Файл: Адаптация ребенка к школе (Определение социальной адаптации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 3
Цель данного направления: обеспечение благоприятной психологической
адаптации первоклассников; знакомство первоклассников с основными
школьными правилами.
Мероприятие № 1 Педагогический совет "Адаптация первоклассника".
Цель: определение степени социальной адаптации первоклассников к
школьному обучению.
Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в
адаптационный период; определить направления дальнейшей работы с
учащимися 1-го класса.
Участники педсовета: администрация школы, классный руководитель 1-
го класса, учителя-предметники, работающие в 1 классе, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, врач педиатр, родители учащихся 1-го класса.
Форма проведения: педагогический совет.
Повестка.
1.Организация учебного процесса в 1 классе. Зам. директора по УВР.
2.Характеристика 1 класса. Классный руководитель.
3.Психологическая диагностика первоклассников. Социальный педагог.
4.Здоровье первоклассников. Врач педиатр.
5.Внеурочная деятельность. Выступление зам. директора по ВР.
6. Решение педсовета.
Родителям даны рекомендации, советы по теме педсовета.
Мероприятие № 2 семинар «Особенности первоклассника в период адаптации.
Профилактика дезадаптации».
Цель: обеспечение благоприятной социальной адаптации первоклассников.
Задачи:
1.Актуализировать мотивацию обучения;
2.Научить первоклассника постепенно понимать и брать на себя ответственность
за успешность своего обучения;
3.Помочь ребёнку принять позицию школьника.
Семинар начался с игр «Те, у кого…» (с целью знакомства друг с
другом, так как в коллектив пришли новые педагоги, с целью снятия
эмоционального напряжения); «Корзина чувств» (педагоги поделились своими чувствами, переживаниями, тревогами, связанными с первой неделей
обучения). Далее, в групповой работе, были рассмотрены портреты учащихся с разными видами адаптации, даны рекомендации по работе с разными
категориями детей, намечены мероприятия в рамках совместной работы с
педагогом-психологом.
Мероприятие № 3 Заседания МО учителей начальных классов.
Педконсилиум: обработка данных по уровню социальной адаптации
первоклассников.
Цель: организация учебно-воспитательного процесса первоклассников с
учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в период
социальной адаптации; предупреждение и преодоление трудностей
адаптационного периода у первоклассников.
Задачи:
1. Создание максимально благоприятных условий для адаптации
первоклассников к школе;
2. Оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;
3. Формирование у первоклассников позитивного отношения к школе;
4. Развитие у обучающихся первого класса социальных и общеучебных
навыков.
Форма проведения: педконсилиум.
Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего
контроля в 1-ых классах, отчетов классных руководителей по итогам
социальной адаптации первоклассников. Выработка рекомендаций и решений.
Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.
Третье направление: работа с первоклассниками.
Цель данного направления: предупреждение и преодоление трудностей
периода социальной адаптации у первоклассников; сохранение здоровья и
эмоционального благополучия первоклассников.
Мероприятие № 1 Упражнения «Город понимания»
Цель: развитие и формирование коммуникативных способностей детей,
посредством которых они научатся понимать других, давать оценку своего
поведения; формирование умения слушать и слышать других; формирование
умения осмысливать свои поступки; развитие способности делиться своими
переживаниями.
Задачи:
1.Помочь ребёнку принять позицию школьника.
2.Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать
новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников.
Методические приёмы:
1.Беседа, направленная на ознакомление детей с различными средствами
понимания.
2.Словесноподвижные и релаксационные упражнения.
3.Рисование.
Занятия проводятся группой из 5 – 6 человек, всего цикл рассчитан на
12 занятий по 30 минут.
1 занятие.
1 упражнение.
Формирование взаимодействия посредством двигательной активности.
Взрослый предлагает детям назвать свои имена. «Давайте познакомимся еще
раз», дети должны назвать имена.
Мероприятие № 2 игра «Цветик».
Цель: создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно
выстраивать отношения детей друг с другом.
Задачи:
1. Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать
новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников.
2. Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками.
Методика проведения: дети рисуют лепестки и раскрашивают в разные
цвета. Затем кладут на стол, как одно целое. Педагог дает задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, что бы ты подарил нам?» или «Если бы у тебя был цветик – семицветик, какое бы ты загадал желание?»
В конце можно провести конкурс на лучшее желание для всех. Затем
желание рисуют на большом листе.
Мероприятие № 3 игра « Волшебный лес».
Цель: способствовать установлению контакта между детьми, помочь
детям осознать свои положительные черты характера.
Задачи:
1. Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка.
2. Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать
новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников.
Каждый участник игры пытается проникнуть в центр круга, который
образуют плотно стоящие дети. «Лес» понимает человеческую речь и чувствует
прикосновения. Он пустит того, кто к нему обращается по- доброму. По
окончании игры обсуждается, когда и при каких условиях деревья
расступились, а при каких нет.
В рамках реализации программы по социальной адаптации
первоклассников учащимся предлагаются следующие игры и упражнения,
способствующие благоприятной социальной адаптации первоклассников.
Игра «Снежный ком».
Дети встают в круг, ведущий бросает мячик, тот называет своё имя и
кидает мячик следующему. Следующий ребенок называет помимо своего
имени имя предыдущего и т.д.
2 упражнение.
«Поздороваемся!?».
Педагог рассказывает детям о разных формах приветствия реально
существующих и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться
необычными способами: плечом, рукой, спиной, придумать свои необычные
способы приветствия, поздороваться с их помощью.
Упражнение « Те кто…»
Ведущий предлагает по очереди подняться или поднять руку тем, кто…
- любит бегать;
-у кого есть собака,
-кто любит подарки,
- радуется хорошей погоде,
-кто любит гулять,
- имеет младшую сестру и т.д.
После ответов взрослый просит детей вспомнить, кто же из них имеет
младшую сестру, а у кого есть собака и т.д.
2 занятие
1 упражнение. Развитие коммуникабельности путем привлечения
внимания детей к другим ребятам. Формирование положительного отношения
детей друг к другу.
Дети приветствуют друг друга в кругу. А педагог предлагает поиграть в
игру «Запомни товарища». Дети делятся на пары и встают спиной друг к другу.
После этого описывают причёску, одежду, лицо того, с кем стоят в паре. Затем
описание сравнивается с оригиналом. Дети контролируют, насколько ребёнок
был точен.
2 упражнение.
«Что изменилось?!»
Водящий выходит из комнаты. Дети осуществляют 2-3 изменения в
одежде, мебели и т.д. Ребенок должен правильно заметить эти изменения.
3 упражнение.
« До свидания!».
С детьми обсуждается, как можно прощаться, а затем дети придумывают
свои варианты и прощаются.
3 занятие.
1 упражнение.
Дети учатся делать друг другу приятное, учатся менять свою установку о
замкнутом или агрессивном поведении.
4 занятие.
1 упражнение.
« Руки знакомятся, руки мирятся».
Упражнение выполняют в парах и с закрытыми глазами. Дети сидят
напротив друг друга. Ведущий говорит: «Закройте глаза и протяните друг к
другу руки. Познакомьтесь руками. Руки добрые.
«Снова вытяните руки. Теперь они ссорятся».
«Опустите руки. Теперь они мирятся. Вы расстаётесь друзьями».
Далее обсуждаются ощущения детей в ходе игры.
2 упражнение.
«На кораблике»
Дети встают в «кораблик», так, чтобы один ребёнок был в середине.
Ведущий говорит, что кораблик плывёт в солнечную погоду. Затем он
попадает в шторм, в середине – капитан корабля. Он не боится шторма, он
должен крикнуть: « Я сильный и смелый капитан! Я не боюсь бури!»
5 занятие.
1 упражнение.
«Узнай по голосу».
Водящий уходит в угол комнаты, отворачивается и закрывает глаза. Дети
по очереди зовут водящего по имени, делают это разными интонациями,
Ребенок должен отгадать, кто к нему обратился и как позвал: нежно, грубо, зло
и т.д.
После упражнения дети обсуждаются чувства, которые возникают том
или ином оклике.
2 упражнение.
«Мы рисуем зверей».
Ведущий предлагает нарисовать доброе и хорошее животное и назвать
его ласковым именем.
После этого, дети показывают своё животное, затем они объясняют, почему
это животное доброе, какими добрыми качествами оно обладает.
6 занятие.
1 упражнение.
«Походка».
Детям предлагают по-разному пройтись, как в их представлении ходит:
- малыш в хорошем настроении;
- старик;
- уставший человек;
- игрок в хоккей;
- человек, который несёт тяжёлую сумку;
- мышка и т.д.
Дети могут сами выбрать себе персонаж, а другие будут отгадывать,
кого он изображает.
2 упражнение.
« Вежливые слова»
Игра проводится с мячом, дети встают в круг. Дети бросают друг другу
мяч, называют вежливые слова. Затем упражнение усложняют: надо назвать
только слова:
- приветствия (Например, здравствуйте, добрый день, и т.д.);
- благодарности (спасибо, благодарю и т.д.);
-прощания;
- извинения;
7 занятие.
1 упражнение.
«Что я люблю делать».
Дети встают в круг. Водящий посредством пантомимы показывает то,
что он любит больше всего делать. Дети отгадывают, и так по кругу.
Можно предложить варианты задания, например:
- какие животные нравятся;
- какие ребенок любит подарки;
- какое любимое время года и т.д.
8 занятие
1 упражнение.
« Наши чувства»
На столе выкладывают карточки с названиями разных чувств:
- радость;- огорчение;- обида;
- вдохновение;- страх;
- удовольствие;- гнев;- стыд;
- восхищение;- благодарность;
- удивление;- злость;
- отвращение;- облегчение;
- нетерпение;- испуг;
- смущение;- печаль.
Детям предлагается разделить карточки на две группы: в первой группе
- с положительными чувствами, а в другой – с отрицательными.
Затем предлагают вместе придумать разные ситуации, в которых они
будут проявляться.
После чего ребёнку даётся задание нарисовать чувства, которые ему больше
всего нравятся, рассказать почему.
9 задание.
1 упражнение.
« Коллаж».
1 вариант.
Детям предлагается вырезать из журнала разных людей и приклеить на
лист ватмана. Условие - что бы в одной группе были люди исключительно
добрые, весёлые и улыбчивые, а в другой - грустные, ссорящиеся, злые.
Далее дети придумывают про каждую группу историю и стараются
объяснить, чем доброта отличается от зла. Каким человеком легче быть -
добрым или злым.
2 вариант.
Детям предлагается вырезать разных людей и предметы, которые им
понравились, далее предлагается рассказать, почему они выбрали эти
картинки. Следующий ребенок продолжает историю. В конце получается
общая сказка.
10 занятие.
1 упражнение.
«Мы и игрушки».
Упражнение выполняют в парах. Один ребёнок из пары как будто
обладатель красивой и любимой игрушки. Другой очень хочет ей поиграть. Как
только хозяин игрушки отдаёт её тому, кто просит, игра прерывается. У
хозяина спрашивают, почему он отдал игрушку.
2 упражнение.
«Секрет»
Детям предлагается сесть поудобнее, и закрыть глаза.
Даётся задание: вспомнить своё любимое место, где они любят бывать,
если такого места нет, то его надо придумать. Ребенку надо представить, какие
там звуки, цвета, окружающие предметы …
Далее детям предлагается нарисовать место, что они представили.