Файл: Подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Цели, задачи и функции администрации Московской области
2.2. Анализ эффективности существующего состава и структуры администрации Московской области
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Критерии и оценки используются для совершенствования процесса принятия решений, системы отчетности и самих процессов государственного управления, качество которого можно оценить соответствием потребностям, желаниям и ресурсам общества. При этом можно выделить две измеримые составляющие деятельности государственного управления: техническую эффективность и экономическую эффективность. Техническая эффективность государственного управления определяется степенью достижения целей деятельности с учетом «общественных целей». Экономическая эффективность определяется традиционно как отношение финансовых результатов к затратам. Экономическая эффективность государственного управления определяется как отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объема привлеченных для этого ресурсов.
Таким образом, экономическая эффективность отражает внутреннее положение дел в системе государственного управления, ее собственную деятельность, а техническая эффективность отражает соответствие государственного управления требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества. Техническая эффективность связана и количественными, и качественными показателями, важными характеристиками которых являются их оперативность и регулярность. Так как многие социальные и экономические показатели состояния общества не поддаются полному и оперативному контролю, то необходимо формулировать критерии, оценивающие не общее состояние, а результаты конкретных программ. Критерии эффективности должны не только отражать степень достижения поставленных целей, но и реагировать на возникновение новых проблем в управлении, а также на отрицательные последствия проводимых государственными органами мероприятий.
На практике эффективность управления чаще всего определяется аналитическими или экспертными методами на основе сопоставления значений совокупности показателей (признаков). Существует несколько основных типов оценок государственного управления:
- оценка процесса выполнения;
- оценка результатов;
- оценка последствий;
- оценка экономической эффективности.
Задача оценки эффективности государственного управленческого решения заключается в том, чтобы оценить:
- управленческую деятельность органов власти и предприятий государственного сектора;
- проводимую государственными структурами политику;
- реализацию государственных программ;
- последствия проводимой политики и реализации государственных программ.
Выбор типа оценки и методов оценивания зависит от целей управления, интересов организации или заинтересованной группы лиц, социально-политических условий, наличия необходимых ресурсов и многого другого.
Планирование проведения деятельности по оценке результатов государственного управления в общественной сфере предполагает выбор системы показателей, свойства оценок, точности оценивания, процедуры сбора информации, в том числе использование результатов других исследований.
Для определения оценок, как правило, проводят оценочные исследования, которые делятся на две группы: научные исследования и традиционные формы.
Проведение научных исследований предполагает использование различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. Этот подход приносит хорошие теоретические и практические результаты, но требует много времени и больших затрат финансовых ресурсов. При проведении научных исследований применяют следующие методы:
- социологические опросы (анкетирование и итервьюиро- вание);
- наблюдения (открытые и скрытые);
- экспертные оценки;
- моделирование;
- формирование контрольных групп;
- проведение экспериментов и другие.
Традиционные формы оценки эффективности государственного управленческого решения представлены политическим или административным контролем и являются результатами парламентских слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, государственной аудиторской проверки и т.п. Но мы считаем, что данные критерии не являются абсолютным показателями мнения населения относительного конкретной проблемы.
В виду многомерности объектов государственного управления целесообразно осуществлять оценку эффективности управленческих решений на основе методов многомерного статистического анализа, позволяющих не только группировать объекты наблюдения в классы, рассматривать их в динамике, но и формировать качественные агрегированные показатели как для описания самих объектов, так и для отслеживания прогресса как результата управленческого воздействия. При этом особое внимание уделяют анализу влияния последствий управленческих решений (например, откликов на реформы), имея в виду не только непосредственные результаты принятого и реализованного решения, но и весь комплекс последствий управления (последствий изменения) на сферы государственной и общественной жизни.
Заметим, что оценка входит как один из этапов в планирование, разработку и принятие решений. В России оценка эффективности государственного управления является относительно новым направлением, хотя на практике ее элементы давно используются в органах государственной власти. В настоящее время стоит задача всестороннего внедрения оценочных исследований во все органы государственной власти на всех уровнях.
Рассмотрим некоторые критерии эффективности решений в государственном и муниципальном управлении. Во-первых, это глобальность. Такой критерий эффективности государственных управленческих решений оценивает, насколько управленческое решение распространяется на все население страны, его страте- гически-временную составляющую. Здесь ставится вопрос: «Как долго это решение сможет действовать?» Такой критерий является неоднозначным для оценки управленческих решений, так как его действие может наступить через несколько десятков лет. А может и не наступить.
С другой стороны, существует критерий экономичности. Для оценки по этому критерию необходимо задать вопрос: «Оправдывает ли результат те средства, которые были затрачены на его получение». Некоторые управленческие решения требуют очень много затрат, которые впоследствии не только не окупаются, но и приносят дополнительную убыль государству.
Но если мыслить шире, то мы понимаем, что важным критерием эффективности того или иного государственного решения является удовлетворённость населения страны данным управленческим решением. Перед нами встал вопрос: государство должно учитывать удовлетворенность населения в момент сразу после принятия решения или же смотреть на ситуацию глобальнее и учитывать, что даже если в данный момент население недовольно принятым решением, в перспективе людям все равно будет от него лучше?
В этой научной статье под критерием эффективности было принято рассмотреть фактор довольства жизнью населением страны в Российской Федерации. В своем обращении к Федеральному Собранию, которое состоялось 1 марта 2018 г. Владимир Путин четко обозначил основные пути развития страны и цели, которое он ставит перед законодательным органом нашей страны: «Россия сегодня - одна из ведущих держав с мощным внешнеэкономическим и оборонным потенциалом. Но с точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни и благосостояния людей мы, конечно же, ещё не достигли необходимого нам уровня. Но мы должны это сделать и сделаем это... В основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв. Что должно быть приоритетом для нас? Повторю: считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях». Таким образом, Президент страны, Владимир Владимирович Путин ясно обозначил свою позицию: ориентация каждого управленческого решения должны быть направлена на повышение удовлетворенности граждан жизнью в России. При этом сам он отмечает, что в предыдущие годы этого достигнуто не было.
ВЦИОМ провел исследование, в котором выяснил, что по состоянию на март 2018 года социальное самочувствие граждан улучшилось. Однако проанализировав результаты, можно сделать вывод, что это лишь внешний показатель, и он не стал значительно больше по сравнению с предыдущими опросами. Показатели социального самочувствия жителей России улучшилось. Так, индекс удовлетворенности жизнью в феврале 2018 года составил 55 п. - против 42 п. в феврале 2016 года.
Принимаемые в государстве политические и управленческие решения должны быть ориентированы на мнение людей, однако на данный момент складывается такая ситуация, что они не соответствуют интересам людей. Данную проблему мы решили рассмотреть на конкретном примере:
Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (еще не вступил в силу, однако уже одобрен Советом Федерации) абсолютно противоречит интересам нынешнего населения страны. Вывод об этом можно сделать, например, исходя из количества митингов. Эта мера была принята для пополнения бюджета Российской Федерации с помощью вывода денежных средств из пенсионного фонда. Если смотреть на сложившуюся ситуацию со стороны общества, то это выглядит так, что человек будет работать больше, а впоследствии получать меньше. Но государство было вынуждено принять такие меры, так как оно мыслит более глобально и понимает, что эта мера поможет в предотвращении экономического кризиса страны через десятилетия. Тот факт, что другого выхода у государства не было - это вопрос уровня профессионализма государственных служащих, но в этой статье мы хотим сделать акцент на том, что на данный момент население считает не эффективным данное решение государства об изменениях в пенсионной реформе.
Все-таки, государство учитывает риск того, что население страны может быть недовольно принятым решением. Недовольство населения сказывается на рейтинге как Президента, так и Федерального Собрания, и Правительства Российской Федерации, и чтобы не терять легитимность власти государство принимает определенные меры. Иногда государство прибегает к мерам, направленным на дезориентацию населения. Мы заметили, что некоторые авторитетные российские СМИ, такие как «Интерфакс», «РИА Новости», «ТАСС», «RT», «Известия», «Российская Газета», «Парламентская Газета» назвали свои материалы о первом чтении законопроекта так, чтобы из заголовка не следовало главного: Правительство собирается поднять пенсионный возраст. Приведем конкретный пример, на сайте Государственной Думы Российской Федерации заголовок статьи выглядит так: «Одобрен в первом чтении проект закона о совершенствовании пенсионной системы».
Исходя из вышеперечисленных примеров, нужно сделать вывод, что при принятии управленческого решения государство должно в первую очередь учитывать мнение населения относительно данной проблемы. Но как же его учитывать? Мы знаем, что в настоящее время существуют открытые митинги, пикеты, создание петиций и т.д.
По действующей Конституции Российской Федерации главная власть страны - это власть народа. И проявляется это, например, путем выборов депутатов в Государственную Думу. А также, по закону, население может провести референдум, но, в действительности, если быть реалистами, все это не учитывает мнение всего населения. Можно сделать вывод, что нужно ввести систематизированную оценку мнения населения относительно определенных принятых решений в ГМУ. Перед нами встал вопрос, как это сделать?
Каждый день мы говорим о создании цифрового государства, а также каждый может создать свой личный кабинет на портале Гос. Услуги. Петиции не могут систематизировать информацию и сделать полностью прозрачным систему их создания, но, если сделать на портале Гос. Услуг вкладку, с помощью которой каждый зарегистрировавшийся пользователь сможет высказать свое мнение относительно только что вышедшего государственного решения, то мы сможем сразу оценивать эффективность принятия ГУР.
По нашему мнению, это действительно верный шаг к упрощению сложившейся острой политической ситуации. Это будем первым шагом к решению проблемы доверия государству, а также мы сможем учитывать мнение каждого гражданина страны. И, может, в этом случае главной властью в стране действительно можно будет считать власть народа?
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Цели, задачи и функции администрации Московской области
В первую очередь, отметим статус Администрации Московской области. Правовой статус Администрации Московской области основан на Конституции РФ, федеральных законах РФ, Указах Президента РФ и других нормативных актах регионального уровня. В частности, в Уставе Московской области[8] определена структура, компетенция Администрации Московской области.