Файл: Адаптация ребенка к школе (Определение социальной адаптации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 3
Оборудование: листы бумаги для рисования, карандаш, ластик.
Принцип анализа и оценка рисунков:
1. Несоответствие рисунка тематике указывает на:
- отсутствие мотивации к школьному обучению и преобладание других мотивов.
Такие дети могут рисовать игрушки, узоры.
- Детский негативизм. Ребенок старается нарисовать то, что у него получается лучше
всего. Такое поведение характерно для детей с завышенным уровнем притязаний и для
детей, которые не готовы к четкому выполнению школьных требований.
- Неверное понимание поставленной задачи. Такие дети или не рисуют вообще, или
срисовывают у других детей. Такое поведение присуще детям с задержкой психического
развития.
2. Соответствие заданной теме свидетельствует о позитивном отношении к
школьному обучению. При этом следует более детально анализировать сюжет:
-отображение учебных ситуаций: учитель с указкой, дети сидят за столами, на доске
изображены задания. Такие рисунки говорят о высокой школьной мотивации, о
преобладании у ребенка познавательных учебных мотивов;
- отображение не учебной ситуации: школьное здание, перемена, ученики с
портфелями и т. п. Такие рисунки свойственны детям с определенной мотивационной
незрелостью, которые больше нацелены на атрибуты;
- отображение игровых ситуаций: дети на качелях, игрушки в класс, телевизор и т.п.
Такие рисунки говорят о том, что у детей преобладают игровые мотивы.
Для того чтобы исключить диагностические ошибки, после рисования с детьми
проводится беседа, в ходе которой уточняется, почему он нарисовал ту или иную ситуацию.
По таким рисункам можно определить, что привлекательно для ребенка в школьной жизни.
67
Приложение 3
Программа по социальной адаптации первоклассников
Время реализации: сентябрь – ноябрь 2019-2020 учебный год.
Предполагаемый результат: благоприятная и быстрая социально-психологическая
адаптация первоклассников к обучению в школе.
Программа включает три направления: работа с родителями, работа с педагогами,
работа с детьми.
Тематическое планирование
№
п/п
Темы занятий и упражнений. Кол-во
занятий
Работа с детьми
1 Выявление детей с пониженным уровнем
адаптации
4 занятия
2 - тесты «Паровозик», «Что мне нравится в
школе», «Краски»
1
3 - наблюдение за поведением ребёнка в ходе
игры, беседы с педагогами и родителями
методика РСирса
1
4 Упражнения «Город понимания» 12 занятий