Файл: Недействительность сделок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от мнимой ничтожная притворная сделка заключается для прикрытия другой сделки, которую стороны в действительности хотели заключить, в том числе на иных условиях, хотя тоже для создания видимости. Реальная воля субъектов выражается по-другому.

Действительной или недействительной может быть также и прикрываемая сделка. Чаще всего незаконная сделка является таковой[51]. Если она носит противозаконный характер, то, как и притворная, она признается недействительной.

По мнению Суханова Е.А., «сделки, совершенные лицами, признаны судом недееспособными из-за психического расстройства, являются ничтожными, так как такие люди лишены способности к самостоятельной, целенаправленной деятельности и оценке ее последствий. Ничтожными являются все сделки, совершенные этими гражданами, включая мелкие хозяйственные»[52].

В интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, сделки, заключенные с ним могут по просьбе его опекуна, признаны судом действительными, если они совершены к выгоде этого гражданина[53].

Сделки, заключенные несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет, как правило, являются ничтожными, так как несовершеннолетние дети не способны в полной мере самостоятельно, целенаправленно оценивать свои действия и их последствия. Поэтому, в любом случае, сделки, которые совершают самостоятельно несовершеннолетние в возрасте шести лет, являются недействительными. Все сделки за малолетних детей, не достигших шести лет, могут только быть выполнены от их имени родителями, усыновителями или опекунами.

Другие сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте от шести до четырнадцати лет от своего имени, являются абсолютно недействительными. В интересах несовершеннолетнего, сделка, заключенная им может быть признана судом действительной по ходатайству его родителей или иных законных представителей, если она направлена на извлечение выгоды для малолетнего (п. 2 ст. 172 ГК РФ).

Последствия сделок, совершенных с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом (ст. 174.1 ГК РФ), делятся на два вида в зависимости от основания наложения запрета или ограничения:

1) если они вытекают из закона (в частности из законодательства о несостоятельности (банкротстве), такие сделки признаются ничтожными, в той части, в какой предусматривают распоряжение таким имуществом[54];


2) если наложены судом или в ином установленном законом порядке в пользу кредитора или иного управомоченного лица, то ограничение или запрет остаются в качестве обременения имущества в пользу кредитора или иного управомоченного лица, но при условии, что другая сторона (приобретатель имущества) знала или должна была знать о существовании запрета или ограничения.

Статья 174.1 ГК РФ, вступившая в силу с 01 сентября 2013 года, стала важной составляющей в системе судебной защиты прав добросовестных приобретателей. Например, в судебной практике встречалась масса дел, где граждане становятся жертвами обмана продавцов подержанных автомобилей, находящихся в залоге у банка[55]. Добросовестные приобретатели, которые не знали о залоге, покупают автомобили, а потом банк отнимает их, обращаясь в суд с иском о наложении взыскания на заложенное имущество. И ранее суды вставали на сторону банков. После введения статьи 174.1 ГК РФ ситуация изменилась.

Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки определены в ст. 162 Гражданского кодекса. По общему правилу (п. 1 ст. 162 ГК РФ) такое несоблюдение сделки лишает стороны права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания в случае спора, однако не влечет за собой лишения их права предоставлять письменные и другие доказательства. Только в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки способно повлечь за собой ее недействительность. Например:

1) ст. 331 ГК РФ «Форма соглашения о неустойке»;

2) ст. 339.1 ГК РФ «Государственная регистрация и учет залога»;

3) ст. 362 ГК РФ «Форма договора поручительства»;

4) ст. 651 ГК РФ «Форма и государственная регистрация договора аренды здания или сооружения»;

5) ст. 820 ГК РФ «Форма кредитного договора»;

7) ст. 836 ГК РФ «Форма договора банковского вклада»;

8) ст. 940 ГК РФ «Форма договора страхования»;

9) ст. 1017 ГК РФ «Форма договора доверительного управления имуществом»;

10) ст. 1028 ГК РФ «Форма и регистрация договора коммерческой концессии»;

11) ст. 30 Федерального закона от 18.07.2009г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;

12) ст. 19 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи».

Отсутствие нотариального удостоверения сделки установлены в ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, несоблюдение нотариальной формы влечет за собой ее недействительность. Такая сделка носит ничтожный характер[56].


Существуют также определенные основания для ничтожности сделок, закрепленные различными нормами гражданского законодательства. Ничтожны сделки, ограничивающие правоспособность или дееспособность гражданина (п. 3 ст. 22 Гражданского кодекса Российской Федерации)[57] Сделки такого рода могут быть заключены и быть действительными только в случаях, предусмотренных законом.

Операции, которые осуществляются опекуном без предварительного согласия органов опеки и попечительства, если их результатом может явиться отчуждение, в том числе обмен или дарение имущества подопечного, его прокат (аренда), безвозмездное пользование или залог, отказ от прав, принадлежащих подопечному а также иные операции с имуществом подопечного, являются недействительными.

Идентичные сделки также носят ничтожный характер, в случае согласия попечителя на их совершение без предварительного разрешения соответствующих органов (п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сделки опекунов и попечителей носят недействительный характер, за исключением передачи имущества путем дарения или в безвозмездное пользование (пункт 3 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ничтожными являются сделки, связанные с отказом от права или ограничение права участника полного товарищества ознакомиться со всей документацией (п. 3 ст. 71 ГК РФ), а также сделки между участниками полного товарищества об ограничении или устранении их ответственности по обязательствам товарищества (пункт 3 статьи 75 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, ничтожный характер присущ сделкам, заключаемым между участниками полного товарищества об отказе от права выйти из товарищества (пункт 2 статьи 77 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ничтожный характер сделок, ограничивающих правоспособность и дееспособность, лиц основывается на том, что правоспособность и дееспособность гражданина являются неотделимыми социально-правовыми свойствами личности, которые отражают основы правового статуса человека в социуме. Отсюда, сделки, которые направлены на ограничение правоспособности и дееспособности граждан, в известной степени, это являются покушением на правовой порядок в государстве.

2.2. Оспоримые сделки

Относительную недействительность сделок, иначе говоря, оспоримость, представляют собой действия, совершенные в форме сделки, которые признаются судом при наличии предусмотренных законом оснований, недействительными по иску стороны сделки или иных лиц, указанных в законе. Иначе говоря, если ничтожная сделка недействительна из самого факта ее совершения, независимо от желания ее участников, то оспоримые сделки, если не оспорены, по воле ее участника или иного лица, указанного в законе, порождают правовые последствия как действительные.


Следует иметь в виду, что законодатель принял меры по улучшению стабильности гражданских правоотношений: федеральным законом от 07 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» введена норма, в международном праве имеющая название «правило эстоппель», и закрепленная в 2 и 5 статьи 166 ГК РФ. Это выражается в запрете требовать признания оспоримой сделки недействительной тем лицам, которые ранее ее одобрили или своими действиями подтвердили намерение ее исполнить[58]. Именуется также как «запрет на довод». Однако стоит заметить, что законодательное закрепление правила эстоппель является лишь констатацией его признания и применения в российской судебной практике.

Правило о подтверждении сделки более широко используется в судебной практике, так как оно несколько привычнее по юридической технике. Правило о подтверждении сделки совпадает с правилом эстоппеля, потому что в распространенной ситуации, можно сказать, что принимая исполнение, участник тем самым подтвердил сделку и, что, приняв работы, сторона совершила действия, на которые контрагент ждал встречного исполнения.

С учетом действующего национального законодательства, представляется, что пункт 2 статьи 166 Гражданского кодекса РФ требует прямой интерпретации. Подтверждение может получить лишь относительно оспоримой сделки, поскольку по отношению к ничтожной сделке можно эффективно противодействовать требованиям недобросовестной стороны, применив нормы ст. 166 ГК РФ и отраженного в ней института эстоппеля[59].

В то же время остается острым вопрос о том, какое поведение человека, который заявляет о признании сделки недействительной, будет являться основанием для применения правил п. 5 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вероятно, таким основанием является поведение, которое характеризуется очевидной непорядочностью, близко к злоупотреблению правом. В данном случае, отказ в признании сделки недействительной станут наказанием за ненадлежащий характер действий.

Кроме того, законом введены важные новшества о распространенности оспоримых сделок, которыми установлено, что участник подтвердил, что такие сделки не могут быть оспорены на основании, если сторона знала или должна была знать при проявлении воли, под которой понимается поведение стороны сделки, из которого очевидна ее воля сохранить сделку[60]. Для этой стороны такая юридически ненадлежащая сделка не оспаривается по основанию, о котором этой стороне известно (или должно быть известно)[61].


Недействительность оспоримой сделки можно признать в случае нарушения прав или охраняемых законом интересов лица, оспаривающего сделку, в том числе, если возникли неблагоприятные последствия для него.

В случаях, если в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она признается недействительной, если ее результатом является нарушение прав или интересов третьих лиц[62].

Перечень оспоримых сделок содержит в себе:

- сделки с нарушением требований закона или иного правового акта, но без посягательства на публичные интересы или права и интересы третьих лиц, охраняемые законом (пункт 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- сделки с участием юридического лица, противоречащие целям его деятельности (ст. 173 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- сделки, совершенные без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- сделки, совершенные представителем или учреждением с ограниченными полномочиями и в нарушение интересов юридического лица, или интересы представляемого лица (статья 174 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- сделки, совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 175 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- сделки, совершенные гражданином, чья дееспособность ограничена судом (ст. 176 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- сделки, совершенные недееспособными гражданами (статья 177 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- сделки, совершенные под влиянием существенного заблуждения (статья 178 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- сделки, совершенные под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств (ст. 179 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обратимся к анализу некоторых видов оспоримых сделок, наиболее часто встречающихся в гражданском обороте.

В ранее действующем законодательстве существовало правило прямо противоположное современному: сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта признавалась ничтожной, а не оспоримой (п.1 ст.168 ГК РФ).

По существу, если заключенная сделка содержит в себе какие-либо пороки, позволяющие относить ее к категории оспоримых, то она не соответствует тем или иным требованиям закона[63].

Законодатель в проводимых реформах, получивших в широких слоях общества название «Новый Гражданский кодекс», пошел по пути усиления стабильности гражданского оборота, защиты добросовестной стороны в сделке и пресечения злоупотребления правом, выражая это в кардинальном изменении позиции относительно упречности заключаемых сделок, оставляя презумпцию ничтожности лишь в отношении сделок, нарушающих требования закона или иного правового акта и при этом посягающие на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц[64].