Файл: Адаптация ребенка к школе (Определение социальной адаптации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 3
Обучение должно производиться без балльного оценивания успеваемости весь год и без домашних заданий первые полгода. Следует в среду предусматривать в расписании занятий облегченный день (менее трудные для обучения предметы или с динамическим компонентом). Обязательны дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Большое значение для облегчения адаптации имеет соблюдение первоклассниками норм двигательной активности. Для этого для них должны быть организованы в школе: гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамическая пауза – ежедневно, уроки физкультуры – не менее двух раз в неделю, а также внеклассные спортивные занятия. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в школе и перед сном.
Безусловно, для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован рациональный режим дня. Специалисты рекомендуют по возможности не отдавать сразу первоклассника в группу продленного дня на весь день; крайне желательно хотя бы в первой четверти устраивать для ребенка один-два дня, полностью или частично свободных от «продленки».
Учащиеся первых классов могут заниматься в секциях и кружках (следует рекомендовать преимущественно физкультурные и эстетические занятия): рекомендуется не более двух кружков при общей продолжительности занятий не более 6 часов в неделю. Выполнение домашних заданий рекомендуется начинать не ранее 16:00. В режиме дня детей следует предусмотреть время спокойного отдыха после обеда, возможна организация дневного сна для детей, не посещающих группу продленного дня. Продолжительность ночного сна первоклассников должна составлять не менее 9,5 часа, а игры на компьютере и просмотр телепередач не должны превышать 1 час в день.
Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых.
1.3 Признаки успешной адаптации к школе
Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.
1.4 Признаки дезадаптации
Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.
Причины этому разные. С ними надо разбираться индивидуально. Так, например:
Олег жалуется на маму, что она дома «орёт» на него, если он что-то не понимает.
Кире приходится часто сидеть с младшим братом, пока мама занята домашними делами, а он умеет «хорошенько» испортить настроение.
А Мария трижды в неделю занимается гимнастикой и танцами, к урокам приступает после 17.00. и т. п.
Из этого можно сделать вывод, что родители часто, о том не задумываясь, усложняют жизнь первоклассника. (Приложение 3)
1.5 Памятка для родителей
Рекомендации родителям
Если до 7 лет ведущая роль в жизни малыша - игровая деятельность, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развитии ребенка – младший школьный возраст. Ребенок в преддверии школы часто становится непослушным и упрямым, капризным и раздражительным. Его поведение делается вызывающим и демонстративным.
Чаще всего родители испытывают растерянность, сталкиваясь с возрастным кризисом своего ребенка. Перепробовав все привычные методы воспитания – от поощрений до наказаний, они с ужасом понимают своё бессилие. Иногда им может показаться, что всё, что они прививали своему ребенку в предыдущие годы, пошло насмарку, и непонятно, где взять столько терпения, чтобы выдержать все эти споры и пререкания.
Рассмотрим пути эффективного взаимодействия с ребёнком.
- Вместе с ребенком придумайте умные правила, которые помогут ему быть более организованным, успешным, и у него появится больше свободного времени на «погулять».
- Сделайте «ревизию» секций и кружков. Откажитесь от престижного в пользу интересного для ребёнка. Это избавит его от замечаний в бестолковости.
- Надоедливые бытовые правила объясняйте по-новому, используйте интересные доводы, жизненные примеры.
- Поощряйте стремление к самостоятельности. С радостью принимайте желание вам помочь в сложном для него деле. Иногда сами просите о помощи по хозяйству.
- Хвалите за все удачные «палочки и крючки» в прописях. Делайте на них акцент, тогда неудачные не будут горьким разочарованием. Всё можно исправить.
- Принимайте критику в свой адрес. Если, к примеру, из-за вашей медлительности ребенок опоздал в школу и высказал вам недовольство по этому поводу, примите это достойно. Значит ваш ребенок приучается быть пунктуальным.
- Часто беседуйте «по душам». Ребенок вам доверял, пусть так будет и дальше. У него в душе сейчас целое море чувств. Помогайте в них разобраться.
- Учите ладить с окружающими и избегать ссор и конфликтов.
- Делитесь с ребенком своими переживаниями и мыслями.
- Каждый день находите время пообщаться с ним наедине.
- Будьте в курсе дворовых общений, игр. Помните, что общение со сверстниками принимает для ребенка большое значение.
- Ну и конечно, детям нужно давать возможность хорошенько отдохнуть после школы. Логика, что чем быстрее они отмучаются, приготовив уроки, тем для них же будет лучше (по принципу «Сделал дело – гуляй смело»), в корне неправильна. Своё дело они сделали в школе и имеют право на отдых. А малыши-первоклашки, для которых учёба – дело новое, трудное и ответственное, заслужили этот отдых вдвойне.
- Теперь о портфеле. Важно приучить ребёнка собирать его накануне. Причём не надо настаивать, чтобы он с первых же дней учёбы делал это самостоятельно. Поначалу большинство детей тратят на приготовления к школе много времени, и это может набить им оскомину. Но не берите на себя все сборы. Родителям следует выступать лишь в качестве помощников.
- Если понимаете, что вы в растерянности, не знаете, чем помочь, – не бойтесь советоваться с опытными педагогами, психологами.
Самое главное в общении с ребенком любого возрастного периода – это принятие своего ребенка таким, какой он есть!
Давайте больше свободы и станьте более гибкими в воспитательных моментах. Но продолжайте оставаться твёрдыми в важных воспитательных вопросах.
Социальная адаптация в первом классе – один из сложных периодов в
жизни ребенка. С приходом в первый класс, ребенок должен освоить новую
социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебный. У ребенка в
первом классе изменяется социальное окружение: появляются новые друзья из
числа одноклассников, появляются учителя; школа для ребенка становится
большой социальной группой. С приходом в первый класс у ребенка меняется и
изменяется уклад его жизни. У шести - семилетнего ребенка есть уже основные
предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация.
Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей
школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях
охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка.
Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что
его учеба является обязательной, общественнозначимой деятельностью. За нее
он несет ответственность перед учителем, школой, семьей [1].
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социальной адаптации первоклассников на примере МБОУ «СОШ №2» с. Верхнеяркеево, Илишевского района, РБ
2.1. Анализ деятельности школы по социальной
адаптации первоклассников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №2» было создано в 1976 году.
Цель данной организации: создание условий для становления
образованного, всесторонне развитого человека с активной жизненной позицией, способного к самоанализу и рефлексии, умеющего ориентироваться в окружающем социуме, принимать решения и отвечать за свои поступки.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество
образования в соответствии с государственными образовательными
стандартами и социальным заказом;
модернизация содержания и форм патриотического воспитания;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся, формирование стремления к здоровому образу жизни;
совершенствование условий взаимодействия семьи и школы через единое
информационное пространство;
повышение роли школьного музея в системе учебно-воспитательного
процесса;
совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности
образования, уровня профессиональной компетентности и методической
подготовки педагогов;
развитие системы внеурочной деятельности;
привлечение внешкольных учреждений к сотрудничеству для развития
творческих, интеллектуальных, индивидуальных возможностей учащихся;
развитие системы управления школой (обеспечение эффективного
управления образовательным процессом, совершенствование системы
ученического самоуправления работы Управляющего совета).
Для реализации поставленных задач определены основные направления
деятельности педагогического коллектива.
1. Методическая работа школы.
Тема: «Управление профессионально-личностным ростом педагога как
одно из основных условий обеспечения качества образования в условиях
введения ФГОС».
Цель: обеспечение непрерывного полноценного повышения
профессиональной компетентности педагогов как средство достижения качества
образования; повышение уровня профессионального мастерства педагогических
работников.
Задачи методической работы: развитие методической культуры педагогов
как средство повышения качества образования; продолжение работы по
внедрению в педагогическую практику современных методик и технологий,
обеспечивающих деятельностный и компетентностный подход к обучению;
профессиональное становление начинающих учителей; обеспечение условий для профессионального самосовершенствования педагогов и реализации их
педагогического потенциала и мастерства.
Формы методической работы: методический совет, тематические
педсоветы, предметные и творческие объединения учителей, работа учителей по темам самообразования, открытые уроки, творческие отчеты, работа творческих объединений, предметные декады, семинары, консультации по организации и проведению современного урока, организация работы с одаренными детьми, «Портфолио» учителя, педагогический мониторинг, организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.