Файл: Роль мотивации в поведении организации (Роль и значение мотивации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Сущность мотивационной деятельности
1.2 Роль и значение мотивации персонала
1.3 Исследование мотивации персонала
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ООО «ДИМАРТ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Димарт»
2.2 Анализ существующей системы мотивации персонала организации ООО «Димарт»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО «ДИМАРТ»
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации ООО «Димарт»
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Димарт»
В сложившейся структуре организации работают 40 человек:
- Генеральный директор – 1 человек;
- Главный бухгалтер – 1 человек;
- Бухгалтер – 1 человек;
- Администратор зала – 3 человека;
- Менеджер по продажам – 3 человека;
- Заведующий складом – 1 человек;
- Кассир – 3 человека;
- Менеджер по реализации товаров – 24 человека;
- Кладовщик – 3 человека.
Далее рассмотрим отчет о финансовых результатах ООО «Димарт» представленный в таблице. 2.1.
Таблица 2.1 – Отчет о финансовых результатах ООО «Димарт», тыс. руб.
Наименование показателя |
2018 |
2017 |
Абс. отклонения, тыс. руб. |
Отн. отклонения, % |
Выручка |
203 263 |
227 765 |
-24 502 |
89,2 |
Себестоимость продаж |
(94 932) |
(118 034) |
23 102 |
80,4 |
Валовая прибыль (убыток) |
108 331 |
109 731 |
-1 400 |
98,7 |
Коммерческие расходы |
(81 701) |
(83 206) |
1 505 |
98,2 |
Управленческие расходы |
(15 440) |
(14 853) |
-587 |
104,0 |
Прибыль (убыток) |
11 190 |
11 672 |
-482 |
95,9 |
Доходы от участия |
0 |
0 |
0 |
100,0 |
Проценты к получению |
1 636 |
1 463 |
173 |
111,8 |
Проценты к уплате |
(675) |
(1 186) |
511 |
56,9 |
Прочие доходы |
2 714 |
1 601 |
1 113 |
169,5 |
Прочие расходы |
(3 161) |
(2 450) |
-711 |
129,0 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
11 704 |
11 100 |
604 |
105,4 |
Текущий налог на прибыль |
(190) |
(402) |
212 |
47,3 |
Прочее |
(2 655) |
(2 737) |
82 |
97,0 |
Чистая прибыль (убыток) |
8 859 |
7 961 |
898 |
111,3 |
Так, в 2018 г. произошло снижение выручки на 24 502 тыс. руб. Однако можно отметить и снижение себестоимости, коммерческих расходов,
что является хорошим показателем. Налог на прибыль уменьшился практически в 2 раза. В итоге чистая прибыль в 2018 г. возросла по сравнению с 2017 г.
на 898 тыс. руб. или на 11,3%.
Для анализа внешнего окружения проведем PEST-анализ.
Факторы, которые оказывают влияние на стратегию организации можно увидеть в таблице. 2.2.
Таблица 2.2 – Факторы PEST-анализа компании ООО «Димарт»
Политические факторы |
Экономические факторы |
– ужесточение требований – ужесточение требования СанПин; – ужесточение требований по сертификации продукции. |
– увеличение стоимости «входа» – рост налоговой нагрузки; – повышение ставок по кредиту, усложнение процедуры получения кредита |
Социальные факторы |
Технологические факторы |
– рост потребления алкоголя; – безработица, способствующая более дешевой рабочей силе; – сокращение доходов населения |
– появление современного оборудования – развитие технологий управления предприятием, новых подходов |
На следующем этапе проведем детальный анализ факторов среды, представленный в таблице. 2.3.
Таблица 2.3 – PEST-анализ ООО «Димарт»
Факторы |
Знак влияния +, – |
Качественная оценка |
Балльная оценка, |
Вес фактора, wj |
Важность фактора, |
Критический синтез |
1. Политические |
||||||
1.1 Ужесточение требований по лицензированию и праву продажи алкоголя; 1.2 Ужесточение требований СанПин; 1.3 Ужесточение требований по сертификации продукции. |
– – – |
высокое существен-ное существен-ное |
9 5 5 |
0,2 0,1 0,1 |
– 1,8 - 0,5 - 0,5 |
Полное соблюдение требований законодательства. Полное соблюдение требований законодательства, отслеживание всех изменений. Соблюдение требований, отслеживание изменений. |
Продолжение таблицы 2.3
Факторы |
Знак влияния +, – |
Качественная оценка |
Балльная оценка, |
Вес фактора, wj |
Важность фактора, |
Критический синтез |
2. Экономические |
||||||
2.1 Увеличение стоимости входа на розничный рынок; 2.2 Рост налоговой нагрузки; 2.3 Повышение ставок по кредиту, усложнение процедуры получения кредита |
– – – |
слабое существен-ное существен-ное |
3 5 5 |
0,05 0,1 0,1 |
– 0,15 – 0,5 – 0,5 |
Поддержание хорошего имиджа, усиление рекламной кампании. Повышение цен Поиск инвесторов, готовых вложить |
3. Социальные |
||||||
3.1 Рост потребления алкоголя; 3.2 Безработица, способствующая более дешевой рабочей силе; 3.3 Сокращение доходов населения. |
+ – – |
значитель-ное существен-ное существен-ное |
7 5 5 |
0,1 0,1 0,05 |
+0,7 +0,5 + 0,25 |
Заключение договора Сотрудничество со службой занятости. Повышение цен |
4. Технологические |
||||||
4.1 Появление современного оборудования для хранения и сбыта продукции; 4.2 Развитие технологий управления предприятием, новых подходов к бизнес-процессам, к стратегическому и тактическому планированию позволяет снижать затраты |
+ – |
существен-ное слабое |
5 3 |
0,05 0,05 |
+0,25 +0,15 |
Закупка данного оборудования Внедрение данных технологий |
Качественные оценки были даны на основе экспертного метода
и выведена шкала: bi = 1, если влияние очень слабое, 3 – слабое, 5 – существенное, 7 – значительное, 9 – высокое (сильное).
Весовые коэффициенты были рассчитаны на основе ранговых оценок. Профиль внешней среды в соответствии с рисунком 2.2.
Рисунок 2.2 – Профиль внешней среды ООО «Димарт»
Таким образом, наибольшее влияние на деятельность организации способен оказать именно политический фактор: ужесточение требований
по лицензированию и праву продажи алкоголя. Данный фактор, без сомнения, окажет негативное влияние.
Положительными факторами являются следующие: рост потребления алкоголя; безработица, способствующая более дешевой рабочей силе; рост доходов населения.
2.2 Анализ существующей системы мотивации персонала организации ООО «Димарт»
Система мотивации персонала ООО «Димарт» складывается
из нескольких нижеперечисленных составляющих:
– материальная форма мотивации;
– нематериальная форма мотивации;
– социальная форма мотивации;
– самомотивация.
В рамках материальной мотивации персонала в организации используется повышение должностных окладов. По сложившейся традиции, такое повышение происходит ежегодно и составляет не менее 5 % к окладам каждой группы работников.
На сегодняшний день помимо оклада часть работников ООО «Димарт» может рассчитывать на премии. Так, премии выплачиваются менеджерам торгового зала – 80% должностного оклада и руководителям высшего звена управления – до 100% должностного оклада, согласно заключенным договорам.
Можно сделать вывод, что размер заработной платы части сотрудников поставлен в зависимость от результатов их трудовой деятельности.
В системе нематериальной мотивации используется более широкий перечень способов мотивации перечисленных ниже:
– испытательный срок (оплачиваемый);
– возможность карьерного роста;
– возможность профессионального обучения за счет предприятия.
Так, в ходе испытательного срока, длящегося месяц, кандидат
на конкретную должность проходит стажировку под руководством опытного работника. После успешного окончания испытательного срока кандидату гарантируется трудоустройство в организации, заключение с ним трудового договора.
Продвижение по службе также является весьма значимым мотивирующим фактором. Еще при поступлении на работу каждого кандидата знакомят с историей организации, его успехами на потребительском рынке, перспективами развития и др. Поскольку ООО «Димарт» уже зарекомендовало себя как стабильно работающий хозяйствующий субъект, очевидно, что у него есть перспективы дальнейшего развития и расширения географии бизнеса.
Это предполагает расширение штата, набор новых кадров либо развитие деловой карьеры уже работающего персонала. Соответственно, каждый работник организации знает, что в случае успешной работы, повышения своего профессионального уровня он имеет шанс получить новую должность,
а с ней и более высокий должностной оклад. Это обстоятельство выступает серьезным мотивирующим фактором, побуждая работника выполнять качественно свои обязанности, увеличивая свой вклад в общие результаты деятельности организации.
Такой же вес имеет и фактор возможности профессионального обучения за счет организации, что особенно важно для молодых работников.
На сегодняшний день работодатель тратит на обучение персонала пока небольшие суммы всего 0,4-0,5 % от общей суммы затрат на персонал. Однако это уже способствует увеличению лояльности работников, их привязанности именно данной организации.
В социальном блоке системы мотивации можно назвать
лишь обязательные отчисления работодателя на пенсионное обеспечение работников.
В числе способов мотивационного воздействия, применяемых в торговой организации, следует назвать самомотивацию:
– это стремление к улучшению результатов своего труда;
– интересное содержание труда;
– хорошая психологическая атмосфера в коллективе.
Для выявления насколько сильна действующая система мотивации, проведем опрос сотрудников ООО «Димарт», результаты которого будут отображены в таблице 2.4.
Отметим, что были опрошены 15 работников предприятия, включая
3 руководителей отделов.
Таблица 2.4 – Результаты анкетирования персонала ООО «Димарт»
Показатель |
Результат опроса |
|
Неуд.,% |
Удов.,% |
|
Размер заработной платы |
27 |
73 |
Работа без больших напряжений и стрессов |
60 |
40 |
Перспективы карьерного роста |
80 |
20 |
Взаимоотношения с непосредственным руководителем |
53 |
47 |
Информированность на предприятии |
20 |
80 |
Продолжение таблицы 2.4
Показатель |
Результат опроса |
|
Неуд.,% |
Удов.,% |
|
Важность и ответственность выполняемой работы |
53 |
47 |
Условия труда |
20 |
80 |
Надежность работы, дающая уверенность в завтрашнем дне |
46 |
54 |
Возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей |
87 |
13 |
Взаимоотношения, сложившиеся с коллегами по работе |
80 |
20 |
Возможности для проявления самостоятельности и инициативы |
60 |
40 |
Соответствие работы вашим способностям |
53 |
47 |
Работа как средство достижения успеха в жизни |
60 |
40 |