Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность финансовой политики государства
1.1. Понятие финансовой политики
1.2. Содержание и значение финансовой политики
1.3. Задачи, типы и условия эффективности финансовой политики
1.4. Мировые концепции финансовой политики
2. Содержание и структура финансового механизма
2.1. Понятие финансового механизма
2.2. Финансовые рычаги и стимулы
2.3. Формы финансового обеспечения
2.4. Организационные структуры финансового механизма
3. Состояние финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране
3.1. Современное состояние финансовой политики РФ
Введение
В современном мире роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации велика. Осуществление рыночных реформ в России потребовало фундаментального пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Определялись новые проблемы, как в области теории, так и практики осуществлении финансовых отношений в настоящее время.
Финансовая политика состоит из трех этапов: определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация определённых действий для достижения намеченных целей и задач. Требуется четкий и глубокий подход для правильного осуществления запланированных перед финансовой политикой задач, целей и механизма работы финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Финансовая политика прочти каждого государства строится не только на фундаментальных экономических принципах, но берет в расчет текущее положение в мировой экономике. Финансовая политика любого государства не может строиться ограниченно и брать в расчет только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права , а так же международных финансовых институтов в условиях глобализации финансов современного мира.
Таким образом, мы видим, что тема данной курсовой работы является актуальной, а так же интересной для рассмотрения.
Цель курсовой работы: исследование финансовой политики РФ в условиях роста финансовых ресурсов в стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как:
- изучение сущности финансовой политики государства;
- рассмотрение содержания и структуры финансового механизма;
- исследование современного состояния финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране.
В ходе исследования применялись определенные методы исследования, такие как, анализ литературных источников, программных материалов и учебно - методических комплектов.
1. Сущность финансовой политики государства
1.1. Понятие финансовой политики
Финансовая политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов[1], нацеленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.[2]
Финансовая политика (ФП) позволяет осуществить соединение возможности управления ,регулирование со стороны государства, которое присуще финансам, с определенными формами и методами организацией органов управления финансовой системы.3 Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, работа которой строится на таких принципах, как управление финансами с учетом специфики частей системы финансов; обобщение функций всех финансовых учреждений; общее руководство ядром при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются: зависимость от конечной цели; макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства; соответствие интересам всей общественности; использование экономических законов, а так же учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.4
Целью ФП является предоставление стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала5 (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении определенных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.[3]
Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое учитывает определенный контент основных положений, отраженных в официальных документах, таких как: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, направленная на осуществление государственной программы экономического и социального развития. Под социальным развитием понимается развитие просвещения, культуры, здравоохранения и социального устройства общества.
Научно доказанная финансовая политика при правильной и успешной ее реализации, приносит положительный фактор. Ее сущность заключается в том, что она зависит от повышения уровня благосостояния народа. В процессе выработки и проведения ФП рассматриваются финансовые ресурсы, используемые для повышения материального и культурного уровня жизни социума и его благосостояние , расширения социального обслуживания, регулируются налоговые платежи населения; проведение мероприятий, направленных наразвитие производства товаров общего потребления и услуг.
Финансовая политика играет важную роль, в развитии производительных сил и рациональном их размещении на территории страны. Она способствует снабжению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на определенных уровнях развития экономики, повышению роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических отношений со всем мире, обеспечивая нормы для осуществления совместных мероприятий. В настоящее время развитие производительных сил, научно-технического прогресса достигло такого уровня, что выполнение определенных программ тяжело одному государству. Поэтому страны вместе выполняют определенные функции, таким образом экономят средства. Только международное сотрудничество способно обеспечить эффективную помощь развивающимся странам.
1.2. Содержание и значение финансовой политики
Содержание финансовой политики определяется соответствующей теоретической базой, и разработанной на ее основе идей, регулирующих роли государства в отрасли финансов. Разработка основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, способных сбалансированность доходы и расходы государства на текущий период, осуществляется с помощью практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.[4]
Финансовая политика делятся на три типа:классическая , регулирующая и планово- директивная (рис.1.) .Мы видим, что в составе регулирующей финансовой политики выделяют две политики: налогово-бюджетную и кредитно-денежную. К налогово – бюджетной относятся государственные расходы и налогообложения. К кредитно-денежной операции на открытом рынке, установление норм резервирования и изменение учетной ставки.
Рис.1. Схема- финансовая политика государства
Бюджетная политика государства прописана Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом законов, определяющих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
Бюджетная политика занимается решением таких задач, как определение фундамента формирования доходов государственного бюджета; определение устройства расходной части бюджета и определение сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней. Кроме того определяются доли федерального бюджета из совокупной суммы объединённого бюджета; задачи управления государственным долгом и дефицит или профицит бюджета.
А, в составе бюджетной политики получают условную самостоятельность:
- налоговая политика, которая направлена на развитие налоговой системы, определяет выбор составляющей части налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные, мобилизует денежные средства в бюджеты всех уровней; экономические или регулирующие,стимулирует или ограничивает развития сфер экономики, деловой активности внутри страны; контролирующие , организует контроль с помощью систем и методов налогообложения за функционированием хозяйствующих субъектов и граждан. Основной целью налоговой политики является снабжение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.
- таможенная политика, представляет собой определенную область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами оказания влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при симбиозе с другими государствами. Государство, используя определенный запас инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг , а так же сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.
- инвестиционная политика;
- политика управления государственным долгом;
- политика бюджетного федерализма.
В кредитно-денежной политике определённую самостоятельность приобретают:
- денежная политика - которая обеспечивает устойчивость денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;
- кредитная политика – обеспечивает своевременность и бесперебойность расчетов в народном хозяйстве, а так же в различных частях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);
- финансовая политика на рынке ценных бумаг – управляет деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через опережающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);
- ценовая политика – регулирует и корректирует цены и тарифы на товары (работы и услуги) предпринимательских структур - монополистов; формирует и утверждает цены на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.
Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.[5]
1.3. Задачи, типы и условия эффективности финансовой политики
Задачами финансовой политики являются: создание условий для развития множества возможных финансовых ресурсов; установление государством логического распределения и использования финансовых ресурсов; организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами; выработка финансового механизма и его развитие, зависящее от изменений целей и задач.
Различают классическую, регулирующую, неоклассическую планово-директивную финансовую политику, познакомимся с каждой более подробно: