кроме того, восприятие пространственного положения цвета зависит от характера и конфигурации элемента, а также от контрастности изображения. Наиболее выраженный эффект наблюдается тогда, когда имеются в наличии все три фактора, обусловливающие впечатление приближенности или отдаленности краски. В частности, насыщенная, светлая, теплая желтая краска наиболее сильно выступает на передний план по сравнению с ненасыщенной, темной и холодной синей краской. Таким образом, благодаря умелому использованию пространственного отношения цветов можно создавать впечатление объемности плоскостного изображения. На некоторых обложках буквы в одном слове даются разными красками. Этот прием часто используется и в рекламных объявлениях. В этом случае буквы воспринимаются лежащими в разных измерениях, благодаря чему визуальная плоскость обложки разрушается. Такой прием будет оправдан только тогда, когда оптическое разрушение плоскости обложки является сознательно поставленной задачей.

Безусловно, в последнее время появилась тенденция отступать от каких-либо ограничений, шаблонов и клише по оформлению той или иной печатной продукции, однако делается это все на страх и риск, ведь есть шанс того, готовый продукт потеряется на фоне конкурентов и не окупит себя.

1.3. Цветовые модели

Ранее в тексте несколько раз упоминались такие термины как RGB и CMYK, а также их аббревиатура, однако точного определения и принципов данных цветовых моделей не было.

Итак, сам термин цветовая модель обозначает абстрактную модель описания представления цветов в виде кортежей чисел, обычно из трёх или четырёх значений, называемых цветовыми компонентами или цветовыми координатами. Вместе с методом интерпретации этих данных множество цветов цветовой модели определяет цветовое пространство.

Также цветовая модель – это математически определенное цветовое пространство. Цвет в модели определяется стандартным способом, за зависящим от конкретного устройства. Модель точно определяет диапазон и цветовой охват. Любое множество цветов в модели является конечным. Цвет существует в виде набора числовых координат.

Научная теория цвета появилась в XVII веке после того, как Исаак Ньютон, разложив пучок белого света с помощью призмы, обнаружил, что солнечный свет содержит в себе остальные цвета.