Файл: Адаптация ребенка к школе (Определение социальной адаптации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 3
2.2. Первичная диагностика социальной адаптации первоклассников
Исследование уровня социальной адаптации первоклассников проводилось
на базе МБОУ «СОШ №2» с. Верхнеяркеево, Илишевского района, РБ. В тестировании принимали участие обучающиеся 1 класса в количестве
11 человек, из них 5 девочек и 6 мальчиков.
Цель исследования: выявление уровня социальной адаптации
первоклассников к условиям обучения в образовательной организации.
Для изучения процесса социальной адаптации были использованы
следующие методики:
1.Анализ педагогической документации: анализ схемы - характеристики
класса.
2. Анкетирование для родителей.
3. Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина).
4. Проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г.
Лусканова).
5. Также использовался метод наблюдения по методике Р. Сирса. Данная
методика направлена на определение уровня тревожности и эмоционального
состояния ребенка на основании наблюдаемых поведенческих и
неврологических проявлений.
Достаточно хорошую информацию о состоянии ребёнка при начале
обучения могут дать родители. С этой целью можно использовать
анкетирование.
Таким образом, в конце первой четверти педагог составляет
характеристику класса, которая позволяет в динамике оценить состояние
адаптационных процессов у ребенка.
Анализ данных, которые содержатся в характеристике класса, а также
данных, полученных от родителей, позволяют оценить характер адаптационных механизмов у каждого ученика и разработать более индивидуальный подход к тем, у кого наблюдаются проблемы.
Однако для того, чтобы качественно оценить состояние группы,
требуется проведение дополнительных методов исследования, поскольку они
помогут выявить трудности у уже указанных детей и, возможно, выявят еще
детей с проблемами в адаптации.
Методика наблюдения Р.Сирса
Цель: выявление уровня тревожности у первоклассников.
Метод оценивания: наблюдение в группе детьми во время
непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной
деятельности, во время игр и прогулок. Также с целью уточнения проявлений
проводились беседы с родителями и с педагогами.
Результаты методики по выявлению уровня тревожности занесены в
таблицу 1.
Таблица 1
Результаты проявления уровней тревожности у учащихся 1 класса
Уровень тревожности Количество детей
Не проявляется 2
Низкий уровень тревожности 2
Пограничный уровень 1
Выраженная тревожность 6
Таким образом, мы видим, что признаки тревожности присутствуют у
большинства детей в той или иной мере.
Рис.1. Отображение уровня тревожности в 1 классе
Таким образом, мы видим, что только 2 детей в классе испытывают
эмоциональный комфорт, у остальных детей имеет место тревожность,
выраженная в той или иной степени. У 6 детей уровень тревожности
значительный, у 2 – низкий, но она присутствует. Один ребенок находится на
пограничном уровне между средним и выраженным уровнем. Следовательно,
общий уровень в классе достаточно тревожный. Эмоциональное состояние
детей нестабильное.
Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина)
Цель методики: изучение эмоционального отношения ребенка к
школьному обучению.
Анализ результатов: выбор темных цветов по отношению к большинству
кружков свидетельствует о негативных эмоциях ребенка по отношению к
школьному обучению в целом.
Результаты методики изучения эмоционального отношения ребенка к
школьному обучению занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты изучения эмоционального отношения детей
к школьному обучению
Количество учеников Негативно окрасили слова
3 ученика 27% слов
2 ученика 18 % слов
6 учеников 55 % слов
Таким образом, мы видим, что трое детей негативно окрасили более 50 %
слов, связанных со школьной тематикой. 6 детей оценило негативно только 20
% слов, 2 детей негативно оценили 30 % слов.
Рис.2. Отображение эмоционального отношения детей к школьному обучению
Таким образом, мы видим, что у каждого ребенка присутствуют какие-то
эмоционально значимые, негативно окрашенные факторы, связанные со
школьным обучением. У большинства детей процент негативно окрашенных
слов небольшой, но есть и такие дети, которые негативно воспринимают почти
все атрибуты, связанные со школой.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г. Лусканова)
Цель: выявить отношение ребенка к школе и его мотивационную
готовность через рисунок.
Для того чтобы исключить диагностические ошибки, после рисования с
детьми проводится беседа, в ходе которой уточняется, почему он нарисовал ту или иную ситуацию. Результаты методики отношения ребенка к школе и его мотивационная готовность представлены в таблице 3.
Таблица3
Уровень социальной адаптации первоклассников к школе.
Методика Н.Г. Лускановой
Уровни адаптации Количество учащихся % соотношение
Высокий 3 27
Средний 5 46
Низкий 3 27
Рис.3 Распределение первоклассников по уровням социальной адаптации
Таким образом, в данной группе мы можем видеть все три уровня
адаптации.
27% хорошо адаптированы. Они позитивно относятся к школе, адекватно
воспринимают задание, прилежны, могут до конца выслушать объяснение
учителя и выполнить задание без помощи со стороны. Легко усваивают
учебную программу.
46% детей так же положительно относятся к школе. Учебная ситуация не
вызывает негативных переживаний. Они понимают материал, могут решать
типовые задания. Дети дружат с одноклассниками. Однако мотивация к учебе не всегда выражена.
27% детей к учебе и школе относятся отрицательно. У них чаще
отмечается подавленное настроение. Дети склонны к нарушениям
дисциплины. Могут нерегулярно готовиться к занятиям. Учебный материал
усваивают фрагментарно, поскольку не способны к длительному
сосредоточению. У них нет друзей в классе.
Таким образом, по результатам проведенных методик, мы видим, что у
27% учащихся имеются проблемы с социальной адаптацией к школьному
обучению, наблюдается повышенная тревожность и эмоциональный
дискомфорт.
По результатам проведенного исследования мы получили данные о том,
что процесс адаптации у многих детей завершен (поскольку их внешнее
поведение благополучно), на самом деле у 27% детей в классе имеются
проблемы с социальной адаптацией. Они испытывают тревожность, негативные
эмоции. Таким детям требуется специальная помощь.
2.3. Программа по социальной адаптации первоклассников к школе
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует, что для
благоприятной социальной адаптации ребенка к условиям школьного обучения требуется организация специальной программы.
Цель программы: совершенствование процесса социальной адаптации
первоклассников к школьному обучению.
Задачи программы:
1.Выявить группу первоклассников, чей уровень социальной адаптации
находится на низком уровне.
2. Развивать коммуникативные способности детей, посредством которых
они будут учиться понимать других детей и взрослых, оценивать свое
поведение.
3. Разработать рекомендации для родителей по вопросам социальной
адаптации первоклассников к школе.
Показатели благоприятной социальной адаптации:
-сохранность физического, психического и социального здоровья;
-установление конструктивных контактов с учащимися класса и с
учителем;
- использование ребенком адекватных форм поведения;
- успешное усвоение программы и овладение навыками учебной
деятельности.
Программа по социальной адаптации первоклассников
Время реализации: сентябрь – ноябрь 2019-2020 учебный год.
Предполагаемый результат: благоприятная и быстрая социальнопсихологическая адаптация первоклассников к обучению в школе.
Программа включает три направления: работа с родителями, работа с
педагогами, работа с детьми (см. Приложение 3)
Рассмотрим каждое направление более подробно.
Первое направление: работа с родителями.
Цель данного направления: создать условия, обеспечивающие
благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Мероприятие № 1 Тематическое родительское собрание-практикум
«Портрет будущего первоклассника».
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в
вопросах подготовленности будущих первоклассников школьному обучению.
Задачи:
1. Познакомить родителей с составляющими готовности детей 6-7 лет к
обучению в школе.
2.Расширить представления родителей о возрастных психофизических
особенностях детей 6-7 лет.
3. Обогатить педагогический опыт родителей разнообразными методами
и приёмами формирования готовности детей к школьному обучению, дать
родителям полезные советы и рекомендации.
Форма проведения: консультация.
Методика проведения включает в себя выступление педагога на тему:
«Какими умениями, знаниями, навыками должен обладать будущий
первоклассник?», анкетирование родителей по теме данного собрания,
выступление психолога «Возрастные психологические особенности будущих
первоклассников». Родителям даны полезные советы и рекомендации по
подготовке детей к обучению в школе. Представлена педагогическая
литература по теме собрания с аннотацией книг.
Мероприятие № 2 Семинар для родителей будущих первоклассников:
"Школа - новый этап в жизни ребенка".
Цель: построение взаимодействия между семьей и школой.
Задачи:
1. Знакомство с родителями первоклассников.
2. Укрепление связи с родителями, привлечение их к совместной
деятельности.
3. Информирование: требования школы, образовательная программа,
дополнительные услуги, организация второй половины дня в школе.
4. Решение организационных проблем: новое предметное окружение и
здоровье школьника.
5. Минимизация адаптационных проблем на старте: родители и дети - переход
в новый статус.
Форма проведения: семинар.
Методика проведения включает в себя разыгрывание практических
ситуаций и способов их решения, информирование родителей по подготовке
ребенка к школе, решение актуальных вопросов с родителями в диалоговой
форме. Родители ознакомлены с УМК, по которому будут учиться их дети.
Мероприятие № 3 «Скоро в школу»
Цель: установление сотрудничества, преемственности и
согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки
дошкольников к школе.
Задачи:
- подготовить родителей и детей к новой социальной роли – «родители
ученика» и «ученик»;
- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к
школьному обучению через использование наиболее эффективных форм
взаимодействия;
- формировать осознанное отношение родителей и детей в
необходимости целенаправленной подготовки к школе с целью безболезненной
адаптации и дальнейшего успешного обучения.
Предварительная работа:
-консультация «Уровни готовности ребенка к школе в организации
подготовки к школьному обучению»,
-анкетирование «Готовы ли родители к школе?», подготовка родителей к
выступлению. Содержание заседания
Форма проведения: круглый стол - «Скоро в школу»
1. Проигрывание проблемных ситуаций: «Приемы эффективного
взаимодействия с будущими школьниками»
2. Сообщение результатов анкетирования «Готовы ли родители к
школе?».
3. Просмотр презентации: «Готовы ли родители к школе?» - к новому
педагогу, к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным
обязанностям
4. Обсуждение педагогических ситуаций - оперативная реакция, выбор
ориентира, постановка педагогической цели и задачи, реализация способов
разрешения сложившейся ситуации, умение предвидеть результат
5. Презентация семейного опыта: «Мой ребенок скоро пойдет в школу» -
выявление и транслирование положительного семейного опыта по воспитанию
и развитию детей дошкольного возраста
6. Советы родителям: буклет «Обязанности родителей будущих
первоклассников».
Второе направление: работа с педагогами.