Файл: Цветопроба и ее роль в технологическом процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИССЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

1.1. История появления цвета в книге

1.2. Цветовое оформление многополосного издания и роль цвета

1.3. Цветовые модели

1.3.1. Цветовая модель RGB

1.3.2. Цветовая модель CMYK

1.3.3. Цветовая модель HSB и HSL

1.3.4. Цветовая модель Lab

ГЛАВА 2. ЦВЕТОПРОБА. ВИДЫ. ЗАДАЧИ

2.1. Цветоделение

2.1.1. Цветоделение в цветовой модели RGB

2.1.2. Цветоделение в цветовой модели CMYK

2.2. Процесс цветоделения в графическом редакторе Adobe Photoshop

2.3. Определение цветопробы

2.4. Задачи цветопробы

2.5. Виды цветопроб

2.5.1. Экранная цветопроба

2.5.2. Цифровая цветопроба

2.5.3. Аналоговая цветопроба

2.6. Процесс печати и получение цветопробы

2.6.1. Получение экранной цветопробы

2.6.2.1. Процесс струйной печати

2.6.2.1.1. Пьезоструйная печать

2.6.2.1.2. Термоструйная печать

2.6.2.1.3. Широкоформатная струйная печать

2.6.2.2. Процесс сублимационной печати

2.6.2.3. Процесс твердочернильной печати

2.6.2.4. Процесс лазерной печати

2.6.3. Устройства для аналоговой цветопробы

2.6.3.1. «Сухая» аналоговая цветопроба

2.6.3.1.1. AGFA PressMatch Dry

2.6.3.1.2. DuPont Cromalin Studio Sprint

2.6.3.2. «Мокрая» аналоговая цветопроба

2.6.3.2.1. MatchPrint 2635

2.7. Роль цветопробы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В XVIII веке появилось понятие первичных цветов, которые нельзя получить путем смешивания и которые выступают в качестве основы для создания других цветов. На цветовом круге Иттена (см. рисунок 8) первичные цвета лежат на вершинах равностороннего треугольника, то есть это желтый, синий и красный.

Рисунок 8. Цветовой круг Иттена.

Наиболее распространенны­­ми цветовыми моделями являются RGB и CMYK, однако, помимо них, существует ещё и три другие – это HBS, HBL и LAB, которые используются несколько реже и для разных целей.

1.3.1. Цветовая модель RGB

RGB – от англ. Red, Green, Blue. Аддитивная (от англ. add – добавлять) цветовая модель. Как правило, она используется для вывода информации (в том числе и изображения) на экран мониторов и иные электронные устройства, такие как телефоны, планшеты, часы и так далее. Состоит из трех цветов, которые принято считать основными при аддитивном синтезе, – красного, зеленого и синего, которые образуют все промежуточные (см. рисунок 9). Обладает огромным цветовым спектром.

Рисунок 9. Цветовая модель RGB и принцип смешивания цветов.

Сам принцип аддитивной цветовой модели предполагает, что вся палитра цветов складывается из светящихся точек. То есть на бумаге, например, невозможно отобразить цвет в цветовой модели RGB, поскольку бумага цвет отражает, а не светится сама по себе. Итоговый цвет можно получить, прибавляя к исходной черной (несветящейся) поверхности проценты от каждого из ключевых цветов, что и показано на рисунке 8.

Благодаря данной цветовой модели из трех базовых цветов можно составить ~ 16 млн. цветовых оттенков (при цветовой глубине в 24 бита).

1.3.2. Цветовая модель CMYK

CMYK – от англ. Cyan, Magenta, Yellow, Key (или же blacK). Субтрактивная (от англ. subtract – вычитать) схема формирования цвета, используемая в полиграфии для стандартной триадной или же полноцветной печати. Обладает меньшим, в сравнении с RGB, цветовым охватом.

CMYK называют субтрактивной моделью потому, что бумага и прочие печатные материалы, в отличие от экрана монитора, являются поверхностями, отражающими свет. Удобнее считать, какое количество света отразилось от той или иной поверхности, нежели сколько поглотилось.


Таким образом, при вычитании из белого три первичных цвета в цветовой модели RGB (красный, зеленый, синий), получается триада дополнительных цветов CMY (голубой, пурпурный и желтый) (см. рисунок 9). Key Color (черный) используется в этой цветовой модели в качестве замены смешению в равных пропорциях красок CMY.

Делается это исключительно из-за того, что только в теории при смешении красок триады получается чистый черный цвет. На практике же он получится, скорее, грязно-коричневым и на это влияют такие факторы, как способность материал впитывать краску, а также качество, однородность и наличие различных примесей в самих красителях. Тем более при печати одновременное смешение всех трех цветов ради получения черного цвета очень сильно увлажняет бумагу, возрастает риск ее переувлажнения и как результат – испорченные материалы.

На прилагаемом изображении (см. рисунок 10) отчетливо видно, как ведут себя цвета при смешивании и какой оттенок из этого получается. И дабы минимизировать риски, напрямую связанные с качеством исходных материалов, а также улучшить качество конечной печатной продукции, добавляют черный цвет отдельно.

Рисунок 10. Цветовая модель CMYK, принцип смешивания цветов.

1.3.3. Цветовая модель HSB и HSL

HSB – Hue (цветовой тон), Saturation (насыщенность), Brightness (яркость). Цветовая модель, очень похожая на RGB и по факту являющаяся ее аналогом, поскольку использует одни и те же цвета, однако отличается системой координат.

В отличие от RGB, где конечный цвет получается путем смешения основных цветов со значениями от 1 до 256, в HSB каждый цвет получается путем добавления к основному спектру белой или черной краски.

Это аббревиатура с английских слов, где hue – тон – является как раз-таки цветом, saturation – насыщенность – это процент добавления белого, brightness – яркость – наоборот, процент добавления черного. Если провести аналогию с обычными красками, насыщенность можно интерпретировать как добавление того или иного количества чёрной краски в цветную, а яркость - белой. Более подробно рассмотреть данную цветовую модель можно приложенном изображении (см. рисунок 11).

Рисунок 11. Цветовая модель HSB.

Описание цветов в этой модели не соответствует цветам, воспринимаемых человеческим глазом. Эта цветовая модель используется в графических редакторах (см. рисунок 12) при настройке палитры цвета. Художники и дизайнеры используют её для тщательного подбора оттенков.


Однако, перемножив диапазон параметров (360х100х100), получим, что модель воспроизводит ~ 3.6 млн. цветовых оттенков, что значительно меньше, чем в модели RGB.

Рисунок 12. Окно выбора цвета в графическом редакторе Adobe Photoshop CC 2019, где используется цветовая модель HSB.

HSL – Hue, Saturation, Lightness. Является клоном модели HSB, только вместо параметра brightness (яркость) используется параметр lightness (светлота).

1.3.4. Цветовая модель Lab

Lab – равноконтрастное цветовое пространство, в котором расстояние между цветами соответствует мере ощущения их различия. Для данной цветовой модели не существует определенной аббревиатуры. Буква L означает lightness и переводится как светлота. Что значат тогда параметры a и b?

Эти параметры меняются в диапазоне от -128 до 127 (всего 256 значений) и от их значений зависит цветовой тон. Параметр a содержит в себе цвета от темно-зеленого через серый до пурпурного. Параметр b изменяется от синего через серый до желтого (см. рисунки 13, 14)

Рисунок 13. Цветовая модель Lab.

Рисунок 14. Цветовая модель Lab.

Преимуществом данной модели над CMYK будет то, что она использует не 3, а 4 базовых цвета, из-за чего ее цветовой диапазон является максимальным.

Благодаря этому свойству модель Lab используется как посредник при конвертации изображения из одной цветовой модели в другую. Так, конвертация из RGB в HSL, например, происходит через Lab. Это позволяет избежать (или минимизировать) потери в цветовых оттенках, так как модели RGB и HSL имеют разный цветовой охват, а Lab их перекрывает.

В отличие от цветовых моделей RGB или CMYK, которые привязаны к устройству для воспроизведения цвета на бумаге или на экране монитора (цвет может зависеть от типа печатной машины, марки красок, настроек монитора), Lab однозначно определяет цвет. Lab считается аппаратно-независимой моделью, а её цветовой охват всегда больше, чем у устройства. Аппаратно-независимыми считаются также модели HSB и HSL.

Напрямую при создании графического изображения модель Lab практически не используют.

Если посчитать количество цветовых оттенков в модели Lab (256х256х100), то получается ~ 6,5 млн оттенков, что меньше, чем в модели RGB. Важно понимать, что цветовой охват и количество оттенков – совершенно разные вещи. Большее количество цветовых оттенков получается просто более частым делением цветового круга (радуги), или других параметров. В качестве примера можно взять параметр Lightness (от чёрного до белого) и разделить его диапазон не на 100, а на 1000 делений. В итоге получается в 10 раз больше цветовых оттенков, однако при этом цветовой диапазон не изменился.


ГЛАВА 2. ЦВЕТОПРОБА. ВИДЫ. ЗАДАЧИ

2.1. Цветоделение

Цветоделение – процесс представления цветного изображения в виде нескольких совмещенных цветов в определенной цветовой модели: CMYK, RGB или других. Иными словами, цельное изображение разделяют на полутоновые монохромные составляющие, в каждой из которых содержится информация исключительно об одном цвете. В результате полученные изображения называются цветоделёнными.

В основном цветоделение применяется в полиграфической сфере, так как стандартная печать в 4 краски, за исключением цифровой печати, подразумевает изготовление печатных форм на каждый отдельный цвет, который использовался в макете. Помимо полиграфии, цветоделение также применяется в таких сферах, как телевидение, фотография и кинематограф. Поскольку речь в данной работе идет о полиграфии, заострять внимание на остальных не имеет особого смысла, так как они содержат в себе множество нюансов, связанных с особенностями линз камер.

2.1.1. Цветоделение в цветовой модели RGB

В случае RGB изображение разбивается на 3 канала (плоскости). Это red (красный), green (зеленый), blue (голубой). Цветоделение с использованием данной цветовой модели изображено на рисунке 15. Таким образом происходит цветоделение на экране монитора и прочих устройств.

Рисунок 15. На первом изображении представлена обычная полноцветная фотография. На втором – то же самое изображение, только показан красный канал, на третьем – зеленый, на четвертом – синий.

Если совместить обратно все эти три изображения, используя аддитивный метод синтеза, то получится обратно цветное изображение.

2.1.2. Цветоделение в цветовой модели CMYK

В случае CMYK изображение разбивается на 4 канала (плоскости). Это cyan (голубой), magenta (розовый), yellow (желтый) и key (черный).

Процесс цветоделения производится на этапе допечатной подготовки с использованием различных графических редакторов, таких как Adobe Photoshop, Corel Draw и так далее.


В результате цветоделения из получившихся четырех каналов производится печатная форма из пленки методом фотовывода или CtP (англ. Computer to Plate – с компьютера на печатную форму). После этого происходит последовательная печать четырьмя красками CMYK, в итоге чего получается полноцветное изображение (см. рисунок 16).

Рисунок 16. Разделение полноцветного изображения на монохромные полутоновые каналы. Полноцветное напечатанное изображение, а также полноцветное увеличенное изображение с целью показать совмещение растров после печати.

2.2. Процесс цветоделения в графическом редакторе Adobe Photoshop

Сам по себе процесс цветоделения не представляет из себя ничего сложного. В качестве программы используется Adobe Photoshop 2019. Для удобства в скобках будет написаны горячие клавиши для вызова тех или иных диалоговых окон, если таковые имеются. Задача состоит в том, чтобы разбить изображение на цветовые каналы и таким образом подготовить его к печати.

В программе открывается необходимая фотография (см. рисунок 17). Файл открылся с цветовым режимом RGB. Так как это изображение в будущем будет печататься, его необходимо перевести в CMYK.

Рисунок 17. Исходное изображение.

Нижеперечисленные действия описаны для типографий, которые работают с заказными (собственными) настройками. Если же типография использует стандартный профиль из списка, то эти действия пропускаются до момента с переводом (см. рисунок 22).

Сперва нужно выставить настройки в меню «Настройка цветов» (ctrl+shift+k), как это показано на рисунке 18. Также эти настройки можно сохранить, чтобы использовать их ещё раз в будущем.

Рисунок 18. Диалоговое окно «Настройка цветов».

В пункте рабочие пространства в графе CMYK выбрать «заказной», после чего появится новое диалоговое окно (см. рисунок 19), в котором выбирается тип бумаги, тип цветоделения, содержание черного и так далее. Настройки выставляются в соответствии с заказом.

Рисунок 19. Диалоговое окно с настройками CMYK в пункте «Рабочие пространства».

Далее производится перевод документа в CMYK (см. рисунок 20). Чтобы это сделать, необходимо выбрать изображение>режим>CMYK.