Файл: Подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Подходы к определению эффективности государственного и муниципального управления

1.2 Главный критерий эффективности управленческого решения в государственном и муниципальном управлении

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Цели, задачи и функции администрации Московской области

2.2. Анализ эффективности существующего состава и структуры администрации Московской области

2.2. Параметры оценки эффективности деятельности гражданского служащего Администрации Московской области

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Проблемы эффективности деятельности

3.2. Механизм рационализации организационной структуры городской администрации, направленный на повышение эффективности ее работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В России предлагаются показатели, рассчитываемые на основе проводимых в России обследований (без возможности прямых международных сопоставлений). Основными нормативно правовыми акта­ми являются Указы Президента РФ и соот­ветствующие постановления Правительства для оценки эффективности. Наиболее зна­чимыми здесь являются Указы Президента РФ за № 825 от 28.07.07, № 607 от 28.04.08 и № 1119 от 21.08.12. Оцениваются — эф­фективность расходования бюджетных средств; динамика изменения показателей характеризующих качества жизни; уровень социально-экономического развития реги­она. В этих документах приводятся методи­ки оценки эффективности органов власти. А также рекомендуется использовать более 40 показателей и предъявляются требования к ним. Рекомендуется для оценки эффек­тивности деятельности органов управления:

  1. соотносить показатели с целями и за­дачам деятельности органа власти;
  2. четкость и простота в понимании и использовании — с целью обеспечить воз­можность сбора и сравнения данных для определения показателя, который должен быть четко определен. То есть должно быть понятно, свидетельствует ли увеличение его значения об улучшении или, напротив, об ухудшении положения с предоставлением данной услуги;
  3. сопоставимости во времени и воз­можности проводить сравнение между ор­ганами власти;
  4. статистической надежности — пока­затели должны основываться на надежных системах сбора данных, и у тех, кто ими пользуется в управленческих целях, должна быть возможность проверки точности дан­ных и надежности используемых расчетных методов;
  5. экономической целесообразности — очень важно соблюдать разумное соотно­шение между затратами на сбор данных и полезностью этих данных.

Однако существующие подходы по оценки эффективности носят фрагментар­ный характер и не позволяют учесть быстро меняющиеся условия функционирования, например городов РФ. Предлагаемые по­казатели не исчерпывают перечень прио­ритетных для жителей городов- результатов деятельности органов власти. В этой связи основной акцент необходимо сделать на качественные параметры эффективности управленческой деятельности, прежде все­го имея в виду цели и всю систему методов целеполагания.

Кроме того необходимо увязать эф­фективность с выполнением системы планово-прогнозных документов (стра­тегия — генеральный план — отраслевые схемы — целевые программы), именно те ориентиры и показатели которые в них со­держаться должны быть достигнуты и могут оценивать систему управления городом. Безусловно, необходимо акцентировать внимание на результаты выполнения це­левых программ, где есть также свои осо­бенности в методах оценки. Заслуживает внимания предложения по разработке по­казателей оценки эффективности и ре­зультативности деятельности органов ис­полнительной власти, разрабатываемые в Москве на основе:


- использования механизма система­тизации (актуализации) органов исполни­тельной власти и проведении таких оценок на основе кодификации показателей и их увязки с действующими документами стра­тегического развития.

В этой связи эффективность деятельности органов исполнительной власти взаимосвя­зана и взаимозависима от формирования системы стратегического планирования. Разработка и актуализация в намеченный срок документов стратегического плани­рования: стратегии социально-экономического развития города, генерального плана, отраслевых схем и государственных и му­ниципальных программ имеет существен­ное значение. Мотивация руководителей органов исполнительной власти должна увя­зываться с достижением конечных результа­тов и соответствовать целям и задачам раз­вития.

Таким образом, проведение оценки предлагается проводить на основе разра­ботки и кодификации (систематизации) по­казателей органов исполнительной власти в соответствии с действующими стратегиче­скими документами. А перечень показате­лей деятельности органов исполнительной власти увязывается с достижением конечно­го и непосредственного результата.

В общем случае эффективность госу­дарственного и муниципального управле­ния должна соответствовать следующим критериям:

  • обеспечение ускоренного развития предприятий реального сектора экономи­ки инновационного типа, ориентированно­го на приоритетные отрасли, производство конкурентоспособной продукции и услуг;
  • увеличение доходной части бюдже­тов муниципальных образований за счет обеспечения роста собственных налоговых и неналоговых источников на величину, зна­чительно опережающую рост инфляции;
  • увеличение доходов работающе­го населения или отдельных его групп (без снижения уровня доходов других групп на­селения) на величину опережающую темп роста инфляции и обеспечивающую со­кращение расслоения населения по уров­ню доходов;
  • создание дополнительных высококва­лифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест;
  • постепенное сокращение потребно­сти в бюджетном финансировании содер­жания и ремонта объектов жилищно-ком­мунального хозяйства, благоустройства территории города и т.п. без снижения ка­чества услуг (в том числе за счет привати­зации муниципальных унитарных предпри­ятий и других объектов) с одновременным персонифицированным, адресным суб­сидированием малоимущих, пенсионеров и т.д.;
  • сохранение государственного регу­лирования уровня цен и тарифов на това­ры и услуги, производимые естественными монополиями и используемые населением и всеми бюджетополучателями;
  • снижение негативного воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду, особенно в тех направлениях, кото­рые непосредственно связаны с проблема­ми демографического характера и с фор­мированием благоприятных условий для развития отраслей экономики, наиболее полезных (например, туризма);
  • эффективное использование терри­ториальных ресурсов, прежде всего под производственными объектами;
  • улучшение демографической ситу­ации путем перехода к таким технологиям и методам работы, которые могут привлечь в первую очередь профессионально под­готовленную молодежь, а также целевого привлечения квалифицированных мигран­тов.

Если расчетами подтверждается, что растет численное значение хотя бы одного из перечисленных критериев и позитивно меняются их численные характеристики, то можно утверждать, что экономическое раз­витие муниципального образования осу­ществляется в его интересах. Также следует использовать и показатели непосредствен­ных процессов управления, например доля операций или процедур, соответствующих стандартам или требованиям, предъявля­емым к работе. Фактически эти показате­ли нельзя полностью отнести к конечному результату, хотя они и неразрывно связаны. В числе показателей непосредственных процессов могут быть, например, доля подготовленных документов, выполненных в срок и без нарушений, доля операций, проведенных в соответствии с регламентом (правильно и вовремя).

Важным направлением в определении оценок эффективности органов государ­ственного и муниципального управления является сфера реализации региональных программ.

Программа — это основа для организа­ции деятельности региональных и местных органов управления по решению текущих, среднесрочных и стратегических проблем развития региона. В связи с многоаспект­ным и, как правило, межотраслевым ха­рактером программ обострились вопросы управления большим количеством горизон­тальных связей на основе распределения полномочий и ответственности между все­ми участниками программ по достиже­нию промежуточных и конечных результатов с учетом индивидуальных интересов хозяй­ствующих субъектов.

Следовательно, оценки эффективности должны соотноситься с государственным прогнозированием и планированием эко­номического и социального развития, что относится к числу важных и, одновременно, очень сложных задач управления народным хозяйством. В стратегической перспективе регулировать можно только тенденции раз­вития. Что касается конечных результатов, то они зависят от того, насколько правиль­но, адекватно социально-экономической ситуации определены цели развития и ор­ганизационно-экономические механизмы реализации положений Стратегий разви­тия. Следовательно, научному обоснова­нию подлежат оценки деятельности органов управления в достижении стратегических целей и задачи развития в долгосрочной перспективе, выбора приоритетных направ­лений развития, механизмов достижения стратегических целей и т.д.

Основываясь на опыте прогнозирования, накопленном, в том числе советской плано­вой системой, отметим, что при разработке долгосрочных перспектив развития должна использоваться система социальных и эко­номических показателей, соответствующая следующим требованиям.


Во-первых, система должна содержать ограниченное число показателей, позво­ляющих оценить как количественно, так и качественно прогнозируемые процессы. Базироваться на достоверной информа­ции, получаемой на постоянной основе и используемой при разработке прогнозов и программ в субъектах Российской Феде­рации. А также:

  • за счет расширения временных гори­зонтов позволять определять закономерно­сти и тенденции изменения экономических и социальных процессов в ретроспективе и перспективе;
  • быть открытой для использования не­посредственно разработчиками прогнозов и программ, а также общественными, на­учными, консалтинговыми структурами, ин­весторами и др.

Во-вторых, круг используемых показате­лей следует расширять по мере перехода от разработки концепции, стратегии, долго­срочных прогнозов к целевым и комплекс­ным социально-экономическим програм­мам, т.е. к документам прямого действия, непосредственно связанным с принятием управленческих решений и соответственно оценок работы субьектов управления.

В-третьих, указанная система показате­лей должна позволять комплексно характе­ризовать ситуацию во всех отраслях эконо­мики и социальной сферы.

Показатели социально-экономическо­го развития территориальных образований могут быть сгруппированы следующим об­разом:

  • первичные показатели, получаемые непосредственно из статистических источ­ников (государственной статистики, вну­тренней отчетности);
  • индикаторы — удельные и структур­ные показатели, рассчитанные на основе первичных показателей;
  • сводные индексы, характеризующие комплексные параметры, например, каче­ство жизни, развитие человеческого потен­циала и др.

Целесообразно определять проблем­но-содержательные блоки на основе по­казателей и индикаторов, отражающих важнейшие (приоритетные) стороны жиз­недеятельности. А это экономика, социаль­ная сфера, инвестиции, ЖКХ, предприни­мательская деятельность, градостроение, финансово-бюджетные отношения, соблю­дение правопорядка и др. Эти блоки не должны быть многоаспектными, разноха­рактерными, но должны в полной мере от­ражать содержание и векторы развития того или иного экономического и социального явления (процесса).


1.2 Главный критерий эффективности управленческого решения в государственном и муниципальном управлении

Государственное управленческое решение - это вполне осознанное, рациональное решение, принятое в установленном порядке правомочной государственной структурой. Это обяза­тельная для исполнения государственная программа, содержа­щая цели и задачи, а также набор способов, средств и ресурсов материально-технического, финансового, кадрового и иного ха­рактера, необходимые для их наилучшей реализации в интере­сах государства и общества в целом. Это идеальная модель бу­дущего состояния той или иной социальной системы, посредст­вом которой государство формулирует свое представление о содержании, форме, желательности, обязательности того или иного будущего социального изменения. Это облеченная в офи­циальную форму властная воля государства, которая, будучи за­крепленной в соответствующих государственных актах, обеспе­чивает целенаправленное воздействие власти на социальную действительность.

Каждое государственное решение проходит оценку эффек­тивности и неэффективности, но для того, чтобы определить эф­фективность решения, необходимо выяснить критерии этой эф­фективности, именно эту тему мы и хотим изучить в данной ста­тье. Задачей управления является выработка таких управленче­ских воздействий, при которых состояние объекта управления приемлемо с точки зрения критериев эффективности деятельно­сти организации.

Эффективность управления - один из основных показателей совершенства управления, определяемый посредством сопос­тавления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая элементарная оценка не всегда оказывается корректной, поскольку результат управления:

  • не всегда выражается прибылью;
  • приводит к непосредственному и опосредованному ре­зультату; непосредственный результат скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто выступает как опосредованный результат;
  • может быть не только экономическим, но и социальным,

социально-экономическим, политическим, социально­

психологическим и т.п.

Под оценкой эффективности государственного управленче­ского решения понимают совокупность моделей и методов по изучению и измерению фактических результатов государствен­ной деятельности или программ, которые завершены или нахо­дятся в стадии реализации. Критерии - это показатели, признаки, на основании значений которых формируется оценка результатов государственного управления. Они бывают количественные и ка­чественные.