Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ показывает, что наиболее распространенной формой привлечения ресурсов в последние годы стали договора о совмес­тной работе или возвратной материальной помощи, кото­рые предприятия заключают на долгие сроки. До внесения изменений в налоговое законодательство эти договора позволяли значительно снижать платежи НДС и налога на прибыль в бюджет. Однако и после внесения соответствующих изменений в порядок расчета налогооблагаемой базы предприятия уклоняются от уплаты налогов. Это не способствует расширению рынка ценных бумаг, а снижает инвестиционную активность.

Монетаристы считают, что между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Поэтому, если бюджет­ный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Это очень сложно, так как кроме денег, в оборот поступают так же и другие ценные бумаги, в их число входят облигации, акции, депозитные сертификаты, векселя. Поэтому на практике усилия банка часто оказываются бесперспективными, к тому же, государствен­ные и муниципальные предприятия не могут защищать свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.

Кроме контроля за общей массой денег в обращении, необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, особенно ликвидных. Решение этой проблемы затруднено, потому что регулирование наличного и безналичного оборота в России сохраняет различные подходы.

Значительный интерес представляет модель Эдгрена-Факсэна-Однера. Ее суть заключается в том, что рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше, так как производительность труда не связана с заработной платой, которая растёт более высокими темпами. Это следствие дефицита предлагаемых к реализации товаров, диктата производителей. Увеличение заработной платы финансирует потребитель, он уплачивает за продукцию все возраста­ющие цены. Чем выше степень монополизма, тем больше себес­тоимость. Однако поставщики и потребители заинтересованы в установлении длительных хозяйственных связей. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, что повышает риск и создает трудности в реализации продукции. Потребители промышленной продукции стараются не меняют поставщика сырья, материалов или комплектующих изделий. Инфляция способствует увеличению стоимостного объема потребления. Население, ожидающее очередного повышения цен компенсирует потери путем приоб­ретения товаров. Если не будет стабильности цен, то насыще­ние рынка товарами будет невозможно. Более, индексация дохо­дов автоматически увеличивает заработную плату сразу после роста цен. Это также подрывает стимулы к повышению производитель­ности труда. Очень важно проводить политику снижения себес­тоимости, издержек производства и обращения, ведь это один из основных факторов роста цен. Предприятия должны чувствовать конкуренцию, ведь высокая конкурентная среда устраняет влияние монополистов на уровень цен.


2. Содержание и структура финансового механизма

2.1. Понятие финансового механизма

Финансовый механизм является важным составным звеном финансовой политики, при помощи которого происходит осуществление всей работы государства в области финансов. Финансовый механизм сочетает в себе систему определенных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К частям финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.[6]

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм осторожно реагирует на все особенности происходящей обстановки в экономике , а так же социальной сфере страны.2

Различают два финансовых механизма : директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, обычно , разрабатывается для финансовых отношений, в которых определенно участвует государство. В его сферу входят налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретной части финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.3

Структура финансового механизма (рис.2):

Рис.2. Схема- структура финанскового механизма

1. В Финансовые методы входят – планирование, прогнозирование, бывают инвестирование, страхование, кредитование, налогообложения, система расчетов, стимулирование, аренда и взаимоотношения с учредителями;

2. Финансовые рычаги, такие как: прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции, доход, амортизация, цена, арендная плата, дивиденды, вклады, инвестиции , паевые взносы и т.д.;


3. Правовое обеспечение в виде Законов, Указов Президента, постановлений и приказов, лицензий, уставов хозяйствующих субъектов и т.д.;

4. Нормативное обеспечение, представленные инструкциями, методическими указаниями и нормативами;

5. Информационное обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация).

2.2. Финансовые рычаги и стимулы

Финансовые стимулы приводят к тому, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать влияние на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

Мы знаем, что финансы являются звеном процесса создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея в наличии данный финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.

Рассмотрим определенные рычаги , а так же способы их воздействия на экономические процессы:

- бюджет: определенные средства из бюджета на разработку какой либо отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделять;

- цены, тарифы. В условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифный план. Это воздействие происходит посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Так же, у государства остаются большие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифный план, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;

- налоги. Это один из сильнейших финансовых инструментариев стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов происходит через определенную систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии с выработанными социально-экономическими приоритетами.

- экспортно-импортные пошлины, тарифы. Государство, манипулируя уровнем (делает их низкими, льготными или высокими, невыгодными) экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или не стимулирует экспортно-импортные операции.

Таким образом, учитывая все выше перечисленные мы рассмотрели конечно неполный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения определённых целей.


2.3. Формы финансового обеспечения

Финансовые отношения можно сгруппировать, они будут включать в себя системы: государственных финансов; финансов организаций, предприятий и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную и финансовый рынок. Каждая из перечисленных частей системы финансов достаточно изолирована и определяет особенную роль в экономике, показывает ясные экономические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную.

Система отношений государственных финансов состоит из государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых государственных предприятий и государственных кредитов. В систему финансов организаций и корпораций включаются все предпринимательские структуры организаций производственной и непроизводственной сфер, а также другие субъекты хозяйствования. Кредитная и банковская системы содержат в себе: Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые и пенсионные, инвестиционные институты и фонды. Финансовый рынок страны состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валютой , а точнее денежными средствами, с ценными бумагами и инструментарием. Международные финансы, являются результатом международных финансовых отношений, объединяют в себе международные финансовые государственные и негосударственные организации, международные кредитные (инвестиционные) и банковские институты, а так же международный финансовый рынок.

2.4. Организационные структуры финансового механизма

Процесс управления финансами представляет собой деятельность, которая организует и которой руководят органы государственной власти в соответствии с законодательством, а именно: Федеральное Собрание, которое регламентирует работы финансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, определяет федеральный бюджет и финансовое законодательство; правительство Российской Федерации подготавливает проект государственного бюджета, определяется как ядро оперативного и текущего управления финансами ,а так же включает в свой состав многие министерства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответственности по сторонам развития экономики; счетная палата РФ, ведущая контроль расходов и целевого назначения федеральных денежных средств; министерство финансов РФ осуществляет контроль в финансовой сфере и исполнение бюджета; разрабатывает план разработки бюджета и его исполнения, а так же участвует в планировании финансовых ресурсов страны, осуществляет контроль за финансово хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех возможных форм собственности; федеральное казначейство осуществляет кассовое исполнение бюджета и является подразделением Министерством финансов РФ; Министерство экономики РФ является главным органом в выработке плана экономического развития и разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны; Министерство по налогам и сборам РФ является контролирующим органом во взаимоотношениях хозяйствующих структур с государством; Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера и налогов, уплачиваемых государственными организациями и предприятиями; федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка; система учреждений Центрального банка РФ организует денежно-кредитную политику и осуществляет кассовое исполнение бюджета, а также ведет контроль за деятельностью кредитных учреждений и предпринимательские структуры – хозяйствующие субъекты являющиеся субъектами управления финансам


3. Состояние финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране

3.1. Современное состояние финансовой политики РФ

В современной России, учитывая особенности ее конституционного строя, преимущество в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который каждый год обращается посланиями к Федеральному Собранию и определяет основные моменты финансовой политики на текущий год , а так же на дальнейшую перспективу. Правительство РФ должно работать в рамках этого послания с целью осуществления основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.[7]

К основным направлениям или задачам финансовой политики России, в условиях роста финансовых ресурсов, можно отнести:

- надежный профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;

- понижение государственного долга;

- стабильность национальной валюты и понижение темпов инфляции;

- развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;

- переход к среднесрочному планированию;

- продолжение осуществления налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений, а точнее понижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение определенного числа поправок в Бюджетный кодекс РФ, улучшение схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы.

Мы знаем, что развитие экономики страны зависит от качества налоговой системы. В последние годы в направлении ее улучшения сделано достаточно много – сформирована налоговая система, включающая пятнадцать налогов и сборов, и четыре специальных налоговых режима, уже несколько лет действует первая часть Налогового кодекса РФ, из 19 глав второй части Кодекса – принято семнадцать по основным налогам, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.[8]

В частности, за последние 2-3 года налог на прибыль предприятий уменьшился с 35% до 24%; был введен налог на добычу полезных ископаемых.