Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика лидерства и стилей руководства
1.1. Личность руководителя как лидера коллектива
1.2.Сущность авторитарного, демократического и либерального стилей руководства
1.3. Эффективность адаптивного стиля руководства
2. Анализ стиля руководства в АСБ «Беларусбанк»
2.1.Общая характеристика системы управления АСБ «Беларусбанк»
2.2. Оценка эффективности стиля руководства в АСБ «Беларусбанк»
2.3. Роль лидерства при при разрешении конфликтов руководством АСБ «Беларусбанк»
3. Оптимизация стиля руководства в АСБ «Беларусбанк» с учётом зарубежного опыта
ВЕДЕНИЕ
Построение социально-ориентированной рыночной экономики как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь требует пересмотра как теоретических концепций, так и практических методов и подходов к управлению трудовыми ресурсами. Особенности системы управления как отечественных, так и субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Причём, общей тенденцией является децентрализация управления и руководства с переходом к полной экономической самостоятельности субъектов хозяйствования, прежде всего, на базе развития отношений собственности.
В данных условиях действующие в рамках систем управления взаимоотношения между членами организации в рамках ее структуры, включая стили управления, превратились в тормоз их экономического развития. Это произошло как по причинам отсутствия фундаментальных отечественных исследований по данным проблемам, так и эффективной координации отношений внутри организации. В связи с этим тема данной курсовой работы особенно актуальна.
Ее выбор предполагает проведение теоретических исследований роли лидерства и альтернативных стилей руководства в рамках системы управления субъектов хозяйствования как важного аспекта функции организации в свете возрастания значения рыночной концепции управления. Практическая реализация данной концепции в рамках совершенствования организации управления возможна при проектировании инновационной модели управления, базирующейся на адаптивном стиле руководства как наиболее эффективном.
Объектом исследования является акционерный сберегательный банк (АСБ) «Беларусбанк», а предметом исследования выступают: роль лидера в коллективе и альтернативные стили руководства: демократический, авторитарный и либеральный.
От роли личности руководителя, его лидерства, а также от того, насколько своевременно и рационально производится оптимизация стиля руководства, адекватного рыночным изменениям внутренней и внешней среды в рамках системы управления субъекта хозяйствования, зависит и эффективность работы трудового коллектива и аппарата управления.
Цель курсовой работы – оптимизация применяемых стилей руководства в рамках системы управления на примере конкретного субъекта хозяйствования: изучение теоретического и практического материала по теме исследования, его анализ, обобщение, оценка и выдача рекомендаций. Для реализации данной цели в ходе выполнения курсовой работы должны быть решены следующие задачи:
- изучение нормативно-правовой базы по предмету исследования, а также научной (отечественной и зарубежной) литературы, аналитической, статистической и учетной информации на макро и микроэкономическом уровне в динамике и статике;
- проведение теоретических исследований в рамках темы курсовой работы с выделением перспективных направлений оптимизации перспективных стилей руководства в рамках рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций;
- выполнение аналитических исследований применяемых стилей руководства в рамках действующей сисистемы управления АСБ «Беларусбанк», включающей оргструктуру и аппарат управления, технологии принятия управленческих решений, их информационное обеспечение в разрезе прямых и обратных связей;
- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию руководства и применению адаптивного стиля руководства в рамках системы управления АСБ «Беларусбанк» с учетом зарубежного опыта развитых рыночных стран.
1. Характеристика лидерства и стилей руководства
1.1. Личность руководителя как лидера коллектива
Руководитель трудового коллектива организации - это личность, деятельность которой непосредственно влияет на всю организацию в целом, на стиль управления данной организацией, на цели и задачи организации, пути и способы реализации этих целей, а также на психологический климат в данной организации. В организации, на предприятии руководство выражается в деятельности направленной на обеспечение целенаправленного упорядоченного функционирования людей в группах.
Процесс руководства состоит из совокупности взаимодействий руководителя с подчиненными, где руководитель осуществляет постановку целей, контроль и корректировку деятельности по ее достижению, а подчиненные обеспечивают исполнение самой деятельности. Процесс управления организацией реализуется в деятельности руководителя, где выделяются:
1) диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;
2) формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении;
3) организация исполнения решения.
Так, на совещаниях руководитель изучает состояние управляемого объекта по докладам подчиненных, формирует на этой основе новые программы действий или уточняет прежние, дает указания по выполнению принятого решения.
Управляющая подсистема обычно представлена деятельностью совместной группы большой иерархически взаимосвязанных руководителей. Психология управления изучает способы их сопряжения, позволяющие превратить акты их индивидуальной деятельности в целостную коллективную управленческую деятельность. На способы такого сопряжения влияют правовые полномочия руководителей, характер взаимосвязей выполняемых ими обязанностей, особенности стимулирования их труда, половозрастные различия, личные взаимоотношения, и пр.
Несовершенство способов сопряжения обнаруживает себя в различных формах — как конфликты, ведомственные барьеры, местничество. Одно из важнейших направлений — изучение психологических условий обеспечения целостного функционирования аппарата управления, поскольку предмет управленческой деятельности — коллективный труд конкретной организации, руководимой данным аппаратом управления, а по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности управленческой деятельности обретают в каждом случае специфический характер и подлежат специальному изучению [6].
Решение проблемы оптимизации руководства в теоретическом и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать «совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям» [29, с. 42].
При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи, говоря об этих функциях, рассматривают последовательно стадии управленческого цикла. Начало такого подхода относится еще к работам одного из основоположников научной организации труда и управления на Западе А. Файоля, который выделял следующие элементы «административных операций»: предвидение, организацию, распорядительство, согласование, контроль.
В ряде работ отечественных авторов рассматриваются функции субъекта управления в соответствии с этапами управленческого цикла. Приведем в качестве примера два наиболее обстоятельных перечня этих функций. К их числу, по мнению Ю. А. Тихомирова, относятся:
а) организация управляющей системы;
б) выбор целей;
в) прогнозирование;
г) планирование;
д) информация;
е) решение;
ж) организационная и массовая деятельность;
з) контроль;
и) оценка эффективности управления.
В. Г. Афанасьев называет следующие основные управленческие функции:
а) выработка и принятие управленческого решения;
б) организация;
в) регулирование и коррегирование;
г) учет и контроль.
К этому перечню он добавляет еще одну функцию, соответствующую не одной какой-либо отдельной стадии управления, а всему управленческому циклу в целом. Это функция сбора и преобразования информации. В. Г. Афанасьев и Ю. А. Тихомиров подчеркивают относительность выделения указанных функций на оси членения управленческого цикла, поскольку в реальной практике управления все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимосвязаны.
В отличие от отечественных специалистов по управлению, зарубежные авторы, рассматривая функции руководителя, берут за основу классификации не управленческий цикл, а всю структуру деятельности руководителя в трудовом коллективе. При этом очевидно, что руководитель должен рассматриваться не только в рамках своей административной роли, но также с учетом всего многообразия его социально-политических и воспитательных обязанностей. При этом подчеркивается, что в первичных коллективах руководящая деятельность сливается с организаторской деятельностью.
Первая функция руководства состоит в интеграции личностей, что осуществляется посредством ознакомления их с общей задачей, определения средств и условий достижения цели, планирования, координации совместного труда, учета, контроля и т. д.
Второй функцией называется функция коммуникации. Имеется в виду установление и горизонтальных коммуникаций внутри первичного коллектива, и внешних вертикальных коммуникаций – с вышестоящими организационными подразделениями.
Третьей и четвертой функциями называются обучение и воспитание членов трудового коллектива. Как отмечает Л. И. Уманский, в любой конкретной организаторской деятельности все указанные функции проявляются в единстве и взаимообусловленности. Они выступают в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой из этих функций.
Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов называют следующие функции: административную (предписание работы, координация индивидуальных действий и надзор за исполнением), стратегическую (определение целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование), экспертно-консультативную, коммуникативно-регулирующую, функцию представительства группы во внешней среде, дисциплинарную, воспитательную и психотерапевтическую.
А. Г. Ковалев рассматривает функции целеполагания коллектива, планирования, согласования, стимулирования, контроля и воспитания.
По мнению Л. С. Бляхмана, содержание деятельности руководителя раскрывается в следующих его функциях: целеполагающей (определение целей коллектива и средств их достижения), административно-организационной (формирование управляющих органов, распределение заданий между подчиненными, согласование их действий и контроль выполнения решений), экспертной (консультация работников), дисциплинарно-стимулирующей (оценка качества работы подчиненных, определение поощрений и наказаний), представительской (перед внешними организациями), воспитательно-пропагандистской (создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, развитие способностей и инициативы подчиненных, подбор и расстановка кадров, участие в обучении резерва на выдвижение).
В отечественной литературе можно встретить и другие перечни функций руководителя, в той или иной степени отличающиеся от приведенных выше. Действенным средством повышения эффективности управления является оптимальная регламентация работы руководителя на всех ее этапах. При этом отношение того или иного руководителя к своей должностной инструкции выступает в качестве показателя определенного уровня профессиональной культуры труда, характеризующего как данного работника, так и производственную организацию в целом.
Знание и понимание руководителем всего круга своих обязанностей должно непременно сочетаться с его моральной готовностью к их выполнению (данную проблему мы рассмотрим более подробно в следующем пункте нашей работы). Тогда официальные требования со стороны общества к руководителю производства подкрепляются его соответствующими требованиями к самому себе. У руководителя основным инструментом его деятельности является строго последовательная цепочка действий, каждое звено которой представляет сложную управленческую функцию – операцию:
1. Диагноз и оценка микроситуации.
2. Планирование (долгосрочное, краткосрочное и оперативное).
3. Ориентация и диагностика текущей микроситуации.
4. Выработка и принятие решений.
5. Построение программы действий.
6. Организация передачи решений на исполнение.
7. Контроль, оценка и коррекция текущих и конечных результатов.
Общепризнанно, что личность руководителя, его характерологические особенности играют важную роль в управленческой деятельности. Очевидно, что нельзя говорить сколько-нибудь подробно о качествах личности руководителя вообще, в отрыве от конкретного содержания его деятельности и ряда сопутствующих ей факторов.