Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность финансовой политики государства
1.1. Понятие финансовой политики
1.2. Содержание и значение финансовой политики
1.3. Задачи, типы и условия эффективности финансовой политики
1.4. Мировые концепции финансовой политики
2. Содержание и структура финансового механизма
2.1. Понятие финансового механизма
2.2. Финансовые рычаги и стимулы
2.3. Формы финансового обеспечения
2.4. Организационные структуры финансового механизма
3. Состояние финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране
3.1. Современное состояние финансовой политики РФ
Классическая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, а так же их последователей. Главное ее направление – это достижение безграничной свободы рыночных отношений, деятельность рыночного механизма как главного аспекта хозяйственных процессов, государство не вмешивается в экономику. Следствием этого стало ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Для сбалансированного бюджета система налогообложения должна была создать условия для поступление средств.
Фундаментом регулирующей финансовой политики является экономическая теория Дж. М. Кейнса,в которой сказано, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенного финансового инструментария на примере государственных расходов. Финансовая политика вместе со своими классическими задачами стала следовать цели и применять финансовый механизм, как установку экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Таким образом, система налогов в условиях регулирующей финансовой политики подверглась изменениям. Главным механизмом в регулировании является подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Огромное внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основании которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используют для становления экономики. Меняется система управления финансами, происходит появление нескольких самостоятельных органов вместо одного органа управления.
Неоклассическая идея типа финансовой политики не отвергала регулирующую роль государства, но ограничивала вероятность возможности его вмешательства в экономику и социальную сферу. На иву степень вмешательства государства усиливалась, но не уменьшилась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, а и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях приходит к уменьшению объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижению бюджетного дефицита, стимулированию роста сбережений как источника производственного инвестирования. Определяется задача сократить налоги и уменьшить степень их прогрессивности обложения.
Планово-директивная финансовая политика осуществляется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Опирающаяся на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в данных рамках является обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного планирования. Основной задачей финансового механизма является создание инструментария, производящего изъятие всех неэксплуатируемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов относительно государственного плана. Управление финансами проводилось из единого центра – Министерства финансов, занимающегося вопросами в использовании финансового механизма в отношении народного хозяйства. Государство полностью одобряло и финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство, можно сказать, руководило всеми отраслями общественной деятельности с помощью государственных планов экономического и социального развития.
Условием эффективности финансовой политики являлось своевременный и определенный объем вовлеченных финансовых инструментариев, а также подготовка определенного ряда законодательных и нормативных актов, направленных в сторону увеличения экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.
От качественной разработки механизма зависит успех согласования и исполнение интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма определенного использования всесторонних факторов воздействия на ход осуществления финансовой политики , с учетом изменений в социальной структуре общества, основанных на сознания и психологии.
1.4. Мировые концепции финансовой политики
Монетаризм отстаивает свободный нерегулируемый рынок. Государственное вмешательство в экономику должно быть ограничено поддержанием стабильного темпа роста денежной массы.
1. Рестриктивная политика определяется сокращением государственных расходов и повышении налогов. Целью данной политики является сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. В то же время это вызывает замедление экономического роста. Появляются трудности сбыта и падение темпов прироста выпускаемой продукции из-за отсутствия спроса. В окончательном счете задача приводит к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Трудность ее осуществления обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях понижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда усложняется перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций. Ограничение спроса способствует увеличению конкуренции и банкротства, а также социальной напряженности в населении .
Своеобразным противником монетаризма является финансовая концепция, разработанная Джоном Мейнардом Кейнсом, получившая название кейнсианство. Данная идея склоняется к предпочтению государственного регулирования и государственной поддержке проводимых в экономике преобразований. Фундаментом Кейнсианства является экспансионистская финансовая политика, включающая увеличение государственных расходов и уменьшение налогов, а также экспансионистской кредитно-денежной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.
Увеличение государственных расходов способствует росту производства, а значит, и росту инвестиций. Кроме того, увеличивается покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы и услуги. Однако, высокая покупательная способность не увеличивает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, хотя эти две проблемы для российской экономики очень важны.
2. Экспансионистская политика связанна с жестким контролем за ценами, так как издержки производства имеют увеличение в росте. Контроль нужен и из-за связи с риском роста инфляции, процентных ставок и налогов.
Увеличение государственных расходов возможно повышением эффективности использования бюджетных выделений либо за счет роста налоговых поступлений. Увеличение налоговых поступлений происходит за счет расширения производства, повышения темпов прироста выпускаемой продукции. В этих условиях необязательно повышать ставки налогов, ведь автоматически увеличивается налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темп роста доходов, именно за этим соотношением следит государство. Для осуществления такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.
Кейнсианство в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как может способствовать увеличению бюджетного дефицита и инфляции. Очень большие задачи оно перекладывает на государство, требует разработанной твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных границ вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Во время проведения в российской экономике широких приватизационных мероприятий выбор экономической политики очень тяжел. Отсутствие развитого частного сектора способствует невозможностью проведения в чистом виде монетаристской или кейсианской политики. Использование мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния дел в экономике России способно лишь привести к ухудшению кризисные процессы.
3. Политика экономического роста, как правило, включает укоренение денежной системы через девальвацию, которая понижает цену продукции, а, следовательно, и затраты на производство и реализацию, увеличивает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутреннее потребление, так как заработной платы падает. Девальвация приводит к повышению цен на импорт и понижение цен экспорта, увеличению размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Так как российский рубль не относится к конвертируемой валюте, стимулирование экспорта имеет важное значение для уменьшения внешнего долга. Стабилизация даже на высоком уровне цен на экспортируемые товары и продукцию необходима для того, чтобы восстановить управляемость внешнеэкономической деятельностью. Рост экспорта должен обгонять рост импорта и покрывать увеличенные расходы по обслуживанию внешнего долга для нормального состояния платежного баланса. Для внутреннего состояния экономики имеет значение уменьшение издержек производства и обращениям себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В таком случае преимущество получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет инвестициям расти одновременно с расширением производства. Важным итогом девальвации является преимущественный рост накоплений по сравнению с потреблением. Если , он будет более позитивнее, чем активнее пойдут приватизация и акционирование, развитие рынка ценных бумаг. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, который не коснется сокращения государственных расходов. Частный сектор российской экономики не способен к тому, чтобы осуществлять крупные инвестиции и долгосрочные вложения.
Монетаристы считают, что результатом свободного ценообразования являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианисты утверждают, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому для предприятий изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако, если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммобилизации оборотных средств.
При возрастании спроса производство увеличивается. Всеобщий дефицит товаров и продукции приводит к тому, что расширение производства возможно при налаживании хозяйственных связей. Поэтому решающее значение приобретает взаимодействие предприятий - смежников, участвующих в разделении труда и его кооперации. Необходимо добиться заинтересованности партнеров в поставках сырья, материалов, выполнении работ и оказании взаимных услуг.
Когда денежная система находится в кризисном состоянии, идет установление натурального обмена. Бартерные сделки тем активнее, чем хуже состояние денежного оборота. Недоверие к деньгам оказывается столь велико, что даже оплата труда производится в натуральной форме. Для этого используется продукция, выпускаемая данным предприятием, либо закупаемая или получаемая по бартеру. Бартер выгоден предприятиям, так как позволяет в каждом конкретном случае пользоваться особыми пропорциями обмена. Государство при этом недополучает налоговые платежи.
Действующая система налогообложения предусматривает, что при бартерном обмене предприятия обязаны платить НДС и налог на прибыль в размерах, соответствующих рыночной оценке стоимости осуществляемых операций, а работники - подоходный налог с суммы, полученной в оплату труда в натуральном выражении. Контролирование данных платежей настолько неэффективно, что натуральный оборот практически полностью исключен из области налогообложения. Это подрывает основы формирования доходной части бюджета.
Одной из основных проблем экономики в кризисном ее состоянии является выбор способа финансирования бюджетного дефицита. Можно отметить, что в 2002 г. дефицит федерального бюджета составил 50,6% по отношению к расходам. Максимальный размер дефицита в 2000 г. составил 29,5% по отношению к расходам - это соответствует 8% внутреннему валовому продукту.
Значимый вклад в исследование проблемы финансирования бюджетного дефицита внёс американский ученый Джеймс Тобин. Он доказал, что от условий финансирования бюджетного дефицита зависит управление денежным оборотом на предприятиях, порядок выбора портфеля, характер инвестиций.
В основе поведения инвесторов и эмитентов - ценообразование на рынке капиталов. Новые инвестиции стимулируют с помощью низких банковских процентов. Это происходит таким образом. Имея в наличии инвестиционный проект, компания, его предлагающая, устанавливает затраты на финансирование, а так же срок окупаемости. При этом всегда существуют выигрышные варианты использования капитала. Для оценки их эффективности обычно используют норму процента, которую можно получить на рынке. Это некая усредненная величина, так как существуют многообразные сферы размещения капитала. При высокой норме процента инвестиции оказываются невыгодными, потому что ежегодно получаемая прибыль, как правило, ниже суммы доходов по процентам. Чем ниже банковский процент, тем выгоднее операции с акциями. Оживление торговли акциями образует благоприятные условия для обеспечения предприятий капиталом. Выпуск акций - это эмиссионная деятельность и ее активность улучшает состояние денежного оборота. В противоположность этому высокие ставки на долгосрочные ссуды делают более выгодным краткосрочное привлечение средств, покупку предприятиями друг у друга свободных денежных средств.