Файл: Подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления

1.2 Главный критерий эффективности управленческого решения в государственном и муниципальном управлении

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Цели, задачи и функции администрации Московской области

2.2. Анализ эффективности существующего состава и структуры администрации Московской области

2.2. Параметры оценки эффективности деятельности гражданского служащего Администрации Московской области

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Проблемы эффективности деятельности

3.2. Механизм рационализации организационной структуры городской администрации, направленный на повышение эффективности ее работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Критерии и оценки используются для совершенствования процесса принятия решений, системы отчетности и самих про­цессов государственного управления, качество которого можно оценить соответствием потребностям, желаниям и ресурсам об­щества. При этом можно выделить две измеримые составляю­щие деятельности государственного управления: техническую эффективность и экономическую эффективность. Техническая эффективность государственного управления определяется сте­пенью достижения целей деятельности с учетом «общественных целей». Экономическая эффективность определяется традицион­но как отношение финансовых результатов к затратам. Экономи­ческая эффективность государственного управления определяет­ся как отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объема привлеченных для этого ресурсов.

Таким образом, экономическая эффективность отражает внутреннее положение дел в системе государственного управ­ления, ее собственную деятельность, а техническая эффектив­ность отражает соответствие государственного управления требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества. Техническая эффективность связана и количественными, и качественными показателями, важными характеристиками которых являются их оператив­ность и регулярность. Так как многие социальные и экономи­ческие показатели состояния общества не поддаются полному и оперативному контролю, то необходимо формулировать критерии, оценивающие не общее состояние, а результаты конкретных программ. Критерии эффективности должны не только отражать степень достижения поставленных целей, но и реагировать на возникновение новых проблем в управлении, а также на отрицательные последствия проводимых государ­ственными органами мероприятий.

На практике эффективность управления чаще всего опреде­ляется аналитическими или экспертными методами на основе сопоставления значений совокупности показателей (признаков). Существует несколько основных типов оценок государственного управления:

  • оценка процесса выполнения;
  • оценка результатов;
  • оценка последствий;
  • оценка экономической эффективности.

Задача оценки эффективности государственного управлен­ческого решения заключается в том, чтобы оценить:

  • управленческую деятельность органов власти и предпри­ятий государственного сектора;
  • проводимую государственными структурами политику;
  • реализацию государственных программ;
  • последствия проводимой политики и реализации государ­ственных программ.

Выбор типа оценки и методов оценивания зависит от целей управления, интересов организации или заинтересованной груп­пы лиц, социально-политических условий, наличия необходимых ресурсов и многого другого.

Планирование проведения деятельности по оценке резуль­татов государственного управления в общественной сфере пред­полагает выбор системы показателей, свойства оценок, точности оценивания, процедуры сбора информации, в том числе исполь­зование результатов других исследований.

Для определения оценок, как правило, проводят оценочные исследования, которые делятся на две группы: научные исследо­вания и традиционные формы.

Проведение научных исследований предполагает использо­вание различных научных методологий и методик изучения со­циальных, экономических, политических процессов. Этот подход приносит хорошие теоретические и практические результаты, но требует много времени и больших затрат финансовых ресурсов. При проведении научных исследований применяют следующие методы:

  • социологические опросы (анкетирование и итервьюиро- вание);
  • наблюдения (открытые и скрытые);
  • экспертные оценки;
  • моделирование;
  • формирование контрольных групп;
  • проведение экспериментов и другие.

Традиционные формы оценки эффективности государст­венного управленческого решения представлены политическим или административным контролем и являются результатами парламентских слушаний, отчетов руководителей и контроль­ных комиссий, государственной аудиторской проверки и т.п. Но мы считаем, что данные критерии не являются абсолютным по­казателями мнения населения относительного конкретной проблемы.

В виду многомерности объектов государственного управ­ления целесообразно осуществлять оценку эффективности управленческих решений на основе методов многомерного статистического анализа, позволяющих не только группировать объекты наблюдения в классы, рассматривать их в динамике, но и формировать качественные агрегированные показатели как для описания самих объектов, так и для отслеживания про­гресса как результата управленческого воздействия. При этом особое внимание уделяют анализу влияния последствий управленческих решений (например, откликов на реформы), имея в виду не только непосредственные результаты принятого и реализованного решения, но и весь комплекс последствий управления (последствий изменения) на сферы государствен­ной и общественной жизни.

Заметим, что оценка входит как один из этапов в плани­рование, разработку и принятие решений. В России оценка эффективности государственного управления является относи­тельно новым направлением, хотя на практике ее элементы давно используются в органах государственной власти. В на­стоящее время стоит задача всестороннего внедрения оценоч­ных исследований во все органы государственной власти на всех уровнях.


Рассмотрим некоторые критерии эффективности решений в государственном и муниципальном управлении. Во-первых, это глобальность. Такой критерий эффективности государственных управленческих решений оценивает, насколько управленческое решение распространяется на все население страны, его страте- гически-временную составляющую. Здесь ставится вопрос: «Как долго это решение сможет действовать?» Такой критерий явля­ется неоднозначным для оценки управленческих решений, так как его действие может наступить через несколько десятков лет. А может и не наступить.

С другой стороны, существует критерий экономичности. Для оценки по этому критерию необходимо задать вопрос: «Оправ­дывает ли результат те средства, которые были затрачены на его получение». Некоторые управленческие решения требуют очень много затрат, которые впоследствии не только не окупаются, но и приносят дополнительную убыль государству.

Но если мыслить шире, то мы понимаем, что важным кри­терием эффективности того или иного государственного решения является удовлетворённость населения страны данным управ­ленческим решением. Перед нами встал вопрос: государство должно учитывать удовлетворенность населения в момент сразу после принятия решения или же смотреть на ситуацию глобаль­нее и учитывать, что даже если в данный момент население не­довольно принятым решением, в перспективе людям все равно будет от него лучше?

В этой научной статье под критерием эффективности было принято рассмотреть фактор довольства жизнью населением страны в Российской Федерации. В своем обращении к Феде­ральному Собранию, которое состоялось 1 марта 2018 г. Влади­мир Путин четко обозначил основные пути развития страны и це­ли, которое он ставит перед законодательным органом нашей страны: «Россия сегодня - одна из ведущих держав с мощным внешнеэкономическим и оборонным потенциалом. Но с точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни и благо­состояния людей мы, конечно же, ещё не достигли необходимо­го нам уровня. Но мы должны это сделать и сделаем это... В ос­нове всего лежит сбережение народа России и благополучие на­ших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв. Что должно быть приоритетом для нас? Повторю: счи­таю главным, ключевым фактором развития благополучие лю­дей, достаток в российских семьях». Таким образом, Президент страны, Владимир Владимирович Путин ясно обозначил свою по­зицию: ориентация каждого управленческого решения должны быть направлена на повышение удовлетворенности граждан жизнью в России. При этом сам он отмечает, что в предыдущие годы этого достигнуто не было.


ВЦИОМ провел исследование, в котором выяснил, что по состоянию на март 2018 года социальное самочувствие граждан улучшилось. Однако проанализировав результаты, можно сде­лать вывод, что это лишь внешний показатель, и он не стал зна­чительно больше по сравнению с предыдущими опросами. Пока­затели социального самочувствия жителей России улучшилось. Так, индекс удовлетворенности жизнью в феврале 2018 года со­ставил 55 п. - против 42 п. в феврале 2016 года.

Принимаемые в государстве политические и управленче­ские решения должны быть ориентированы на мнение людей, однако на данный момент складывается такая ситуация, что они не соответствуют интересам людей. Данную проблему мы реши­ли рассмотреть на конкретном примере:

Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (еще не вступил в силу, однако уже одобрен Советом Федерации) абсолютно противоречит интересам нынешнего населения страны. Вывод об этом можно сделать, например, исходя из количества митингов. Эта мера была принята для пополнения бюджета Российской Федерации с помощью вывода денежных средств из пенсионного фонда. Если смотреть на сложившуюся ситуацию со стороны общества, то это выглядит так, что чело­век будет работать больше, а впоследствии получать меньше. Но государство было вынуждено принять такие меры, так как оно мыслит более глобально и понимает, что эта мера помо­жет в предотвращении экономического кризиса страны через десятилетия. Тот факт, что другого выхода у государства не было - это вопрос уровня профессионализма государственных служащих, но в этой статье мы хотим сделать акцент на том, что на данный момент население считает не эффективным данное решение государства об изменениях в пенсионной реформе.

Все-таки, государство учитывает риск того, что население страны может быть недовольно принятым решением. Недоволь­ство населения сказывается на рейтинге как Президента, так и Федерального Собрания, и Правительства Российской Федера­ции, и чтобы не терять легитимность власти государство прини­мает определенные меры. Иногда государство прибегает к ме­рам, направленным на дезориентацию населения. Мы заметили, что некоторые авторитетные российские СМИ, такие как «Интер­факс», «РИА Новости», «ТАСС», «RT», «Известия», «Российская Газета», «Парламентская Газета» назвали свои материалы о пер­вом чтении законопроекта так, чтобы из заголовка не следовало главного: Правительство собирается поднять пенсионный воз­раст. Приведем конкретный пример, на сайте Государственной Думы Российской Федерации заголовок статьи выглядит так: «Одобрен в первом чтении проект закона о совершенствовании пенсионной системы».


Исходя из вышеперечисленных примеров, нужно сделать вывод, что при принятии управленческого решения государство должно в первую очередь учитывать мнение населения относи­тельно данной проблемы. Но как же его учитывать? Мы знаем, что в настоящее время существуют открытые митинги, пикеты, создание петиций и т.д.

По действующей Конституции Российской Федерации глав­ная власть страны - это власть народа. И проявляется это, напри­мер, путем выборов депутатов в Государственную Думу. А также, по закону, население может провести референдум, но, в дейст­вительности, если быть реалистами, все это не учитывает мнение всего населения. Можно сделать вывод, что нужно ввести систе­матизированную оценку мнения населения относительно опре­деленных принятых решений в ГМУ. Перед нами встал вопрос, как это сделать?

Каждый день мы говорим о создании цифрового государст­ва, а также каждый может создать свой личный кабинет на пор­тале Гос. Услуги. Петиции не могут систематизировать информа­цию и сделать полностью прозрачным систему их создания, но, если сделать на портале Гос. Услуг вкладку, с помощью которой каждый зарегистрировавшийся пользователь сможет высказать свое мнение относительно только что вышедшего государствен­ного решения, то мы сможем сразу оценивать эффективность принятия ГУР.

По нашему мнению, это действительно верный шаг к упро­щению сложившейся острой политической ситуации. Это будем первым шагом к решению проблемы доверия государству, а так­же мы сможем учитывать мнение каждого гражданина страны. И, может, в этом случае главной властью в стране действительно можно будет считать власть народа?

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Цели, задачи и функции администрации Московской области

В первую очередь, отметим статус Администрации Московской области. Правовой статус Администрации Московской области основан на Конституции РФ, федеральных законах РФ, Указах Президента РФ и других нормативных актах регионального уровня. В частности, в Уставе Московской области[8] определена структура, компетенция Администрации Московской области.