Файл: Адаптация ребенка к школе (Определение социальной адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Затем вместе с детьми обсуждаются картинки.

11 занятие.

упражнение.

«Играем в приключения!»

Детям предлагается придумать сказку, затем выбрать похожих на них

персонажей, и разыграть перед другими детьми (водящие - изображающие

историю, 2-3 ребёнка). Другие дети внимательно смотрят и пытаются

проследить, получилось ли у «актёров» вжиться в образ героев сказки.

Затем проводится беседа, насколько было сложно изобразить персонаж и

передать содержание сказки.

12 занятие.

1 упражнение.

«Подведение итогов: каким бы я хотел быть и какой я сейчас».

Детям предлагают нарисовать себя сейчас и таким, каким бы он хотел

стать. После показа рисунков, с каждым участником обсуждается, что нужно

предпринять, чтобы соответствовать своему образу, какие черты надо развить.

После этого каждый ребёнок рисует для себя «дорожку – лестницу»,

изображая себя на каждом этапе восхождения, какие качества он прибавляет

себе, чтобы быть лучше.

По окончанию курса проводится отдельная консультация с родителями.

На консультации родителям даются рекомендации относительно их ребёнка.

Приветствуется участие родителей в школьной жизни.

Данная программа может иметь вариативный вид при реализации.

Главным является соблюдение комплексности работы и участие в процессе

адаптации всех категорий специалистов.

Таким образом, в данной программе запланированы семинары,

консультации, родительские собрания по социальной адаптации, педсоветы,

педагогические консилиумы, игры, упражнения для первоклассников, что будет

способствовать благоприятной социальной адаптации первоклассников к школе.

Представленная программа включает в себя следующие направления

работы: работа с родителями, работа с педагогами, работа с детьми.

Цель программы: совершенствование процесса социальной адаптации

первоклассников к школьному обучению.

Срок реализации: 2019-2020 учебный год.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую характеристику первоклассника,

можно сделать вывод о том, что переход в школьный возраст связан с

решительными изменениями в деятельности обучающегося, общении,

отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни,

появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения

первоклассника с окружающими.

Ведущей деятельностью первоклассников становится учение. В этом


возрасте у ребенка есть желание и возможность учиться, его нужно научить

верить в свои силы, он открыт ко всему новому.

Социальная адаптация - это процесс активного приспособления субъекта

к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей,

регламентированных правил поведения, в результате чего происходят

определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с

носителями ценностных ориентаций данного социума.

Результатом успешной социальной адаптации первоклассника является

адаптированность ребенка в социальной среде. Мы считаем, что наиболее

важными показателями адаптированности являются следующие: статусное

место ребенка в группе; социальные переживания, отражающие его отношение

к нормам, ценностям и правилам поведения и его эмоциональное состояние;

самооценка; уровень общения и взаимодействия.

Поэтому необходимо использовать такие формы и методы, которые

будут способствовать социальной адаптации первоклассников. Системное и

профессиональное применение указанных форм и методов является залогом

обеспечения успешной социальной адаптации первоклассников. Активное

усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими

издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся

социальному статусу, сложностям учебы и особым требованиям учебной

деятельности.

Проблемы социальной адаптации первоклассников к школе являются

актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых – родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период–сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Анализ деятельности школы по социальной адаптации первоклассников

позволяет сделать вывод о том, что в школе ведется работа по организации

благоприятной социальной адаптации первоклассников. Целенаправленная

деятельность осуществляется совместной работой психолога, социального

педагога, классного руководителя, а также ведется работа с родителями и

первоклассниками.

Совместные усилия педагогов, родителей, врачей, школьного психолога

и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка

школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Первичная диагностика социальной адаптации первоклассников

показала, что процесс адаптации у многих детей завершен (поскольку их


внешнее поведение благополучно), на самом деле у 27% детей в классе

имеются проблемы с социальной адаптацией. Они испытывают тревожность,

негативные эмоции.

Поэтому для благоприятной социальной адаптации ребенка к условиям

школьного обучения требуется организация специальной программы,

включающей в себя следующие направления работы: работа с родителями,

работа с педагогами, работа с детьми. Предполагаемый результат программы:

благоприятная и быстрая социально-психологическая адаптация

первоклассников к обучению в школе.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екб., 1993. Т. 3. с. 140.

2. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. М.: 2000

3. Андромонова И. М. Воспитание социальной активности школьников в

теории и практике отечественной педагогики. Казань, 1999.187 с.

4. Байбородова Л.В. Методика изучения мотивов участия школьников в

деятельности. URL: http://gigabaza.ru/doc/15773.html (14.10.2017)

5. Безрукова С.Б. Особенности работы с детьми младшего школьного

возраста. Начальная школа / Воспитательная работа. 2014 №3.20 с. URL:

http://nsportal.ru// (27.11.2017)

6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.:1991.

7. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к

школе и по какой программе лучше учиться. М.: 1994.

8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: 1991.

9. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М., Просвещение, 1991.

10.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное

здоровье России, 1994. 224 с.

11.Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.

12. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. Изд.: Генезис. 2016.

13.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей школьного

возраста. 2007

14.Верёвкина Т.А. Педагогические условия развития межличностных

отношений учащихся СПб, 2007. 56 с.

15.Вершинина Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации.

Новосибирск. 2006

16. Возрастные особенности младших школьников. URL: http://gimnazia5.ucoz.net/pdf

17.Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В.Давыдова. М.:

Педагогика, 1996. С. 405-408.

62

18. Глушкова Н.Г. Активность младшего школьника // Материалы

педагогической конференции, 2009.

19. Гузеватова Е.Н. Организация коллективной деятельности школьников.


Абакан, 2007. 140 с.

20. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте.

М.: 2006. 234 с.

21. Дамаданова Х.Д. Социальная адаптация первоклассников // Современная

наука: Актуальные проблемы теории и практики. №3. 2011.

22.Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М. 2007. С. 152.-12

23. Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния

на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М.: 1991.

24. Игнатенко Ж.И. / Нравственное воспитание в начальной школе //

Начальная школа. №3. 2010.

25. Ильина Т.А. Проблемное обучение. М.: 2004 г.

26. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы

психологии. 1984. № 4.

27. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / М.:

Просвещение, 1987. 190 с.

28. Караваев Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности //

Вопросы преподавания философии и общественных наук. 2001. с.64-69

29. Каргаполова Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к

определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. 2014.

№21. С. 575-577.

30. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск , 1989. 478 с.

31. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа.

2006. №1.

32. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей. М.:

Издательство МГУ, 2011. 167 с.

33. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.:

ПЕР СЭ, 2002. 192 с.

63

34.Лаптева М.Д. Воспитание у школьников ответственности и

самостоятельности // Воспитание школьников. №4, 2011.

35.Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении.

М.: 2009.

36.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2003

37. Маслов П.А. Самореализация младших школьников в проектной

деятельности // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 5

38. Матюхина Л.Г. Мотивы учения младшего школьника и их формирование.

М.: Просвещение, 2005. 232 с.

39. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление /

И.А. Милославова // Социальная психология и философия. Л.: Наука,

2011. Вып.2. С.13.

40. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: 2003

41. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник

для студентов вузов: Психология. Общая психология. Психология возраста.

Екб.: Академия, 2011. 696 с.

42. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная педагогика. Учебное пособие.

М.: Флинта. 2016

43. Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернетресурс: Netparents. ru., 02.10 2006.

44. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, М., 2001.


45. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. 2005

46. Педагогика. URL: http://allrefs.net/c13/1lfcn/p2/ (07.11.2017)

47. Петров А.П. Формирование социально активной личности: Сущность,

проблемы: Сб. научных трудов / М.: 1995. с.3

48. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2002.312 с.

49. Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности: теория и практика

//Вестник Томского государственного педагогического

университета. Томск. 2008. Серия «Педагогика». с. 15–19.

64

50.Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды.

М.:1969

51.Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 518 с.

52. Подласый И.П. Педагогика начальной школы М., 2005 С. 19.

53. Степанов С.С. Большой мир маленьких детей. М.: 2016

54. Сирс Р. Здоровье ребенка от докторов Сирс. М.: 2017

55. Ушинский К.Д. Педагогика. М., 1990.

56. Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных

учебных действий у учащихся начальной школы. Методическое пособие.

Русское слово. Москва, 2012.

57. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.:2008. 360 с.60

58.https://nsportal.ru/konkursy-olimpiady-viktoriny-dlya-mladshikh-shkolnikov

59. https://studfiles.net/preview/3568861/page:3/

60. http://webkonspect.com/?room=profile&id=8503&labelid=160628

65

Приложение 1

Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина)

Цель методики: изучение эмоционального отношения ребенка к школьному

обучению.

Оборудование: набор красок или цветных карандашей; бланки – листы с

изображением кружков, в которых вписаны слова, ассоциирующиеся у ребенка со школой:

книга, звонок, портфель, учитель, физкультура, класс, урок, одноклассники, тетрадь,

домашнее задание.

Описание процедуры проведения: учащимся раздаются бланки. Далее

экспериментатор предлагает прочитать слова, которые вписаны в кружках, и раскрасить

кружки.

Инструкция: Перед вами листы с кружками. В кружках написаны слова. Читайте по

порядку слова, которые написаны в кружках. Каждый кружок раскрасьте в какой-нибудь

цвет. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.

Анализ результатов: выбор темных цветов по отношению к большинству кружков

свидетельствует о негативных эмоциях ребенка по отношению к школьному обучению в

целом.

66

Приложение 2

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г. Лусканова)

Цель: выявить отношение ребенка к школе и его мотивационную готовность.

Инструкция: Нарисуйте то, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что

хотите. Рисуйте, как сможете.