Файл: Подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Цели, задачи и функции администрации Московской области
2.2. Анализ эффективности существующего состава и структуры администрации Московской области
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В России предлагаются показатели, рассчитываемые на основе проводимых в России обследований (без возможности прямых международных сопоставлений). Основными нормативно правовыми актами являются Указы Президента РФ и соответствующие постановления Правительства для оценки эффективности. Наиболее значимыми здесь являются Указы Президента РФ за № 825 от 28.07.07, № 607 от 28.04.08 и № 1119 от 21.08.12. Оцениваются — эффективность расходования бюджетных средств; динамика изменения показателей характеризующих качества жизни; уровень социально-экономического развития региона. В этих документах приводятся методики оценки эффективности органов власти. А также рекомендуется использовать более 40 показателей и предъявляются требования к ним. Рекомендуется для оценки эффективности деятельности органов управления:
- соотносить показатели с целями и задачам деятельности органа власти;
- четкость и простота в понимании и использовании — с целью обеспечить возможность сбора и сравнения данных для определения показателя, который должен быть четко определен. То есть должно быть понятно, свидетельствует ли увеличение его значения об улучшении или, напротив, об ухудшении положения с предоставлением данной услуги;
- сопоставимости во времени и возможности проводить сравнение между органами власти;
- статистической надежности — показатели должны основываться на надежных системах сбора данных, и у тех, кто ими пользуется в управленческих целях, должна быть возможность проверки точности данных и надежности используемых расчетных методов;
- экономической целесообразности — очень важно соблюдать разумное соотношение между затратами на сбор данных и полезностью этих данных.
Однако существующие подходы по оценки эффективности носят фрагментарный характер и не позволяют учесть быстро меняющиеся условия функционирования, например городов РФ. Предлагаемые показатели не исчерпывают перечень приоритетных для жителей городов- результатов деятельности органов власти. В этой связи основной акцент необходимо сделать на качественные параметры эффективности управленческой деятельности, прежде всего имея в виду цели и всю систему методов целеполагания.
Кроме того необходимо увязать эффективность с выполнением системы планово-прогнозных документов (стратегия — генеральный план — отраслевые схемы — целевые программы), именно те ориентиры и показатели которые в них содержаться должны быть достигнуты и могут оценивать систему управления городом. Безусловно, необходимо акцентировать внимание на результаты выполнения целевых программ, где есть также свои особенности в методах оценки. Заслуживает внимания предложения по разработке показателей оценки эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти, разрабатываемые в Москве на основе:
- использования механизма систематизации (актуализации) органов исполнительной власти и проведении таких оценок на основе кодификации показателей и их увязки с действующими документами стратегического развития.
В этой связи эффективность деятельности органов исполнительной власти взаимосвязана и взаимозависима от формирования системы стратегического планирования. Разработка и актуализация в намеченный срок документов стратегического планирования: стратегии социально-экономического развития города, генерального плана, отраслевых схем и государственных и муниципальных программ имеет существенное значение. Мотивация руководителей органов исполнительной власти должна увязываться с достижением конечных результатов и соответствовать целям и задачам развития.
Таким образом, проведение оценки предлагается проводить на основе разработки и кодификации (систематизации) показателей органов исполнительной власти в соответствии с действующими стратегическими документами. А перечень показателей деятельности органов исполнительной власти увязывается с достижением конечного и непосредственного результата.
В общем случае эффективность государственного и муниципального управления должна соответствовать следующим критериям:
- обеспечение ускоренного развития предприятий реального сектора экономики инновационного типа, ориентированного на приоритетные отрасли, производство конкурентоспособной продукции и услуг;
- увеличение доходной части бюджетов муниципальных образований за счет обеспечения роста собственных налоговых и неналоговых источников на величину, значительно опережающую рост инфляции;
- увеличение доходов работающего населения или отдельных его групп (без снижения уровня доходов других групп населения) на величину опережающую темп роста инфляции и обеспечивающую сокращение расслоения населения по уровню доходов;
- создание дополнительных высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест;
- постепенное сокращение потребности в бюджетном финансировании содержания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города и т.п. без снижения качества услуг (в том числе за счет приватизации муниципальных унитарных предприятий и других объектов) с одновременным персонифицированным, адресным субсидированием малоимущих, пенсионеров и т.д.;
- сохранение государственного регулирования уровня цен и тарифов на товары и услуги, производимые естественными монополиями и используемые населением и всеми бюджетополучателями;
- снижение негативного воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду, особенно в тех направлениях, которые непосредственно связаны с проблемами демографического характера и с формированием благоприятных условий для развития отраслей экономики, наиболее полезных (например, туризма);
- эффективное использование территориальных ресурсов, прежде всего под производственными объектами;
- улучшение демографической ситуации путем перехода к таким технологиям и методам работы, которые могут привлечь в первую очередь профессионально подготовленную молодежь, а также целевого привлечения квалифицированных мигрантов.
Если расчетами подтверждается, что растет численное значение хотя бы одного из перечисленных критериев и позитивно меняются их численные характеристики, то можно утверждать, что экономическое развитие муниципального образования осуществляется в его интересах. Также следует использовать и показатели непосредственных процессов управления, например доля операций или процедур, соответствующих стандартам или требованиям, предъявляемым к работе. Фактически эти показатели нельзя полностью отнести к конечному результату, хотя они и неразрывно связаны. В числе показателей непосредственных процессов могут быть, например, доля подготовленных документов, выполненных в срок и без нарушений, доля операций, проведенных в соответствии с регламентом (правильно и вовремя).
Важным направлением в определении оценок эффективности органов государственного и муниципального управления является сфера реализации региональных программ.
Программа — это основа для организации деятельности региональных и местных органов управления по решению текущих, среднесрочных и стратегических проблем развития региона. В связи с многоаспектным и, как правило, межотраслевым характером программ обострились вопросы управления большим количеством горизонтальных связей на основе распределения полномочий и ответственности между всеми участниками программ по достижению промежуточных и конечных результатов с учетом индивидуальных интересов хозяйствующих субъектов.
Следовательно, оценки эффективности должны соотноситься с государственным прогнозированием и планированием экономического и социального развития, что относится к числу важных и, одновременно, очень сложных задач управления народным хозяйством. В стратегической перспективе регулировать можно только тенденции развития. Что касается конечных результатов, то они зависят от того, насколько правильно, адекватно социально-экономической ситуации определены цели развития и организационно-экономические механизмы реализации положений Стратегий развития. Следовательно, научному обоснованию подлежат оценки деятельности органов управления в достижении стратегических целей и задачи развития в долгосрочной перспективе, выбора приоритетных направлений развития, механизмов достижения стратегических целей и т.д.
Основываясь на опыте прогнозирования, накопленном, в том числе советской плановой системой, отметим, что при разработке долгосрочных перспектив развития должна использоваться система социальных и экономических показателей, соответствующая следующим требованиям.
Во-первых, система должна содержать ограниченное число показателей, позволяющих оценить как количественно, так и качественно прогнозируемые процессы. Базироваться на достоверной информации, получаемой на постоянной основе и используемой при разработке прогнозов и программ в субъектах Российской Федерации. А также:
- за счет расширения временных горизонтов позволять определять закономерности и тенденции изменения экономических и социальных процессов в ретроспективе и перспективе;
- быть открытой для использования непосредственно разработчиками прогнозов и программ, а также общественными, научными, консалтинговыми структурами, инвесторами и др.
Во-вторых, круг используемых показателей следует расширять по мере перехода от разработки концепции, стратегии, долгосрочных прогнозов к целевым и комплексным социально-экономическим программам, т.е. к документам прямого действия, непосредственно связанным с принятием управленческих решений и соответственно оценок работы субьектов управления.
В-третьих, указанная система показателей должна позволять комплексно характеризовать ситуацию во всех отраслях экономики и социальной сферы.
Показатели социально-экономического развития территориальных образований могут быть сгруппированы следующим образом:
- первичные показатели, получаемые непосредственно из статистических источников (государственной статистики, внутренней отчетности);
- индикаторы — удельные и структурные показатели, рассчитанные на основе первичных показателей;
- сводные индексы, характеризующие комплексные параметры, например, качество жизни, развитие человеческого потенциала и др.
Целесообразно определять проблемно-содержательные блоки на основе показателей и индикаторов, отражающих важнейшие (приоритетные) стороны жизнедеятельности. А это экономика, социальная сфера, инвестиции, ЖКХ, предпринимательская деятельность, градостроение, финансово-бюджетные отношения, соблюдение правопорядка и др. Эти блоки не должны быть многоаспектными, разнохарактерными, но должны в полной мере отражать содержание и векторы развития того или иного экономического и социального явления (процесса).
1.2 Главный критерий эффективности управленческого решения в государственном и муниципальном управлении
Государственное управленческое решение - это вполне осознанное, рациональное решение, принятое в установленном порядке правомочной государственной структурой. Это обязательная для исполнения государственная программа, содержащая цели и задачи, а также набор способов, средств и ресурсов материально-технического, финансового, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах государства и общества в целом. Это идеальная модель будущего состояния той или иной социальной системы, посредством которой государство формулирует свое представление о содержании, форме, желательности, обязательности того или иного будущего социального изменения. Это облеченная в официальную форму властная воля государства, которая, будучи закрепленной в соответствующих государственных актах, обеспечивает целенаправленное воздействие власти на социальную действительность.
Каждое государственное решение проходит оценку эффективности и неэффективности, но для того, чтобы определить эффективность решения, необходимо выяснить критерии этой эффективности, именно эту тему мы и хотим изучить в данной статье. Задачей управления является выработка таких управленческих воздействий, при которых состояние объекта управления приемлемо с точки зрения критериев эффективности деятельности организации.
Эффективность управления - один из основных показателей совершенства управления, определяемый посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая элементарная оценка не всегда оказывается корректной, поскольку результат управления:
- не всегда выражается прибылью;
- приводит к непосредственному и опосредованному результату; непосредственный результат скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто выступает как опосредованный результат;
- может быть не только экономическим, но и социальным,
социально-экономическим, политическим, социально
психологическим и т.п.
Под оценкой эффективности государственного управленческого решения понимают совокупность моделей и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации. Критерии - это показатели, признаки, на основании значений которых формируется оценка результатов государственного управления. Они бывают количественные и качественные.