Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность финансовой политики государства
1.1. Понятие финансовой политики
1.2. Содержание и значение финансовой политики
1.3. Задачи, типы и условия эффективности финансовой политики
1.4. Мировые концепции финансовой политики
2. Содержание и структура финансового механизма
2.1. Понятие финансового механизма
2.2. Финансовые рычаги и стимулы
2.3. Формы финансового обеспечения
2.4. Организационные структуры финансового механизма
3. Состояние финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране
3.1. Современное состояние финансовой политики РФ
Снизили ставки единого социального налога с 39,5% до 35,6%; сократили НДС с 20% до 18%; отменили налог, уплачиваемый с выручки от проданных товаров; отменили инвестиционная льготу; установили единую ставку налога на доходы физических лиц.
Бюджет России на данный момент времени зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, именно поэтому был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью увеличения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд образуется за счет 2-х источников, которые непременно связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при увеличении ценовой планки в 20 дол. за баррель. На данные момент цена на нефть превышает 60 дол. за баррель. Кроме того, в начале 2007г. в Стабилизационный фонд было перечислено 106 млрд.руб. [9]
Политика в социальной сфере: основная нагрузка лежит на регионах. В 2007 году основная тяжесть расходов на проведение социальной политики была возложена на консолидированные бюджеты субъектов: плановые расходы консолидированных бюджетов субъектов по разделу «Социальная политика» почти в 1,5 раза превышает расходы федерального бюджета. Перестройка ядра тяжести финансирования расходов на проведение социальной политики в регионы –известная тенденция. В расходах консолидированного бюджета субъекта удельный вес расходов на социальную политику возрос с 2000 года почти в 1,5 раза, в расходах федерального бюджета – сократился более чем в 2 раза. Ситуация в этой области, как следует их положений Федеральных законов от 06.10.2002 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», не изменится. Напротив, в результате осуществляемого разграничения полномочий, осуществление мероприятий социальной политики станет в большей степени задачей субъектов РФ.[10]
Таким образом мы можем сделать вывод, что финансовая политика России была целенаправленной и согласованной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего долга (в 2004 году новые внешние заимствования не производились, в счет погашения задолженности было выплачено 14,2 млрд. дол.)[11], сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), рост ВВП (темп роста ВВП за 2005 год составил 6,6% по сравнению с 2004 годом).[12]
Учитывая все это остаются проблемы: например, бюджетное законодательство пока не в полной мере отвечает современным требования, государственный сектор по-прежнему слишком велик и трудноуправляем,[13] остается низкая экономическая эффективность расходов федерального бюджета, при формировании бюджета в малой степени используется программно - целевые методы[14]; нет стабильности налогового законодательства. Стабильность налогового законодательства – основное условие привлечения инвестиций в экономику. Глава Кодекса о налогах с продаж действовала два года, затем этот налог был отменен. Отдельные главы Кодекса, принимались и принимаются без достаточных оснований и не всегда продуманно. Требует пересмотра и более простая система налогообложения малого бизнеса, резко понизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий. Учитывая сложность принятия изменений в Налоговый кодекс РФ, завершение налоговой реформы потребует немало времени.[15]
3.2. Тенденции и перспективы финансовой политики
Несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике приводящееся реформы открывают большие перспективы развития как государственного, так и частного сектора экономики.
Ситуация восстанавливается благодаря постоянно повышающимся ценам на нефть. Сегодня цена на нефть составляет почти 97 дол. за баррель. Из-за этого в бюджет поступают некоторые средства, которые направлены на социальную сферу, на увеличение зарплат бюджетникам.
В тоже время существуют и определенные недостатки в финансовой политике РФ. К ним относятся догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее невозможность скоро отвечать на изменяющиеся условия развития нашего государства; отсутствие плана разработок; проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.
Все это прямым образом отражается на не развитости бюджетной системы и финансовое политике страны.
В важную проблему относят не до поступление налоговых платежей, особыми причинами которых стали:
-ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете;
-неплатежи в народном хозяйстве;
-прямое уклонение от уплаты налогов, скрытность многих налогоплательщиков своих доходов, а именно невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средствам расчетов за наличные деньги.
Это говорит об обязательном пересмотре фискальной политики, а именно: ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам доходы теневой экономики составили около 1/4 федеральных бюджетных доходов); упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенных налогов, так как последних насчитывается уже 85); внедрение принципов налогового федерализма; налоговое поддержание торговли и производства конкурентов отечественных товаров (необходимо дня естественной стабилизации нашей валюты и увеличения налогооблагаемой базы не за счет количества, а увеличения собираемости налогов).
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая политика России в условиях роста финансовых ресурсов, благодаря увеличению цен на нефть, была целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего, сохранение профицита бюджета, рост ВВП (темп роста ВВП).
Заключение
Финансовая политика – понятие переходящие. В целом ее сфера определяется участием государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапов развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.
Исполнение финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ. Особенным местом среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.
Кроме того, внутри нее различают достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. К тому же все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И, поэтому, они должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.
Финансовая политика – это не только управление финансами, но и воздействие на среду, в которой осуществляется финансовый процесс. Например, очень много зависит от общественного мнения, которое влияет на финансовый процесс – это спрос на иностранную валюту, доверие населения к банкам , а так же фондовому сектору .
При проведении финансовой политики в условиях роста финансовых ресурсов в стране необходимо учитывать существующую социально-экономическую реальность , где обеспечивается политическая и социальная стабильность, устойчивого и безопасного международного положения.
Литература:
1. Иванов А.М., М.Г.Боярский Бюджеты субъектов Федерации и приоритеты социальной политики. // Финансы. - 2006. - №8.-с.18-19.
2. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи. // Финансы.- 2004.-№10.-с.43-48.
3. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет: итоги и задачи.// Финансы.- 2005.-№1.-с.3-8.
4. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет -2006: новые экономические тенденции. // Финансы. – 2006.- №1.-с.3-7.
5. Леонтьев В.Е., Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006.-384 с.
6. Пансков В.Г. Некоторые проблемы налоговой реформы в России. // Финансы. -2006. - №12.-с.24-26.
7. Саватюгин А.Л. Стабилизационный фонд: формирование и использование. // Финансы. - 2006.-№12.-с.3-6.
8.Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов / под ред. проф. Г.Б. Поляка. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2005.-391с.
9.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 2003.-543с.
10.Финансы: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.-527с.
11.Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-М, 2006.-504.с.
-
,4Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.-М.:Юрайт-М, 2006 ↑
-
,3 ,5В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.-СПб.:ИВЭСЭП, Знание, 2006 ↑
-
В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.-СПб.:ИВЭСЭП, Знание, 2006 ↑
-
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.-М.: Юрайт-М, 2003 ↑
-
Финансы: Учебник для вузов / под ред. Л.А.Дробозиной.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000 ↑
-
, 2, 3Финансы. Денежное обращение. Кредит.:Учебник для вузов / под рнд. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2-е изд.,2005. ↑
-
Финансы: Учебник для вузов / под. ред. М.В. Романвского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-М, 2006 ↑
-
В.Г. Пансков «Некоторые проблемы налоговой реформы в России», //Финансы №12, 2006. ↑
-
А.Л. Саватюгин Стабилизационный фонд: формирование и использование.// Финансы №12, 2006 ↑
-
А.М. Иванов, М.Г. Боярский Бюджеты субъектов Федерации и приоритеты социальной политики.// Финансы №8, 2006 ↑
-
А.Л. Кудрин Федеральный бюджет: итоги и задачи.// Финансы №1, 2005 ↑
-
А.Л. Кудрин Федеральный бюджет – 2006: новые экономические тенденции.// Финансы №1, 2006 ↑
-
Бюджетное послание Федеральному собранию «О бюджетной политики в 2007 году».// Финансы №8, 2006 ↑
-
А.А.Филимонов Экономическая мотивация реструктуризации бюджетного сектора.// Финансы №6, 2006 ↑
-
В.Г. Пансков «Некоторые проблемы налоговой реформы в России», //Финансы №12, 2006. ↑