Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций (Понятие и сущность кадровой стратегии).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования кадровой стратегии на торговом предприятии
1.1 Понятие и сущность кадровой стратегии
1.2. Кадровая стратегия как система
1.3 Этапы формирования и реализация кадровой стратегии
Глава 2. Кадровая стратегия ООО «Движение» и ее особенности
2.1 Экономическая характеристика и история развития деятельности предприятия
2.2 Кадровая стратегия и кадровая политика ООО «Движение»
2.3. Реализация кадровой стратегии
3.1 Оценка эффективности системы управления персоналом
3.2 Основные направления совершенствования кадровой стратегии
Отдел оценки , мотивации и учета персонала
Отдел кадровой политики, планирования, отбора и подбора и кадров
Рис.3. Структура кадровой службы
Тип службы – линейная структура. Численность службы управления персоналом предприятия – 9 чел. Основным документом, регулирующим деятельность службы управления персоналом является положение о кадровой службе, разработанное генеральным директором, начальником службы управления персоналом и юристом.
Структура кадрового менеджмента, как процесса управления, предполагает выделение кадровых процедур по следующим направлениям: планирование, принятие управленческих решений, реализация и мониторинг, контроль и анализ.
Рассмотрев главные аспекты формирования кадровой стратегии
Основным методом адаптации новых работников является непосредственное обучение кадров на рабочих местах. Присутствует только процедура введения в должность, представления руководством нового работника членам коллектива - как часть процесс обеспечения того, чтобы новые работники органично вписались в трудовой коллектив.
Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности предприятия в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу).
Отсутствие кадрового резерва сказывается на работе предприятия, поскольку существует высокая текучесть кадров, а также трудности в найме нужных работников.
Структура кадрового менеджмента как системы отражает набор функций кадрового управления, непосредственно реализуемых на предприятии:
- планирование персонала.
- набор, отбор и подбор.
- оценка персонала.
- мотивация персонала.
- материальное стимулирование;
- нематериальное стимулирование;
- мотивационная среда и внутриорганизационный климат.
- психологическое управление.
- управление конфликтами.
- управление стрессами.
- Обучение собственных кадров.
- подготовка, переподготовка;
- самообразование.
- Карьерный рост.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Подводя итоги исследования в данной главе выделим следующее. Общая система управления на рассматриваемом предприятии за счет научного подхода к менеджменту разделена на стратегический и оперативный менеджмент, как процессами, так и коллективом.
Стратегический менеджмент выражается в формировании общей и специализированных стратегий. Первоначальной базой стратегического управления является миссия.
В миссии предприятия заложены основные сферы и аспекты ее социальной направленности.
Текущий менеджмент является инструментом реализации стратегий, а также является способом реализации внутрифирменных процессов на основе оргструктуры и функций управления. Являясь линейно-функциональным типом структуры управления, оргструктура ООО «Движение» обеспечивает взаимодействия внутри коллектива на основе функционирования единой агрегированной информационной системы бизнес-процессов. Функции управления реализуются в полной мере на основе сочетания административных методов и методов либерального стиля руководства.
На основе общих стратегических целей была сформулирована стратегия развития персоналом.
Глава 3. Оценка эффективности кадровой стратегия ООО «Движение» и мероприятия по ее совершенствованию
3.1 Оценка эффективности системы управления персоналом
Оценка эффективности использования трудовых ресурсов во многом отражает эффективность кадровой стратегии и кадровой политики. В таблице 3.1 отражен анализ движения кадров предприятия за выбранный период исследования.
Таблица 3.1 - Показатели движения кадров за 2015-2017 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2016 г. / 2015 г. |
2017 г. / 2016 г. |
|
1. Среднесписочная численность, чел. |
104 |
108 |
117 |
4 |
9 |
2. Принято на работу, чел. |
10 |
16 |
27 |
6 |
11 |
3. Уволено, чел., в том числе |
2 |
12 |
18 |
10 |
6 |
4. По собственному желанию |
2 |
12 |
18 |
10 |
6 |
5. За прогулы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. Коэффициент оборота по приему |
0,096 |
0,148 |
0,231 |
0,052 |
0,083 |
7. Коэффициент оборота по выбытию |
0,019 |
0,111 |
0,154 |
0,092 |
0,043 |
8. Коэффициент общего оборота |
0,115 |
0,259 |
0,385 |
0,144 |
0,126 |
9. Торговые работники, чел. |
52 |
54 |
58 |
2 |
4 |
10. Специалисты, чел. |
35 |
35 |
37 |
0 |
2 |
11. Руководители, чел. |
17 |
19 |
22 |
2 |
3 |
Из табл. 1 видно, что в 2016 г. среднесписочная численность персонала возросла на 4 чел. За счет увеличения штата торговых работников на 2 чел. и руководителей на 2 чел. В 2017 г. последовало увеличение среднесписочной численности на 9 чел. Привлечение новых сотрудников вызвано формированием новых рабочих групп внутри подразделений кадровой службы и маркетинга.
Сравнение плановых и фактических данных численности коллектива - важнейший индикатор эффективности кадровой стратегии. Рассмотрим данные рисунка 3.1
а) Плановая численность персонала
б) Фактическая численность
Рисунок 3.1 - Плановая и фактическая численность персонала
Следует обратить внимание на тот факт, что фактические показатели численности несколько ниже запланированных, что указывает на следующее. За рассматриваемый период наблюдается нехватка специалистов, что связано с тем, что на предприятие не прибывают кадры требуемой именно для него профессиональной компетенции. Подбор и отбор кадров проводится в настоящее время постоянно: работники кадровой службы проводят необходимые тестирования и собеседования.
Далее на рисунке 3.2 рассмотрим в сравнении плановую и фактическую структуру персонала предприятия.
а) Плановая структура персонала
б) Фактическая структура персонала
Рисунок 3.2 - Плановая и фактическая численность персонала
Проводимый анализ структуры также указывает не невысокую эффективность кадровой стратегии, т.к. заданные параметры коллектива в соответствии со стратегией развития и спецификой деятельности не поддерживаются.
Обобщающим показателем эффективности системы управления кадров является уровень производительности труда (таблица 3.2).
Расчет производительности труда показал, что в 2017 г. прирост производительности труда гораздо менее интенсивен при росте среднесписочной численности.
Таблица 3.2 - Показатели производительности труда работников
ООО «Движение» за 2015-2017 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темпы изменения, % |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
2016 г. / 2015 г. |
2017 г. / 2016 г. |
2016 г. / 2015 г. |
2017 г. / 2016 г. |
||||
1. Выручка от реализации, тыс. руб. |
28370 |
53520 |
66315 |
25150 |
12795 |
188,6 |
123,9 |
2. Среднесписочная численность, чел. |
104 |
108 |
117 |
4 |
9 |
103,8 |
108,3 |
3. Производительность труда, тыс. руб./чел. |
272,8 |
495,6 |
566,8 |
222,8 |
71,2 |
181,7 |
114,4 |
Главным критерием эффективности использования персонала является превышение темпов роста выработки работников над темпами оплаты труда (таблица 3.3)
Таблица 3.3 - Динамика соотношения темпов роста производительности труда и оплаты труда работников ООО «Движение»
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темпы изменения, % |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
2016 г. / 2015 г. |
2017 г. / 2016 г. |
2016 г. / 2015 г. |
2017 г. / 2016 г. |
||||
1. Производительность труда, тыс. руб./чел. |
272,8 |
495,6 |
566,8 |
222,8 |
71,2 |
181,7 |
114,4 |
2. Среднегодовая заработная плата одного работающего, тыс. руб. |
122,4 |
223,2 |
291,6 |
100,8 |
68,4 |
182,4 |
130,6 |
Главный критерий эффективности использования трудовых ресурсов за рассматриваемый период не соблюдается. Это самый важный показатель в оценке каких-либо мероприятий системы управления персоналом. Снова сделаем вывод о недостаточно высокой эффективности кадровой стратегии в текущем периоде. В п. 3.2. рассмотрим кратко мероприятия по совершенствованию кадровой стратегии.
3.2 Основные направления совершенствования кадровой стратегии
Невысокий уровень эффективности кадровой стратегии ООО «Движение» в первую очередь связан со следующими причинами:
1. Невысокий уровень методологического и методического обеспечения кадровой стратегии. Это выражается в том, что на предприятии отсутствует отдельный внутренний документ, определяющий все концептуальные основы воздействия на объекты управления в рамках кадровой стратегии. Сюда относится: отсутствие четких параметров взаимосвязи конкретных принципов с определенным объектом, отсутствие количественных показателей, отражающих качество развития данных объектов в соответствии с поставленными целями.
2. Недостатки самой системы управления персоналом, такие как:
- отсутствие концепции развития корпоративной культуры, как главного элемента, определяющего рамки и качество развития трудового коллектива в целом в рамках подхода к управлению им как кадровым потенциалом;
- неэффективная система адаптации сотрудников и отсутствие эффективной системы формирования кадрового резерва, что снижает заинтересованность работников в осуществлении своей трудовой деятельности в данном коллективе (а это увеличивает текучесть кадров);
- недостатки системы обучения персонала, что вызывает аналогичные негативные последствия, что и отсутствие эффективной системы адаптации.
3. Отсутствие системы оценки эффективности кадровой политики и кадровой стратегии, отсутствие количественных параметров, отражающих эффективность управленческой деятельности в сфере стратегического управления персонала.
С целью повышения эффективности кадровой стратегии на мой взгляд следует провести ряд организационных изменений следующего характера.
1. В первую очередь необходимо определить границы и сочетание подходов в системе управления персоналом, процедурах разработки и корректировки кадровой стратегии и кадровой политики.
Предприятию ООО «Движение» можно порекомендовать внедрение принципов когнитивного подхода. Это во многом облегчит впоследствии формирование эффективной системы управления корпоративной культурой.
В формате когнитивного подхода организационная культура рассматривается как набор знаний, верований и правил, усвоенных членами организации в ходе репрезентации внешних социальных и служебных взаимосвязей. Когнитивные шаблоны поведения формируются в процессе осуществления совместной трудовой деятельности работников и регулируют систему производственных отношений в организации. Сторонники данного подхода полагают, что стратегия управления организацией может и должна выстраиваться прежде всего с учетом этого обстоятельства. Управление культурой осуществляется путем проведения различных форм обучения, тренингов, информирования персонала и т.д. Таким образом, акцент делается на совершенствовании системы развития персоналом. В условиях данного подхода в любом случае происходят постоянные корректировки механизмов управления адаптацией, внутрифирменным образованием, внефирменным образованием и деловой карьерой.
2. Следующим этапом для руководителей предприятия должен стать этап формирования ориентиров в работе с персоналом в рамках трудового коллектива, развивающегося по траектории развития кадрового потенциала.
Возможно предложить сочетание инновационного типа развития технологий работы с персоналом и проектного управления кадрами и внутриорганизационными процессами.