Файл: ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 530

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главная цель оперативно-розыскной деятельности — это осмысленный образ предполагаемого результата, на осуществление которого обращено действие (действия) оперативника, конфидента и иных участников настоящей деятельности. Адресуя оперативно-розыскную деятельность на реализацию социаль­но полезных целей, законодатель особым образом выделил интересы гражданина и человека (такие как - жизнь, здоровье, права и свободы), при этом он поставил их на первое место в перечне всех объектов защиты. Именно при помощи оперативно-розыскной деятельности государством, осу­ществляется охрана собственности[23]. Отметим, что целью оперативно-розыскной деятельности также является и предоставление безопасности общества и государства в целом от преступных посягательств. Под обеспечением безопасности (государства и общества) понимается реализация и организация системы мер (разнообразного характера) с целью нейтрализации или же локализации возможных или подлинных угроз обычному развитию и функционированию российского государства и общества[24].

Все задачи оперативно-розыскной деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы, а по уровню осуществления угроз в отношении объектов, которые защищают можно выделить две группы задач:

  • опосредованные – это предотвращение совершения преступлений, а также добыча информации о действиях или событиях, которые создают угрозу для предметов обеспечения безопасности, розыск без вести пропавшего, определение имущества, которое подлежит конфискации;
  • непосредственные – такие как, раскрытие, выявление, пресечение преступлений, а также осуществление розыска лиц, которые скрываются от органов следствия, дознания или суда[25].

По функциональной ориентированности можно определить:

  • превентивного назначения (задачи предотвращения осуществления преступлений, а также добывание информации о действиях или событиях, которые создают угрозу всей безопасности Российской Федерации);
  • обнаружения (задачи обнаружения и раскрытия преступлений);
  • пресечения (задачи изъятия материалов, предметов и сообщений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и прерывание снабжения услугами связи;
  • розыска (задачи розыска лиц, которые скрываются от органов следствия, дознания и суда, а также уклоняющиеся от уголовного наказания, или же без вести пропавшие[26].

Таким образом, все функции оперативно-розыскной деятельности – это предусмотренные законодательными актами отдельные направления ОРД, которые различаются в зависимости от ее конкретных правовых целей. В силу своей многогранности и сложности функции ОРД делятся на основные и дополнительные[27]. К основным функциям относятся:

  • предотвращение совершения преступлений;
  • выявление преступлений;
  • розыск лица, которое совершило преступление, и предметов, на котором можно обнаружить следы данного преступления;
  • разрешение дел оперативного учета (ДОУ);
  • помощь уголовному судопроизводству;
  • содействие в исполнении уголовного наказания.

В дополнительных функциях можно выделить:

  • обеспечение интересов, прав и безопасности всех участников оперативно-розыскной деятельности и уголовного судопроизводства;
  • оснащение ОРД;
  • оперативно-служебное руководство производством по ДОУ;
  • розыск лиц, которые пропали без вести;
  • помощь международным правоохранительным органам и учреждениям иностранных государств[28].

Следовательно, можно сделать вывод, что ключевыми видами оперативно-розыскной деятельности являются: оперативно-розыскной процесс (конкретно оперативно-розыскная работа) и административная оперативно-проверочная работа, под которой подразумевается обеспечение административно-правовых режимов при помощи оперативно-розыскных средств, сил, действий и методов.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1 Государственные органы, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность

Государственным органом, полномочным на осуществление оперативно-розыскную деятельности, является оперативно-розыскной орган - правоохранительный орган (МВД России и др.) или специальная служба России (СВР России и др.), которые имеют оперативные подразделения и на основании оперативно-розыскного законодательства непосредственно частично или полностью наделенные правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскные органы разрешают установленные Федеральным Законом об ОРД задачи только в пределах своих полномочий, которые установлены соответствующими законодательными актами Российской Федерации[29].


  На основании ч.1 ст.8 Федерального Закона «О прокуратуре в Российской Федерации» (далее – закон о прокуратуре) координатором деятельности оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью является Генеральный прокурор Российской Федерации и прокуроры, находящиеся у него в подчинении[30].

  В соответствии с Законом об ОРД в Российской Федерации можно насчитать 10 оперативно-розыскных органов, они компетентны на осуществление оперативно-розыскной деятельности[31]. В соответствии с ч.1 ст.13, право непосредственной и полной реализации оперативно-розыскной деятельности на всей территории России исполняется восьмью оперативно-розыскными органами, а именно:

1) оперативные подразделения федеральной службы безопасности;

2) оперативные подразделения внутренних дел;

3) оперативные подразделения федеральной службы налоговой полиции;

4) оперативные подразделения таможенного комитета;

5) оперативные подразделения федеральной пограничной службы;

6) оперативные подразделения федеральной службы государственных органов;

7) оперативные подразделения Минюста России;

8) оперативные подразделения службы внешней разведки[32].

Согласно Российскому законодательству никто, кроме тех подразделений, которые указаны в ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД, подразделений государственных органов, не может осуществлять оперативно-розыскную деятельность комплексно, с применением полного арсенала специфических средств и методов (однако, это не означает, что определенные ОРМ не имеют право осуществлять иные субъекты, которые наделены данным правом законодательно)[33].

Оперативные подразделения органов, исполняющих оперативно-розыскную деятельность, — это организационно изолированные управленческие единицы, которым в правовых предписаниях оперативно-розыскного законодательства, а также в нормативных актах органов, реализовывающих ОРД, поставлены задачи, компетенция, объем полномочий по исполнению оперативно-розыскных мероприятий и других правовых действий[34].

Все оперативные подразделения отличаются от других следующими признаками:

    1. формируются в составе правоохранительных органов (налоговая полиция, органы внутренних дел, таможенные органы) и органов государства, которые обеспечивают его безопасность, — спецслужб (Государственная охрана, ФСБ, внешняя разведка, пограничная служба);
    2. реализовывают задачи, которые предусмотрены оперативно - розыскным законодательством, в соответствии со своей компетенцией;
    3. могут выполнять оперативно-розыскную функцию частично или в полном объеме либо работу оперативно-розыскного направления вспомогательного характера;
    4. применяют в своей деятельности методы, которые определены разведывательным характером оперативно-розыскной деятельности;
    5. иметь в распоряжении в своем составе должностных лиц, правовой статус которых: в первую очередь, представляет собой симбиоз полномочий, которые предусмотрены не только оперативно-розыскным законом, но и законом, который устанавливает нормативно-правовой статус оперативно-розыскного ведомства, к которому они относятся, и употребляемых при этом при решении задач ОРД; а во вторую очередь, сотрудников, применяющих только полномочия оперативно-розыскного характера и трудящихся в органе, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность на конспиративных началах;
    6. осуществляют оперативно-розыскную функцию согласно обусловленным направлениям, при этом совмещая в их рамках негласные и гласные расследования;
    7. функционируют под руководством должностного лица, который несет персональную ответственность за осуществление деятельности оперативного подразделения, так, в частности за расстановку и подбор оперативных работников, а также за качественное исполнение ими своих непосредственных функциональных обязанностей;
    8. обеспечивают реализацию оперативно-розыскного процесса, при этом координируя свою работу с другими отраслевыми оперативными службами и иными (не оперативными) подразделениями данного ведомства, а также с прочими органами, которые осуществляют ОРД[35].

Следовательно, оперативное подразделение – это организационно-штатный элемент (звено), которое входит в структуру определенного российского правоохранительного органа или спецслужбы, согласно функциональным обязанностями которого является осуществление оперативно-розыскных, разведывательных или контрразведывательных задач, которые предусмотрены федеральным законом.

  Кроме того, среди всех оперативных подразделений необходимо подчеркнуть именно те, которые непосредственно правомочны реализовывать саму оперативно-розыскную деятельность. К ним принадлежат именно те, что структурно включены в государственные органы, которые указаны в ст. 13 Федерального Закона об ОРД[36]. Однако, кроме перечисленных органов и их оперативных подразделений, в соответствии с ч. 2 ст. 13 вышеназванного закона, оперативные подразделения органов внешней разведки Министерства обороны России и органов внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) имеют право реализовывать оперативно-розыскные мероприятия в определенном объеме, а именно только в целях осуществления собственной безопасности и в случаях, когда реализация данных мероприятий не касается полномочий органов, которые указаны в ч. 1 данной статьи[37]. Таким образом, оперативные подразделения данных двух ведомств являются субъектами ОРД, но в предопределенной сфере деятельности.

  В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального Закона об ОРД, руководители органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, устанавливают в структуре данных органов перечень оперативных подразделений, непосредственно правомочных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также их полномочий, структуру и главные направления работы, направленной на обеспечение деятельности опер аппаратов. Как правило, данные вопросы разрешаются путем создания нормативных актов, которые устанавливают правовое положение и функциональные обязанности оперативных подразделений, а также их штаты, объемы разрешаемых задач, права и все служебные обязанности сотрудников и руководителей данных подразделений[38].

Необходимо отметить, что в зависимости от реализации оперативно-розыскных мероприятий различают два центральных вида данных подразделений, а именно:

    1. реализовывающих оперативно – розыскную деятельность полностью (так, на основании с правовыми документами, издаваемыми министерством внутренних дел РФ, оперативно - розыскные мероприятия в полном объеме, которые установлены Федеральным законом об ОРД, имеют право реализовывать оперативные подразделения уголовного розыска (такие как - Главк, управления, отделения, отделы); по борьбе с организованной преступностью; по борьбе с экономической преступностью; по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы; подразделения по собственной безопасности;
    2. осуществляющие только определенную часть оперативно – розыскных мероприятий;
    3. ряд оперативных подразделений внутренних дел, которые непосредственно осуществляют вспомогательную функцию для содействия другим оперативным подразделениям в реализации их полномасштабных задач ОРД[39]. К таким подразделениям относятся:

 • оперативно-технические (данные функции по осуществлению ОРМ предопределены в области только определенных оперативно-технических мероприятий);

 • оперативно-поисковые (в их функции входит реализация отдельных оперативно-поисковых мероприятии);

 • подразделения по радиоэлектронному обеспечению безопасности (они имеют право осуществлять специальные оперативно-технические мероприятия);

4) ряд служб органов внутренних дел, которые создаются именно для обеспечения реализации всевозможных оперативно-розыскных мероприятий за счет своей криминалистической, информационной, финансовой, материальной деятельности (экспертно-криминалистические, финансово-экономические, материально-технические, информационные, технические и другие службы)[40].

Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, существует 8 государственных органов, полномочных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Данные органы обладают своими специфическими задачами, целями и функциями, и, следовательно, руководители определенных ведомств своими подзаконными нормативными правовыми актами, зачастую, закрытого характера, основываясь на принципе конспирации предопределяют конкретные виды оперативных подразделений, правомочных на реализацию оперативно-розыскной деятельности, их структуру, полномочия и непосредственную организацию работы. Все они принимают решения по поставленным задачам согласно четко установленным пределам их полномочий.

2.2 Сущность оперативно-розыскных мероприятий

В ходе развития и совершенствования законодательства Российской Федерации в юридический язык был включен новый правовой термин, а именно – «оперативно-розыскные мероприятия». Изначально данное понятие в качестве правовой категории возникло в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», а уже откуда «перешел» в ст. 226 Таможенного кодекса Российской Федерации[41]. После чего он возникает в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и во многих иных законодательных актах, но не в одном из них законодатель так и не сформулировал его определение. В данной ситуации вполне обосновано появляется необходимость в дефиниции содержания данного нового правового термина для единообразия его применения[42].