Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нотариат в правовой системе России
1.1 Сущность и правовое значение современного российского нотариата
1.2 Правовое регулирование нотариата в Российской Федерации
2. Система функций нотариальной деятельности
2.1 Социальные функции нотариальной деятельности
Появление нотариата связано со становлением и дальнейшим развитием гражданского оборота. Основная задача этого института - это закрепление на законодательном уровне прав и законных интересов граждан (физических лиц) и юридических лиц путем совершения нотариальных действий. Реализация нотариального действия сопровождается и обеспечивается гарантиями этой деятельности[20].
Основы нотариата, как основной закон, регулирующий нотариальную деятельность, определяют эти гарантии. Среди гарантий важное место занимают: независимость и законность нотариальной деятельности; обеспечение тайны в отношении нотариальных действий, строгое соблюдение нотариального законодательства и правил нотариального делопроизводства; ответственность нотариуса[21].
Все это способствует достижению основной цели нотариальной деятельности - обеспечение правовой защиты прав участников гражданского оборота[22].
Следовательно, нотариат занимает особое место в системе права Российской Федерации. Особенность этой уникальной системы проявляется в том, что нотариат связывает сферу частного оборота с публичной сферой, одновременно решая задачи и частного оборота и публичной сферы в интересах всего общества, в интересах государства, не нарушая прав и законных интересов частных лиц, юридических лиц и публичных образований.
1.2 Правовое регулирование нотариата в Российской Федерации
Законодательство в сфере нотариальной деятельности в Российской Федерации имеет значительную правовую роль для гражданского оборота. Сфера законодательства, регламентирующего сферу нотариальной деятельности, установлен в Основах законодательства РФ о нотариате. Это: международные договоры России, Конституция РФ, Федеральные законы, законы субъектов РФ, и прочие нормативные акты.
Норма ст. 1 Конституции РФ[23] устанавливает, что Российская Федерация правовое государство, которое имеет цель действительность и гарантированность прав и свобод граждан. Собственно формирование в РФ правового государства служит истинному обеспечению прав и свобод граждан. Базирование нотариальной деятельности на конституционных положениях выступает как одно из условий построения правового государства[24].
Положения ст. 7 Конституции РФ также имеет непосредственное отношение к исполнению нотариальной деятельности. Главной целью государственной социальной политики выступает достижение обстоятельств, обеспечивающих достойную жизнь граждан. Но указанная цель может быть достигнута не только при материальном благосостоянии, но и при обеспечении нотариальной защиты граждан. В силу норм ст. 71 и 72 Конституции РФ правовая регламентация нотариальной практики находится в ведении Российской Федерации и в совместном ведении ее субъектов.
Конституция РФ четко не устанавливает роль нотариальных органов по защите прав граждан. Но необходимо указать на положения ст. 48 Конституции РФ, в соответствии с которой любому гражданину гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Следует отметить, что право на получение юридической помощи по содержанию не ограничивается только помощью защитника-адвоката, но и содержит и нотариальную, а также другие виды юридической помощи.
Нормативным актом, который регламентирует нотариальную деятельность, выступает Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г., выступающие как правовой акт в системе нотариального законодательства и регламентируют совокупность значимых вопросов в области нотариата - начала данной деятельности, виды нотариальных действий, правила их совершения, правомочия нотариусов и иных должностных лиц, которые наделены в силу законодательства совершением нотариальных действий, ответственность нотариусов и пр.
Важную роль для деятельности нотариусов имеют и положения ГК РФ[25], ГПК РФ[26], СК РФ[27]. Положения, которые устанавливают закрепляющие права и обязанности нотариусов регламентированы и налоговым законодательством (НК РФ[28]).
В силу нормы ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России выступают как часть ее правовой системы. При вхождении России в мировое экономическое и правовое пространство роль международных договоров по правовым вопросам крайне значимо. Так, в нотариальной практике применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.)[29], Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)[30], прочие международные соглашения и договоры.
Большую роль для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод[31]. Права и свободы человека, регламентированные в указанной Конвенции, имеют доминирующую правоприменительную значимость и для нотариусов, обязанных следовать ее нормам. Так, ст. 14 Конвенции не допускает дискриминацию в любой форме, что распространяется и на субъектов нотариального производства.
Так как в силу положений ст. 72 Конституции РФ нотариат относится к совместному ведению, то вопросы нотариата могут осуществляться регулировании субъектами РФ. Данная норма совместного ведения несет отпечаток на структуру законодательства о нотариате как двухуровневого, совмещающего положения федерального уровня и уровня субъектов Федерации. В ряде статей Основ законодательства РФ о нотариате имеются отсылки к законодательству субъектов РФ, в рамках какого допустима более детальная правовая регламентация[32].
Среди нормативных актов, которые направлены на регламентацию организационных основ нотариальной деятельности следует выделить подзаконные нормативные акты: указы президента России и постановления Правительства России, которые не могут вступать в противоречие с вышеназванными законодательными актами. Также Правительство РФ имеет право принимать постановления, которые содержат положения, посвященные нотариальным основам, но лишь в случаях, прямо установленных федеральными законами или указами Президента РФ. Это, например, Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»[33]; Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 N 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»[34].
Большую роль в правовой регламентации нотариальной деятельности играет практика Конституционного суда РФ. Нормы Основ о нотариате многократно выступали в качестве предмета рассмотрения Конституционного суда РФ по жалобам граждан, запросам различных органов на проверку соответствия положений Основ конституционным нормам и принципам. Например, это Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»[35], Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2005 г. №320-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смердова Сергея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 45 Основ законодательства РФ о нотариате»[36] и др.
С развитием и усложнением гражданского оборота нотариальное законодательство не может оставаться неизменным, так как это может негативно отразиться на российской гражданском обороте.
2. Система функций нотариальной деятельности
2.1 Социальные функции нотариальной деятельности
Под функциями нотариата понимают содержательные характеристики, отражающие основные направления и сущность деятельности органов нотариата в правовой системе России[37].
Специфика нотариальных функций, осуществляемых в рамках нотариального производства определяется невозможностью передачи их полномочий другим органам. Выделяют следующие социальные функции нотариата в гражданском обороте: правореализационную; превентивную; правоохранительную; правозащитную; фискальную[38].
Функции нотариальной правореализационной практики отражают ключевые перспективные направления нотариальной деятельности, демонстрируя при этом сущность правовой позиции нотариата в обществе. Кроме того, правореализационная практика является одним из тех каналов, который позволяет раскрыть потенциальные возможности права, а функции правореализационной практики нотариата неразрывно связаны с функциями права[39].
Важно отметить, что функции нотариальной правореализационной практики обладают отличительными особенностями, проявляя тем самым специфику деятельности нотариата и отражая его роль в сфере регулирования гражданского оборота. Особенности функций правореализационной практики нотариата обусловлены спецификой его правовой природы, характеризующейся оригинальным сочетанием частного и публично-правового начала, заложенного в основу создания данного института, индивидуальным проявлением направленности правового воздействия на общественные отношения и своеобразием поля правового существования, обозначенного как бесспорная гражданская юрисдикция[40].
Правореализационная функция нотариата тесно сопряжена с его правореализационной практикой, отображая при этом место нотариата в системе осуществления субъективных прав и обязанностей участников гражданского оборота посредством их исполнения, использования, соблюдения и применения. Направлений реализации указанной функции нотариатом множество.
Во-первых, через обеспечение необходимых условий для правомерного поведения субъектов, в отношении которых осуществляется нотариальное действие.
Во-вторых, правомерная реализация материального и процессуального права в различных формах (исполнение, использование и соблюдение) самим нотариусом в рамках делегированных ему полномочий.
В-третьих, несмотря на то, что большинство исследователей выступают за монополию на правоприменительную деятельность органов государственной власти, к которым не относится нотариус, правоприменительная деятельность в ограниченном круге случаев осуществляется и им[41].
Так, нотариус осуществляет не что иное, как правоприменение при совершении исполнительных надписей, кроме того, нотариальный акт – это результат правоприменения материального и процессуального законодательства, который имеет силу исполнительного документа[42].
Фискальная функция нотариата обусловлена публично-правовым характером его деятельности и сопряжена с реализацией государственных полномочий. Так, нотариат способствует решению проблемы полноценного и своевременного привлечения обязанных лиц к уплате налогов, поскольку на нотариусов возложена обязанность сообщать в налоговые органы о факте выдачи нотариальных актов, правоустанавливающих право собственности на недвижимое имущество. Однако выполнение фискальной функции можно существенно расширить, о чем свидетельствует зарубежная нотариальная практика, которая свидетельствует о возможности отслеживать все случаи перехода права собственности, позволяя своевременно устанавливать круг налогоплательщиков имущественных налогов[43].
Превентивная функция нотариальной практики является определяющей, вытекающей из сущности ее правовой природы, поскольку нотариат призван обеспечивать законность гражданского оборота, действуя в сфере бесспорной юрисдикции. Более того, в свете производимой судебной реформы, нотариат при полноценном использовании своего позитивного потенциала в сфере гражданского оборота, способен значительным образом разгрузить суды от дел, не имеющих в основе своей юридического спора[44].
Такие нотариальные действия, как удостоверение сделок, брачных договоров, соглашений об уплате алиментов и т.д., при согласованности действий сторон и высоком профессионализме нотариуса обеспечивают законность совершаемых юридических действий, тем самым, предупреждая нарушение принципа законности в гражданском обороте. Несмотря на тесную историческую взаимосвязь нотариальной деятельности и гражданского судопроизводства, исследователи однозначно отмечают разнонаправленность их целеполагания[45].