Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность финансовой политики государства
1.1. Понятие финансовой политики
1.2. Содержание и значение финансовой политики
1.3. Задачи, типы и условия эффективности финансовой политики
1.4. Мировые концепции финансовой политики
2. Содержание и структура финансового механизма
2.1. Понятие финансового механизма
2.2. Финансовые рычаги и стимулы
2.3. Формы финансового обеспечения
2.4. Организационные структуры финансового механизма
3. Состояние финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране
3.1. Современное состояние финансовой политики РФ
Анализ показывает, что наиболее распространенной формой привлечения ресурсов в последние годы стали договора о совместной работе или возвратной материальной помощи, которые предприятия заключают на долгие сроки. До внесения изменений в налоговое законодательство эти договора позволяли значительно снижать платежи НДС и налога на прибыль в бюджет. Однако и после внесения соответствующих изменений в порядок расчета налогооблагаемой базы предприятия уклоняются от уплаты налогов. Это не способствует расширению рынка ценных бумаг, а снижает инвестиционную активность.
Монетаристы считают, что между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Поэтому, если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Это очень сложно, так как кроме денег, в оборот поступают так же и другие ценные бумаги, в их число входят облигации, акции, депозитные сертификаты, векселя. Поэтому на практике усилия банка часто оказываются бесперспективными, к тому же, государственные и муниципальные предприятия не могут защищать свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.
Кроме контроля за общей массой денег в обращении, необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, особенно ликвидных. Решение этой проблемы затруднено, потому что регулирование наличного и безналичного оборота в России сохраняет различные подходы.
Значительный интерес представляет модель Эдгрена-Факсэна-Однера. Ее суть заключается в том, что рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше, так как производительность труда не связана с заработной платой, которая растёт более высокими темпами. Это следствие дефицита предлагаемых к реализации товаров, диктата производителей. Увеличение заработной платы финансирует потребитель, он уплачивает за продукцию все возрастающие цены. Чем выше степень монополизма, тем больше себестоимость. Однако поставщики и потребители заинтересованы в установлении длительных хозяйственных связей. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, что повышает риск и создает трудности в реализации продукции. Потребители промышленной продукции стараются не меняют поставщика сырья, материалов или комплектующих изделий. Инфляция способствует увеличению стоимостного объема потребления. Население, ожидающее очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров. Если не будет стабильности цен, то насыщение рынка товарами будет невозможно. Более, индексация доходов автоматически увеличивает заработную плату сразу после роста цен. Это также подрывает стимулы к повышению производительности труда. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, издержек производства и обращения, ведь это один из основных факторов роста цен. Предприятия должны чувствовать конкуренцию, ведь высокая конкурентная среда устраняет влияние монополистов на уровень цен.
2. Содержание и структура финансового механизма
2.1. Понятие финансового механизма
Финансовый механизм является важным составным звеном финансовой политики, при помощи которого происходит осуществление всей работы государства в области финансов. Финансовый механизм сочетает в себе систему определенных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К частям финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.[6]
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм осторожно реагирует на все особенности происходящей обстановки в экономике , а так же социальной сфере страны.2
Различают два финансовых механизма : директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, обычно , разрабатывается для финансовых отношений, в которых определенно участвует государство. В его сферу входят налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретной части финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.3
Структура финансового механизма (рис.2):
Рис.2. Схема- структура финанскового механизма
1. В Финансовые методы входят – планирование, прогнозирование, бывают инвестирование, страхование, кредитование, налогообложения, система расчетов, стимулирование, аренда и взаимоотношения с учредителями;
2. Финансовые рычаги, такие как: прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции, доход, амортизация, цена, арендная плата, дивиденды, вклады, инвестиции , паевые взносы и т.д.;
3. Правовое обеспечение в виде Законов, Указов Президента, постановлений и приказов, лицензий, уставов хозяйствующих субъектов и т.д.;
4. Нормативное обеспечение, представленные инструкциями, методическими указаниями и нормативами;
5. Информационное обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация).
2.2. Финансовые рычаги и стимулы
Финансовые стимулы приводят к тому, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать влияние на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.
Мы знаем, что финансы являются звеном процесса создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея в наличии данный финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.
Рассмотрим определенные рычаги , а так же способы их воздействия на экономические процессы:
- бюджет: определенные средства из бюджета на разработку какой либо отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделять;
- цены, тарифы. В условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифный план. Это воздействие происходит посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Так же, у государства остаются большие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифный план, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;
- налоги. Это один из сильнейших финансовых инструментариев стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов происходит через определенную систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии с выработанными социально-экономическими приоритетами.
- экспортно-импортные пошлины, тарифы. Государство, манипулируя уровнем (делает их низкими, льготными или высокими, невыгодными) экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или не стимулирует экспортно-импортные операции.
Таким образом, учитывая все выше перечисленные мы рассмотрели конечно неполный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения определённых целей.
2.3. Формы финансового обеспечения
Финансовые отношения можно сгруппировать, они будут включать в себя системы: государственных финансов; финансов организаций, предприятий и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную и финансовый рынок. Каждая из перечисленных частей системы финансов достаточно изолирована и определяет особенную роль в экономике, показывает ясные экономические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную.
Система отношений государственных финансов состоит из государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых государственных предприятий и государственных кредитов. В систему финансов организаций и корпораций включаются все предпринимательские структуры организаций производственной и непроизводственной сфер, а также другие субъекты хозяйствования. Кредитная и банковская системы содержат в себе: Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые и пенсионные, инвестиционные институты и фонды. Финансовый рынок страны состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валютой , а точнее денежными средствами, с ценными бумагами и инструментарием. Международные финансы, являются результатом международных финансовых отношений, объединяют в себе международные финансовые государственные и негосударственные организации, международные кредитные (инвестиционные) и банковские институты, а так же международный финансовый рынок.
2.4. Организационные структуры финансового механизма
Процесс управления финансами представляет собой деятельность, которая организует и которой руководят органы государственной власти в соответствии с законодательством, а именно: Федеральное Собрание, которое регламентирует работы финансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, определяет федеральный бюджет и финансовое законодательство; правительство Российской Федерации подготавливает проект государственного бюджета, определяется как ядро оперативного и текущего управления финансами ,а так же включает в свой состав многие министерства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответственности по сторонам развития экономики; счетная палата РФ, ведущая контроль расходов и целевого назначения федеральных денежных средств; министерство финансов РФ осуществляет контроль в финансовой сфере и исполнение бюджета; разрабатывает план разработки бюджета и его исполнения, а так же участвует в планировании финансовых ресурсов страны, осуществляет контроль за финансово хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех возможных форм собственности; федеральное казначейство осуществляет кассовое исполнение бюджета и является подразделением Министерством финансов РФ; Министерство экономики РФ является главным органом в выработке плана экономического развития и разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны; Министерство по налогам и сборам РФ является контролирующим органом во взаимоотношениях хозяйствующих структур с государством; Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера и налогов, уплачиваемых государственными организациями и предприятиями; федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка; система учреждений Центрального банка РФ организует денежно-кредитную политику и осуществляет кассовое исполнение бюджета, а также ведет контроль за деятельностью кредитных учреждений и предпринимательские структуры – хозяйствующие субъекты являющиеся субъектами управления финансам
3. Состояние финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране
3.1. Современное состояние финансовой политики РФ
В современной России, учитывая особенности ее конституционного строя, преимущество в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который каждый год обращается посланиями к Федеральному Собранию и определяет основные моменты финансовой политики на текущий год , а так же на дальнейшую перспективу. Правительство РФ должно работать в рамках этого послания с целью осуществления основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.[7]
К основным направлениям или задачам финансовой политики России, в условиях роста финансовых ресурсов, можно отнести:
- надежный профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;
- понижение государственного долга;
- стабильность национальной валюты и понижение темпов инфляции;
- развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;
- переход к среднесрочному планированию;
- продолжение осуществления налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений, а точнее понижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение определенного числа поправок в Бюджетный кодекс РФ, улучшение схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы.
Мы знаем, что развитие экономики страны зависит от качества налоговой системы. В последние годы в направлении ее улучшения сделано достаточно много – сформирована налоговая система, включающая пятнадцать налогов и сборов, и четыре специальных налоговых режима, уже несколько лет действует первая часть Налогового кодекса РФ, из 19 глав второй части Кодекса – принято семнадцать по основным налогам, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.[8]
В частности, за последние 2-3 года налог на прибыль предприятий уменьшился с 35% до 24%; был введен налог на добычу полезных ископаемых.