Файл: Подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Цели, задачи и функции администрации Московской области
2.2. Анализ эффективности существующего состава и структуры администрации Московской области
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Администрация Московской области – является единой системой исполнительных органов власти Московской области, которые наделены полномочиями исполнительного и распорядительного характера, в отношении решения вопросов регионального значения.
Структура Администрации Московской области на основании ст. 34 Устава Московской области включает:
- Правительство Московской области;
- отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Московской области.
Рассматривая характеристику деятельности государственных гражданских служащих Администрации Московской области, мы ограничиваемся в исследовании государственных служащих комитетов и управлений, которые входят в Администрацию Московской области и в целом рассматриваем результативность их работы и эффективность деятельности. Структура Администрации Московской области в рамках комитетов и управлений выглядит следующим образом. ( рис. 2.1.)
Губернатор Московской области
Государственная жилищная инспекция
Аппарат Губернатора и Правительства
Гостехнадзор
Вице - губернаторы
Управления – всего 33
Рис.2.1. Структура Администрации Московской области в рамках управлений
Таким образом, как видно из рис.2.1., в настоящее время в Администрации Московской области работают 33 управления.
В рамках регулирования кадрового обеспечения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации, регулирования различного рода вопросов кадровой деятельности, в Администрации Московской области, Управление государственной службы и кадров является важнейшим подразделением Администрации.
Управление государственной службы и кадров входит в Аппарат Губернатора и Правительства Московской области. (см. рис. 2.2.)
Аппарат Губернатора и Правительства Московской области
Управление государственной службы и кадров
Рис.2.2. Структура Управления государственной службы и кадров Администрации Московской области[9]
Как видно из рис.2.2. в Управлении государственной службы и кадров входит 7 отделов. Непосредственно вопросами кадровой обеспеченности занимается отдел кадров Управления государственной службы и кадров.
Управление государственной службы и кадров Администрации Московской области является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно Начальнику управления государственной службы и кадров.
Управление государственной службы и кадров Администрации Московской области занимается организацией работы по обеспечению подбора, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов, участие в формировании стабильного коллектива, создание кадрового резерва и работа с ним; организацией системы учета кадров, анализ текучести кадров.
Управление государственной службы и кадров Администрации Московской области осуществляет следующие основные задачи:
- осуществляет подбор, расстановку и использование государственных гражданских служащих в Администрации Московской области;
- формирует стабильно работающей трудовой коллектив;
- создает кадровый резерв для работы в Администрации Московской области;
- осуществляет организацию системы учета кадров Администрации Московской области;
- подготавливает необходимую документацию и осуществляет организацию аттестации государственных служащих Московской области[10].
Основными функциями Управления государственной службы и кадров Администрации Московской области являются:
-
-
- план комплектования кадров госслужбы в соответствии с программой развития Администрации Московской области;
- оформление приема, перевода и увольнения государственных кадров в Администрации Московской области в соответствии с трудовым законодательством РФ;
- учет личного состава Администрации Московской области;
- хранение и заполнение трудовых книжек, ведение документации по делопроизводству;
- контроль за исполнением руководителями подразделений приказов и распоряжений по работе с личным составом;
- изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению;
- создание условий для повышения образовательного и квалификационного уровня специалистов;
- работа по созданию резерва на выдвижение и другие функции.
-
Основные элементы управления персоналом в Администрации Московской области начинаются с найма гражданина на государственную службу.
В управлении персоналом в Администрации Московской области различают профессиональную и внутриорганизационную карьеру, как основные типы.
Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может развиваться в рамках специализации, либо в овладении другими областями (транспрофессионализация).
Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в организации.
Карьерный потенциал кадров госслужбы рассматривается отделов государственной службы и кадров как системное свойство личности госслужащего быть субъектом профессиональной деятельности, общения и самопознания, профессиональной карьеры.
Госслужащий Администрации Московской области является одновременно и субъектом, и объектом карьерного роста. Его субъектность определяется самостоятельностью в выборе карьерных стратегий, методов саморазвития. Однако в силу сложности организации иерархических отношений в системе государственной службы и действия многих внешних (объективных) факторов госслужащий в известной мере является и объектом воздействий со стороны системы, которая может блокировать его карьерные устремления или задать иную траекторию карьерного роста.
Таблица 2.1
Количество государственных гражданских служащих Администрации Московской области в 2017 г.[11]
Критерии |
Количество |
Штатная численность |
2520 |
Должности гражданских служащих |
2490 |
Иные должности |
30 |
Замещено |
2519 |
Резерв |
231 |
Штатная численность работников Администрации Московской области (в рамках комитетов и управлений), составляет 2520 единиц, из них 2490 единиц – должности государственных гражданских служащих, 30 – иные должности; замещено госслужащими 2519 штатных единиц.
Включено в кадровый резерв Управления по результатам конкурсов на замещение вакантных должностей и включение в кадровый резерв 231 человек.
Таблица 2.2.
Основные квалификационные требования
Квалификационные требования |
|||
Образование |
Стаж работы |
||
Руководители |
Высшее |
Не менее 5-6 лет |
|
Специалисты (ведущая группа) |
Высшее |
Не менее 4 лет |
|
Обеспечивающие специалисты (старшая группа) |
Высшее |
Не менее 2 лет в госслужбе или 4 лет по специальности |
|
Специалисты (младшая группа) |
Среднее профессиональное |
Без предъявления требований к стажу |
|
Обеспечивающие специалисты (младшая группа) |
Среднее профессиональное |
Без предъявления требований к стажу |
Анализ сменяемости госслужащих показывает, что больше половины из увольняющихся, составляют госслужащие, проработавшие в должности менее года. Этот факт говорит о необходимости серьезного анализа причин текучести кадров и создание в департаменте системы мотивации персонала, системы адаптации госслужащих при назначении на должность (наставничество).
Кадровый резерв сформирован на конкурсной основе.
Аттестация в департаменте проводится в форме индивидуального собеседования по вопросам, связанным со знанием действующего законодательства о государственной гражданской службе и с выполнением должностных обязанностей.
Составлен и утвержден график прохождения аттестации государственными гражданскими служащими департамента.
Присвоение классных чинов гражданским служащим производится по результатам сдачи квалификационного экзамена, который проводится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня).
В 2018 году целенаправленно проводились мероприятия по кадровому, организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Администрации Московской области.
Таким образом, текучесть кадров приходиться в основном на состав госслужащих работающих меньше года, основные мероприятия по кадровой проводятся в форме аттестаций, подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих.
2.2. Анализ эффективности существующего состава и структуры администрации Московской области
Кадровая политика в Администрации Московской области и механизм ее реализации – управление персоналом направлены на достижение стратегических, главных целей:
-
- формирование высокого профессионализма и культуры управленческих и технологических процессов, достижение укомплектованности всех участков государственной службы квалифицированными, активно действующими, духовно-нравственными работниками;
- максимально эффективное использование интеллектуально-кадрового потенциала государственного аппарата, его сохранение и приумножение;
- создание более благоприятных условий и гарантии для проявления каждым государственным служащим его способностей, реализации позитивных интересов и личных планов, всемерного стимулирования его профессионального роста и служебного продвижения, повышения эффективности трудовой деятельности.
Для достижения этих целей определяются текущие задачи и приоритетные направления работы с кадрами с учетом специфики функций, принципов комплектования персонала Администрации Московской области.
В 2017г была проведена проверка исполнения законодательства о государственной гражданской службе в Администрации Московской области, в ходе которой выявились недостатки в работе:
- несовершенство структуры администрации;
- не все должностные инструкции работников администрации были утверждены распоряжениями администрации;
- некоторые госслужащие администрации не соответствовали квалификационным требованиям;
- велась недостаточная работа по формированию кадрового резерва;
- с 2015 года не применялись поощрения и награждения к госслужащим;
- не были предусмотрены денежные средства на реализацию программы развития госслужбы на 2015-2013 годы (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и др.)
С целью устранения выявленных недостатков департаментом кадровой политики проведены следующие мероприятия:
- Разрешение вопросов о расторжении трудовых договоров с прежними руководителями, замещающие высшие руководящие должности:
- Проведение работы по оптимизации штатной численности.
В ходе данных мероприятий Управление государственной службы и кадров Администрации Московской области проделана следующая работа:
- подготовлены и направлены в центр занятости населения сведения о работниках, подлежащих сокращению;
- подготовлены и направлены письма от имени работодателя (губернатора) в профсоюз работников администрации;
- подготовлены и вручены работникам предупреждения о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей;
- при возникновении вакансий – подготавливаются письменные предложения работникам от имени представителя нанимателя (главы города);
- оформление на пенсию (протоколы заседания комиссии по выслуге лет и др.)
Штатное расписание по должностям составляло следующую динамику. (рис.2.3.)
Рис.2.3. Изменение штатной численности государственных служащих Администрации Московской области[12]
Также была проведена аттестация госслужащих Администрации Московской области, которая представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Сведения о проведении аттестации госслужащих Администрации Московской области в 2018 г.
Фактическая численность гос служащих |
Кол-воо гос служащих подлежащ их аттес- тации |
Кол-во гос служащих, прошедших аттестацию |
Итоги аттестации |
||||||
Соответствует занимаемой должности |
Не соответст вует занимаемой должности |
Рекоме ндовано направление на повы- шение квалиф икации (пере- подгото вку)- |
Подлежит поощрени ю, в том числе повышению в должности |
Рекомендовано улучшить деятельность аттестуемого |
О поощрении за достигнутые успехи в работе |
О понижении служащего в должности |
|||
2520 |
1587 |
1586 |
1584 |
2 |
985 |
235 |
16 |
28 |
2 |