Файл: ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 764

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Появление и становление оперативно-розыскной деятельности было предопределено общественной необходимостью борьбы с преступностью. Необходимо отметить, что при этом сама практическая оперативно-розыскная деятельность возникла немного раньше следственной деятельности.

Первоначально суть оперативно-розыскной деятельности была связана с реализацией обшеуголовного розыска или сыска преступников двумя основными методами - гласным и, главным образом, негласным. Вследствие этого само возникновение и формирование оперативно-розыскной деятельности все время соединялись с развитием и становлением уголовного сыска.

На сегодняшний день юридическая регламентация оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) закреплена в Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором определяется вся ее суть и фиксируется система гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ).

Признание самостоятельной наукой теории оперативно-розыскной деятельности разрешает ее включение в число наук, сведения которых могут быть использованы в криминалистике в преобразованном или непосредственном виде. Так же, можно допустить, что по мере дальнейшего развития данной теории все большее число ее положений будет использовано при разработке абсолютно новых технических средств, а также методических рекомендаций и тактических приемов по осуществлению раскрытия и расследования преступлений.

Исследование оперативно-розыскной деятельности, ее понятия и сущности имеет большое теоретическое и практическое значение. Так во многом накапливание соответствующих теоретических разработок и эмпирической информации по вопросам оперативно-розыскной деятельности, а так же последующее становление соответствующей теории оперативно-розыскной деятельности и ее отделение от теории криминалистики, а также успешная реализация главных положений теории оперативно-розыскной деятельности на практике и послужили признанию данной теории в качестве отдельной отрасли научного знания.

Для написания курсовой использовались нормативно-правовые акты, применяемые для осуществления оперативно-розыскной деятельности, в том числе Конституция Российской Федерации, федеральные законы, а также учебная литература для юридических вузов, в частности учебники, написанные под руководством В.Н. Бурлакова, Г.М. Миньковского, И.Н. Морохина, Б.А. Филимонова и А.Ю. Шумилова и других.


При проведении исследования были использованы такие методы как: общенаучный, контент-анализ, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой.

Целью работы является исследование понятия, сущности и определения оперативно-розыскной деятельности.

Для поставленной цели мы должны решить следующие задачи:

- определить теоретические основы оперативно-розыскной деятельности;

- изучить понятие, сущность и определение ОРД;

- классифицировать виды и направления ОРД;

- предопределить организацию и тактику проведения ОРД;

- рассмотреть органы, осуществляющие ОРД;

- охарактеризовать сущность оперативно-розыскных мероприятий;

- рассмотреть особенности использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве.

Предметом исследования является понятие оперативно-розыскной деятельности.

Методической основой при написании курсовой работы послужили аналитический и сравнительно-правовой методы научного познания.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие, сущность и определение оперативно-розыскной деятельности

Существование и деятельность государственно-правового механизма предусматривает разнообразные формы исполнения охранительных функций. Одна из данных форм – это оперативно-розыскная деятельность, которая подразумевает статичное сочетание превентивных мероприятий и мероприятий, которые связаны с раскрытием преступлений[1]. Так среди последних названных особенное место занимает именно оперативно-розыскная деятельность, которая содействует решению уголовно-процессуальных задач.

Так прежде чем рассмотреть само понятие «оперативно-розыскная деятельность», необходимо уяснить значение данного термина. Согласно статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Федеральный Закон об ОРД) -  оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в рамках их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[2]. Необходимо отметить, что оперативно-розыскные законы разных стран показывают разнообразные подходы к понятию правового содержания оперативно - розыскной деятельности[3]. Совместно с тем во многих указанных законах, хоть и в разнообразной форме, сделан упор на процессуальном аспекте оперативно-розыскной деятельности[4].


Сама деятельность как таковая – это труд, занятие, а оперативно-розыскная – это вид социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, то есть часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, которая нацелена на исполнение социально полезных функций и задач[5].

Бесспорно, что первостепенным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности государства. Исключительно Российская Федерация в лице высших органов исполнительной, законодательной и судебной власти (в границах их компетенции) может наделять правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности определенных субъектов, а также возлагать на них предопределенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об оперативно-розыскной деятельности[6].

Основываясь на концепции данного вопроса, можно сделать вывод о необходимости толкования данного понятия в «узком» и «широком» смысле слова.

Так в узком смысле слова под оперативно-розыскная деятельностью следует понимать, вид социально полезной юридической деятельности, который основан на федеральном законодательстве уполномоченных на то законодателем субъектов, которые представляют из себя систему поведенческих актов гласного и конспиративного применения специальных сил, средств и методов[7]. А также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно - значимых решений, которые осуществляются с целью защиты общества и человека от преступных покушений при наличии беспристрастного затруднения или невозможности достижения данной цели с помощью осуществления прочих законных средств (здесь имеется ввиду именно Уголовно-розыскная деятельность)[8].

Говоря о широком понятии определения оперативно-розыскной деятельности необходимо отметить, что здесь меняется суть одного из ключевых субъективных элементов, а именно – цели. На смену ее односторонней ориентированности, такой как - защита объектов, которые охраняются законом от преступных посягательств, приходит иная цель данной деятельности, которая представляет собой обеспечение безопасности общества и человека, безусловно включая и само государство[9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в самом понятии оперативно-розыскной деятельности можно рассмотреть две группы признаков, таких как - объективные и  субъективные.


Примечательно, что субъективные признаки подвижны и динамичны, к ним относятся:

- разрешение или, наоборот, запрещение на использование тех или других специальных средств, сил и методов (осуществление оперативно-розыскных действий);

- определение той или другой («широкой» или «узкой») цели подобной деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их определенной части – меньшей или большей);

- установление границ гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности[10].

Необходимо отметить, что группа объективных признаков установления оперативно-розыскной деятельности также формируется из взаимосвязанных между собой (а также и с субъективными признаками) обстоятельств (невозможности или затруднения достижения назначенной цели с помощью применения других законных мер) и совокупности признаков, которые характеризуют беспристрастность всей сути оперативно-розыскной работы[11].

Необходимо отметить, что применение в термине оперативно-розыскной деятельности (при «узком» толковании) фразы о том, что ее осуществление может быть «объективно затруднено или даже достижение поставленной цели неосуществимо с помощью использования других законных средств» подчеркивает феноменальный, вынужденный характер данной деятельности[12]. По сущности, здесь говорится о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. При котором под применением законных способов, средств и мер понимается, в первую очередь, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Так теоретически, знакомы бесчисленные попытки соединить в единый термин всю суть всей негласной работы (сыскная, оперативная и т.д.). В принятых на протяжении последних пяти лет законодательных актах, максимальное развитие получило понятие «оперативно-розыскная деятельность», который, к сожалению, понимается не совсем однозначно[13].

Согласно толковому словарю русского языка под ред. С.И. Ожегова (стр. 452) термин «оперативный» обозначает:

1) непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь;

2) способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел[14].

Тем не менее на практике, зачастую, свидетельствует о противоположном, так проанализировав содержания положений отдельных нормативных актов невольно задумываешься о якобы большей «быстроте» негласной работы по сопоставлению с остальными видами правоохранительной деятельности, такими, например, как предварительное следствие[15]. Так заметим, что срок производства дел касательно оперативного учета в Федеральном Законе об ОРД совершенно не установлен. Кроме того, отметим, что определение «оперативный» не в полной мере отображает направление данной деятельности на достижение конкретного результата[16].


Таким образом, при использовании определения «оперативно-розыскная деятельность», речь идет о непосредственно-розыскной, практически-розыскной или «быстро» - розыскной работе, которая зачастую, реализовывается в негласной форме. Оперативно-розыскная деятельность является видом государственной правоохранительной деятельности. Это обуславливается тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом особых субъектов, которые выступают от имени государства, а также осуществляема в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, при этом она подконтрольна государственным органам, обращена на обеспечение права и его защиту характерными методами и средствами.

Виды и направления оперативно-розыскной деятельности

Существование в оперативно-розыскной деятельности разнообразных правовых взаимоотношений предопределяет ее комплексный характер, где в зависимости от решения тех или других задач выделяют несколько видов. Ключевыми из них являются:

  1. уголовно-розыскной (оперативно-розыскной) процесс. Здесь говорится о предупреждении совершения общественно опасных деяний, раскрытии и выявлении преступлений, розыске лиц, которые скрываются от органов следствия, дознания и суда[17].
  2. административная оперативно-проверочная работа (собирание характеризующих личность граждан сведений в строго указанных в Законе случаях, либо о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи предусмотренных законодательством сведений[18].
  3. добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ[19].
  4. установление имущества, подлежащего конфискации[20].

Так согласно законодательству об ОРД и в зависимости от предусмотренных целей, в оперативно-розыскной деятель­ности выделяют такие направления работы как:

а) защита собственности от преступных посягательств;

б) обеспечение безопас­ности общества и государства (в вопросе защиты от лиц, которые совершают пре­ступление);

в) защита здо­ровья, жизни, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств[21].

Кроме того, выделяют две формы осуществления оперативно-розыскной деятельности — гласную и негласную. Так, должностные лица государственных органов, реализовывающих ОРД, могут исполнять свои правомочия негласным или конспиративным путем. Применение в борьбе с преступностью негласных методов и средств является вынужденной защитной мерой государства, которая призвана стать адекватным ответом на средства и способы, применяемые преступным сообществом[22].