Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Ресторан БЛИН-ВИЛЬ).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ РЕСТОРАНА «БЛИН-ВИЛЬ»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ финансовых результатов
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ РЕСТОРАНА «БЛИН-ВИЛЬ»
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования основным фактором, определяющим эффективность хозяйственной деятельности предприятия сферы общественного питания, является его обеспеченность высококвалифицированным персоналом. Экономическая эффективность деятельности напрямую зависит от того, насколько эффективно в практике управленческой деятельности реализуется весь творческий потенциал работников, мобилизуются все их возможности, рационально организуется трудовой процесс. Это требует от руководства предприятий сферы общественного питания переоценки отношения к человеческому фактору как к узловому вопросу повышения экономической эффективности деятельности и поиска новых подходов к системе управления персоналом.
Успешное развитие предприятия в современных условиях в значительной степени зависит от конкурентоспособности персонала. А она достигается постоянной подготовкой персонала, повышением его квалификации и стратегическим определением его количества и профессиональной ориентацией.
В современных условиях степень самостоятельности и ответственности предприятий значительно возрастает. Персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создать условия для его развития.
Экономические, технические и организационные нововведения предъявили новые требования к квалификации, уровню знаний, умению работать в коллективе.
В последнее время повышается роль персонала предприятиясферы общественного питания в его успешной работе. Сейчас перед многими отечественными предприятиями стоит ряд проблем, связанных с управлением персоналом, и от того, как они будут решены, во многом зависит будущее не только этих предприятий, но и всей российской экономики.
Деятельность, связанная с организацией и представлением услуг общественного питания, занимает одно из ведущих мест в сфере обслуживания и является одним из высокодоходных видов экономической деятельности.
Однако в сфере ресторанного бизнеса высокой остается степень производственных и финансовых рисков, источником возникновения которых является дефицит квалифицированного персонала, высокая текучесть кадров, низкий управленческий потенциал предприятий.
Специфика российского рынка в целом и ресторанного, в частности, оказывает влияние на возможность использования различных технологий и методов кадрового менеджмента в процессе совершенствования деятельности по управлению персоналом на предприятиях ресторанного бизнеса.
Таким образом, актуальной остается задача разработки таких технологий управления персоналом, которые, отталкиваясь от мирового опыта менеджмента, учитывали бы российскую специфику и особенности деятельности предприятий сферы ресторанного бизнеса, а также являлись осуществимыми на практике.
Объектом исследования работы является ресторан «Блин-Виль».
Целью работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование технологии управления персоналом ресторана «Блин-Виль».
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- изучение теоретических аспектовтехнологии управления персоналом на предприятии;
- проведение анализа технологии управления персоналом ресторана «Блин-Виль» за 2016-2018 гг;
- разработка мероприятий по совершенствованию технологии управления персоналом ресторана «Блин-Виль».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Современный подход к управлению персоналом
Для того чтобы достичь поставленных предприятием целей, оно использует имеющиеся ресурсы - труд профессоров и экспедиторов, лабораторное оборудование, металлообрабатывающие станки и прокатные станы, нефть и хлопок, металлическую руду и воду, денежные средства. При всем многообразии используемых ресурсов они традиционно подразделяются на три основные группы - натуральные или природные (земля, по определению французского экономиста Ж.-Б. Сэя), материальные (капитал) и человеческие (труд) - называемые также факторами производства[1].
Приобретя ресурсы, предприятие использует их - перерабатывает хлопок в ткань, изготавливает на станках детали, обучает и отправляет на линию шоферов автобусов. Чтобы этот процесс был эффективным, предприятие должно обеспечить оптимальное соотношение используемых ресурсов с точки зрения их количества, способа, места, времени и продолжительности их взаимодействия или, другими словами, управлять ресурсами. Управление ресурсами лежит в основе управления предприятием.
Управление персоналом представляет собой элемент управления любымпредприятием, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди отличаются от любых других используемых ресурсов, а, следовательно, требуют особых методов управления.
Рассмотрим специфику человеческих ресурсов.
Во-первых, у людей есть интеллект, их реакция на внешнее воздействие (управление)характеризуется как эмоционально-осмысленная, а не механическая, а, значит, процесс взаимодействия между предприятием и сотрудником является двусторонним.
Во-вторых, для людей характерно постоянное совершенствование и развитие. В ранний период своей жизни человек учится ходить, разговаривать, читать, писать, общаться с компьютером. Приходя на работу, он приобретает профессиональные навыки, которые совершенствуются на протяжении всей его трудовой деятельности. В условиях современного научно-технического прогресса, когда технологии, а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают очень быстро, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности любого предприятия.
В-третьих, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30 - 50 лет, соответственно отношения человека и предприятия могут носить долговременный характер.
В-четвертых, в отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят на предприятие осознано, с определенными целями и ожидают от предоставления возможности в реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с предприятием является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность предприятия.
В настоящее время персонал является стратегическим фактором, который определяет будущее предприятия, что превращает его в человеческие ресурсы – совокупность личностей, каждая из которых обладает особой индивидуальностью, интеллектом, способностью к саморазвитию, творчеству. Раньше деятельность работников определялась потреблением других ресурсов, например, машин, а сегодня условие изменилось: эффективность их использования зависит от людей[2].
Но сегодня люди рассматриваются уже не просто как личности, сами по себе, а в социально культурном аспекте, т. е. действующими в единой командеи объединившись на добровольной основе, в результате чего на повестку дня встало управление человеком.
Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами означает движение:
- от узкой специализации и ограниченной ответственности к широким профессиональным и должностным профилям;
- от спланированного карьерного пути к гибкому выбору направлений профессионального развития;
- от контроля персонала предприятия к созданию возможностей его развития;
- от закрытого к открытому отбору специалистов.
Именно необходимость учета личностного фактора приводит к постепенной трансформации управления персоналом в управление человеческими ресурсамии служит границей между этими понятиями.
Отличие управления человеческими ресурсами от управления персоналом представлено в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Отличие управления человеческими ресурсами от управления персоналом
Параметр сравнения |
Управление персоналом |
Управление человеческими ресурсами |
1 |
2 |
3 |
Кадровая политика |
Отсутствует или является пассивной, следует за производственной политикой, играет инструментальную роль |
Активная, образующая симбиоз с производственной политикой, выступающая элементом общей стратегии бизнеса |
Смысл кадровой политики |
Достижение компромисса между человеческими и социальными целями |
Облегчение процесса интегрирования персонала организации в деловое окружение, сочетание имеющихся человеческих ресурсов с ее целями |
Продолжение таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
Основная задача управления |
Обеспечение производства нужными людьми в нужное время и на нужном месте |
Обеспечение стратегии фирмы высококвалифицированными сотрудниками, становящимися главным конкурентным преимуществом |
Приоритеты в кадровой политике |
Определяются текущими потребностями в рабочей силе |
Определяются нуждами и интересами персонала, задачами осуществления изменений |
Кадровое планирование |
Подчинено общему |
Органически взаимодействует с общим |
Решение вопросов руководства персоналом |
Линейными руководителями. Кадровая служба осуществляет учетные функции |
Линейными руководителями с помощью специалиста по персоналу |
Кадровые функции |
Централизованы в отделе кадров. Персоналом управляют линейные руководители |
Кадровые функции децентрализованы. Кадровые службы помогают линейным руководителям в управлении персоналом |
Основной объект управления |
Исполнители |
Преимущественно менеджеры, команды |
Подход к руководству персоналом |
Обезличенный |
Индивидуализированный с учетом личных интересов и ценностей |
Масштабы управления персоналом |
Локальные |
Международные |
Коммуникации |
Вертикальные |
Горизонтальные |
Параметр сравнения |
Управление кадрами |
Управление человеческими ресурсами |
Система внутренних взаимоотношений |
Конфронтация |
Социальное партнерство, доверие и взаимная ответственность работника и руководителей, политика равных возможностей |
Характер обучения персонала |
Фрагментарное индивидуальное повышение квалификации |
Систематическое развитие по гибким программам, ориентированным на интересы компании |
Продолжение таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
Мотивация |
Преимущественно экономическая |
Акцент на создание взаимного доверия, сохранение и расширение занятости, защиту здоровья, обеспечение нормальных условий труда |
Расходы на персонал |
Затраты, которые необходимо экономить |
Инвестиции, эффективность которых требуется повышать |
Информирование персонала |
Минимальное |
Максимальное |
Специализация персонала |
Узкая |
Широкая |
Карьерный рост |
Линейный, однонаправленный |
Гибкий, многовариативный |
Ответственность за развитие |
На менеджерах |
На работниках |
Принятие кадровых решений |
Калейное |
Открытое |
Рассмотрение персонала как человеческих ресурсов означает.
Во-первых, индивидуальный подход ко всем работникам в пределах общих интересов и работников, и предприятия.
Во-вторых, понимание проблемы дефицита высококвалифицированных кадров, борьба за их привлечение.
В-третьих, отказ от взглядов на персонал как на даровое благо, не требующего затрат со стороны работодателя.
В-четвертых, анализ и регулирование групповых и личностных отношений, кадрового потенциала, управление конфликтами, обеспечение требований психофизиологии, эргономики и проч.
Основными причинами нового отношения к работникам в постиндустриальном обществе являются следующие[3]:
1. Изменение содержания труда за счет внедрения качественно новых, прежде всего информационных, технологий.
2. Широкое внедрение самоконтроля взамен снижения возможностей контроля над исполнителями.
3. Повышение требований к качеству во всех его проявлениях.
4. Широкое распространение коллективной и командной организации труда.
5. Значительное повышение образовательного и культурного уровня населения.
6. Общая демократизация социально экономической жизни общества.
7. Рост стоимости рабочей силы.
8. Увеличение неопределенности и динамизма протекания экономических процессов, темпов изменений.
9. Усиление конкуренции, существенно снижающей требования к работникам.
10. Опыт передовых компаний, добившихся значимых экономических успехов за счет персонала (например, в Японии).
Управление человеческими ресурсами представляет собой конкретную функцию управления. В последнее время эта функция приобретает все большее значение, поскольку эффективность предприятия, его конкурентные преимущества зависят от эффективности использования его главного ресурса – человека. В связи с этим повышаются требования к работнику, возрастает значимость творческого отношения к труду, высокого уровня профессионализма.