Файл: Адаптация ребенка к школе (Определение социальной адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель данного направления: обеспечение благоприятной психологической

адаптации первоклассников; знакомство первоклассников с основными

школьными правилами.

Мероприятие № 1 Педагогический совет "Адаптация первоклассника".

Цель: определение степени социальной адаптации первоклассников к

школьному обучению.

Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в

адаптационный период; определить направления дальнейшей работы с

учащимися 1-го класса.

Участники педсовета: администрация школы, классный руководитель 1-

го класса, учителя-предметники, работающие в 1 классе, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, врач педиатр, родители учащихся 1-го класса.

Форма проведения: педагогический совет.

Повестка.

1.Организация учебного процесса в 1 классе. Зам. директора по УВР.

2.Характеристика 1 класса. Классный руководитель.

3.Психологическая диагностика первоклассников. Социальный педагог.

4.Здоровье первоклассников. Врач педиатр.

5.Внеурочная деятельность. Выступление зам. директора по ВР.

6. Решение педсовета.

Родителям даны рекомендации, советы по теме педсовета.

Мероприятие № 2 семинар «Особенности первоклассника в период адаптации.

Профилактика дезадаптации».

Цель: обеспечение благоприятной социальной адаптации первоклассников.

Задачи:

1.Актуализировать мотивацию обучения;

2.Научить первоклассника постепенно понимать и брать на себя ответственность

за успешность своего обучения;

3.Помочь ребёнку принять позицию школьника.

Семинар начался с игр «Те, у кого…» (с целью знакомства друг с

другом, так как в коллектив пришли новые педагоги, с целью снятия

эмоционального напряжения); «Корзина чувств» (педагоги поделились своими чувствами, переживаниями, тревогами, связанными с первой неделей

обучения). Далее, в групповой работе, были рассмотрены портреты учащихся с разными видами адаптации, даны рекомендации по работе с разными

категориями детей, намечены мероприятия в рамках совместной работы с

педагогом-психологом.

Мероприятие № 3 Заседания МО учителей начальных классов.

Педконсилиум: обработка данных по уровню социальной адаптации

первоклассников.

Цель: организация учебно-воспитательного процесса первоклассников с

учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в период

социальной адаптации; предупреждение и преодоление трудностей


адаптационного периода у первоклассников.

Задачи:

1. Создание максимально благоприятных условий для адаптации

первоклассников к школе;

2. Оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;

3. Формирование у первоклассников позитивного отношения к школе;

4. Развитие у обучающихся первого класса социальных и общеучебных

навыков.

Форма проведения: педконсилиум.

Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего

контроля в 1-ых классах, отчетов классных руководителей по итогам

социальной адаптации первоклассников. Выработка рекомендаций и решений.

Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.

Третье направление: работа с первоклассниками.

Цель данного направления: предупреждение и преодоление трудностей

периода социальной адаптации у первоклассников; сохранение здоровья и

эмоционального благополучия первоклассников.

Мероприятие № 1 Упражнения «Город понимания»

Цель: развитие и формирование коммуникативных способностей детей,

посредством которых они научатся понимать других, давать оценку своего

поведения; формирование умения слушать и слышать других; формирование

умения осмысливать свои поступки; развитие способности делиться своими

переживаниями.

Задачи:

1.Помочь ребёнку принять позицию школьника.

2.Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать

новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников.

Методические приёмы:

1.Беседа, направленная на ознакомление детей с различными средствами

понимания.

2.Словесноподвижные и релаксационные упражнения.

3.Рисование.

Занятия проводятся группой из 5 – 6 человек, всего цикл рассчитан на

12 занятий по 30 минут.

1 занятие.

1 упражнение.

Формирование взаимодействия посредством двигательной активности.

Взрослый предлагает детям назвать свои имена. «Давайте познакомимся еще

раз», дети должны назвать имена.

Мероприятие № 2 игра «Цветик».

Цель: создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно

выстраивать отношения детей друг с другом.

Задачи:

1. Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать

новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников.

2. Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и

одноклассниками.

Методика проведения: дети рисуют лепестки и раскрашивают в разные


цвета. Затем кладут на стол, как одно целое. Педагог дает задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, что бы ты подарил нам?» или «Если бы у тебя был цветик – семицветик, какое бы ты загадал желание?»

В конце можно провести конкурс на лучшее желание для всех. Затем

желание рисуют на большом листе.

Мероприятие № 3 игра « Волшебный лес».

Цель: способствовать установлению контакта между детьми, помочь

детям осознать свои положительные черты характера.

Задачи:

1. Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка.

2. Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать

новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников.

Каждый участник игры пытается проникнуть в центр круга, который

образуют плотно стоящие дети. «Лес» понимает человеческую речь и чувствует

прикосновения. Он пустит того, кто к нему обращается по- доброму. По

окончании игры обсуждается, когда и при каких условиях деревья

расступились, а при каких нет.

В рамках реализации программы по социальной адаптации

первоклассников учащимся предлагаются следующие игры и упражнения,

способствующие благоприятной социальной адаптации первоклассников.

Игра «Снежный ком».

Дети встают в круг, ведущий бросает мячик, тот называет своё имя и

кидает мячик следующему. Следующий ребенок называет помимо своего

имени имя предыдущего и т.д.

2 упражнение.

«Поздороваемся!?».

Педагог рассказывает детям о разных формах приветствия реально

существующих и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться

необычными способами: плечом, рукой, спиной, придумать свои необычные

способы приветствия, поздороваться с их помощью.

Упражнение « Те кто…»

Ведущий предлагает по очереди подняться или поднять руку тем, кто…

- любит бегать;

-у кого есть собака,

-кто любит подарки,

- радуется хорошей погоде,

-кто любит гулять,

- имеет младшую сестру и т.д.

После ответов взрослый просит детей вспомнить, кто же из них имеет

младшую сестру, а у кого есть собака и т.д.

2 занятие

1 упражнение. Развитие коммуникабельности путем привлечения

внимания детей к другим ребятам. Формирование положительного отношения

детей друг к другу.

Дети приветствуют друг друга в кругу. А педагог предлагает поиграть в

игру «Запомни товарища». Дети делятся на пары и встают спиной друг к другу.

После этого описывают причёску, одежду, лицо того, с кем стоят в паре. Затем


описание сравнивается с оригиналом. Дети контролируют, насколько ребёнок

был точен.

2 упражнение.

«Что изменилось?!»

Водящий выходит из комнаты. Дети осуществляют 2-3 изменения в

одежде, мебели и т.д. Ребенок должен правильно заметить эти изменения.

3 упражнение.

« До свидания!».

С детьми обсуждается, как можно прощаться, а затем дети придумывают

свои варианты и прощаются.

3 занятие.

1 упражнение.

Дети учатся делать друг другу приятное, учатся менять свою установку о

замкнутом или агрессивном поведении.

4 занятие.

1 упражнение.

« Руки знакомятся, руки мирятся».

Упражнение выполняют в парах и с закрытыми глазами. Дети сидят

напротив друг друга. Ведущий говорит: «Закройте глаза и протяните друг к

другу руки. Познакомьтесь руками. Руки добрые.

«Снова вытяните руки. Теперь они ссорятся».

«Опустите руки. Теперь они мирятся. Вы расстаётесь друзьями».

Далее обсуждаются ощущения детей в ходе игры.

2 упражнение.

«На кораблике»

Дети встают в «кораблик», так, чтобы один ребёнок был в середине.

Ведущий говорит, что кораблик плывёт в солнечную погоду. Затем он

попадает в шторм, в середине – капитан корабля. Он не боится шторма, он

должен крикнуть: « Я сильный и смелый капитан! Я не боюсь бури!»

5 занятие.

1 упражнение.

«Узнай по голосу».

Водящий уходит в угол комнаты, отворачивается и закрывает глаза. Дети

по очереди зовут водящего по имени, делают это разными интонациями,

Ребенок должен отгадать, кто к нему обратился и как позвал: нежно, грубо, зло

и т.д.

После упражнения дети обсуждаются чувства, которые возникают том

или ином оклике.

2 упражнение.

«Мы рисуем зверей».

Ведущий предлагает нарисовать доброе и хорошее животное и назвать

его ласковым именем.

После этого, дети показывают своё животное, затем они объясняют, почему

это животное доброе, какими добрыми качествами оно обладает.

6 занятие.

1 упражнение.

«Походка».

Детям предлагают по-разному пройтись, как в их представлении ходит:

- малыш в хорошем настроении;

- старик;

- уставший человек;

- игрок в хоккей;

- человек, который несёт тяжёлую сумку;

- мышка и т.д.

Дети могут сами выбрать себе персонаж, а другие будут отгадывать,

кого он изображает.

2 упражнение.

« Вежливые слова»

Игра проводится с мячом, дети встают в круг. Дети бросают друг другу

мяч, называют вежливые слова. Затем упражнение усложняют: надо назвать


только слова:

- приветствия (Например, здравствуйте, добрый день, и т.д.);

- благодарности (спасибо, благодарю и т.д.);

-прощания;

- извинения;

7 занятие.

1 упражнение.

«Что я люблю делать».

Дети встают в круг. Водящий посредством пантомимы показывает то,

что он любит больше всего делать. Дети отгадывают, и так по кругу.

Можно предложить варианты задания, например:

- какие животные нравятся;

- какие ребенок любит подарки;

- какое любимое время года и т.д.

8 занятие

1 упражнение.

« Наши чувства»

На столе выкладывают карточки с названиями разных чувств:

- радость;- огорчение;- обида;

- вдохновение;- страх;

- удовольствие;- гнев;- стыд;

- восхищение;- благодарность;

- удивление;- злость;

- отвращение;- облегчение;

- нетерпение;- испуг;

- смущение;- печаль.

Детям предлагается разделить карточки на две группы: в первой группе

- с положительными чувствами, а в другой – с отрицательными.

Затем предлагают вместе придумать разные ситуации, в которых они

будут проявляться.

После чего ребёнку даётся задание нарисовать чувства, которые ему больше

всего нравятся, рассказать почему.

9 задание.

1 упражнение.

« Коллаж».

1 вариант.

Детям предлагается вырезать из журнала разных людей и приклеить на

лист ватмана. Условие - что бы в одной группе были люди исключительно

добрые, весёлые и улыбчивые, а в другой - грустные, ссорящиеся, злые.

Далее дети придумывают про каждую группу историю и стараются

объяснить, чем доброта отличается от зла. Каким человеком легче быть -

добрым или злым.

2 вариант.

Детям предлагается вырезать разных людей и предметы, которые им

понравились, далее предлагается рассказать, почему они выбрали эти

картинки. Следующий ребенок продолжает историю. В конце получается

общая сказка.

10 занятие.

1 упражнение.

«Мы и игрушки».

Упражнение выполняют в парах. Один ребёнок из пары как будто

обладатель красивой и любимой игрушки. Другой очень хочет ей поиграть. Как

только хозяин игрушки отдаёт её тому, кто просит, игра прерывается. У

хозяина спрашивают, почему он отдал игрушку.

2 упражнение.

«Секрет»

Детям предлагается сесть поудобнее, и закрыть глаза.

Даётся задание: вспомнить своё любимое место, где они любят бывать,

если такого места нет, то его надо придумать. Ребенку надо представить, какие

там звуки, цвета, окружающие предметы …

Далее детям предлагается нарисовать место, что они представили.