Файл: Адаптация ребенка к школе (Определение социальной адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Первичная диагностика социальной адаптации первоклассников

Исследование уровня социальной адаптации первоклассников проводилось

на базе МБОУ «СОШ №2» с. Верхнеяркеево, Илишевского района, РБ. В тестировании принимали участие обучающиеся 1 класса в количестве

11 человек, из них 5 девочек и 6 мальчиков.

Цель исследования: выявление уровня социальной адаптации

первоклассников к условиям обучения в образовательной организации.

Для изучения процесса социальной адаптации были использованы

следующие методики:

1.Анализ педагогической документации: анализ схемы - характеристики

класса.

2. Анкетирование для родителей.

3. Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина).

4. Проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г.

Лусканова).

5. Также использовался метод наблюдения по методике Р. Сирса. Данная

методика направлена на определение уровня тревожности и эмоционального

состояния ребенка на основании наблюдаемых поведенческих и

неврологических проявлений.

Достаточно хорошую информацию о состоянии ребёнка при начале

обучения могут дать родители. С этой целью можно использовать

анкетирование.

Таким образом, в конце первой четверти педагог составляет

характеристику класса, которая позволяет в динамике оценить состояние

адаптационных процессов у ребенка.

Анализ данных, которые содержатся в характеристике класса, а также

данных, полученных от родителей, позволяют оценить характер адаптационных механизмов у каждого ученика и разработать более индивидуальный подход к тем, у кого наблюдаются проблемы.

Однако для того, чтобы качественно оценить состояние группы,

требуется проведение дополнительных методов исследования, поскольку они

помогут выявить трудности у уже указанных детей и, возможно, выявят еще

детей с проблемами в адаптации.

Методика наблюдения Р.Сирса

Цель: выявление уровня тревожности у первоклассников.

Метод оценивания: наблюдение в группе детьми во время

непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной

деятельности, во время игр и прогулок. Также с целью уточнения проявлений

проводились беседы с родителями и с педагогами.

Результаты методики по выявлению уровня тревожности занесены в

таблицу 1.

Таблица 1

Результаты проявления уровней тревожности у учащихся 1 класса

Уровень тревожности Количество детей


Не проявляется 2

Низкий уровень тревожности 2

Пограничный уровень 1

Выраженная тревожность 6

Таким образом, мы видим, что признаки тревожности присутствуют у

большинства детей в той или иной мере.

Рис.1. Отображение уровня тревожности в 1 классе

Таким образом, мы видим, что только 2 детей в классе испытывают

эмоциональный комфорт, у остальных детей имеет место тревожность,

выраженная в той или иной степени. У 6 детей уровень тревожности

значительный, у 2 – низкий, но она присутствует. Один ребенок находится на

пограничном уровне между средним и выраженным уровнем. Следовательно,

общий уровень в классе достаточно тревожный. Эмоциональное состояние

детей нестабильное.

Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина)

Цель методики: изучение эмоционального отношения ребенка к

школьному обучению.

Анализ результатов: выбор темных цветов по отношению к большинству

кружков свидетельствует о негативных эмоциях ребенка по отношению к

школьному обучению в целом.

Результаты методики изучения эмоционального отношения ребенка к

школьному обучению занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты изучения эмоционального отношения детей

к школьному обучению

Количество учеников Негативно окрасили слова

3 ученика 27% слов

2 ученика 18 % слов

6 учеников 55 % слов

Таким образом, мы видим, что трое детей негативно окрасили более 50 %

слов, связанных со школьной тематикой. 6 детей оценило негативно только 20

% слов, 2 детей негативно оценили 30 % слов.

Рис.2. Отображение эмоционального отношения детей к школьному обучению

Таким образом, мы видим, что у каждого ребенка присутствуют какие-то

эмоционально значимые, негативно окрашенные факторы, связанные со

школьным обучением. У большинства детей процент негативно окрашенных

слов небольшой, но есть и такие дети, которые негативно воспринимают почти

все атрибуты, связанные со школой.

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г. Лусканова)

Цель: выявить отношение ребенка к школе и его мотивационную

готовность через рисунок.

Для того чтобы исключить диагностические ошибки, после рисования с

детьми проводится беседа, в ходе которой уточняется, почему он нарисовал ту или иную ситуацию. Результаты методики отношения ребенка к школе и его мотивационная готовность представлены в таблице 3.

Таблица3

Уровень социальной адаптации первоклассников к школе.


Методика Н.Г. Лускановой

Уровни адаптации Количество учащихся % соотношение

Высокий 3 27

Средний 5 46

Низкий 3 27

Рис.3 Распределение первоклассников по уровням социальной адаптации

Таким образом, в данной группе мы можем видеть все три уровня

адаптации.

27% хорошо адаптированы. Они позитивно относятся к школе, адекватно

воспринимают задание, прилежны, могут до конца выслушать объяснение

учителя и выполнить задание без помощи со стороны. Легко усваивают

учебную программу.

46% детей так же положительно относятся к школе. Учебная ситуация не

вызывает негативных переживаний. Они понимают материал, могут решать

типовые задания. Дети дружат с одноклассниками. Однако мотивация к учебе не всегда выражена.

27% детей к учебе и школе относятся отрицательно. У них чаще

отмечается подавленное настроение. Дети склонны к нарушениям

дисциплины. Могут нерегулярно готовиться к занятиям. Учебный материал

усваивают фрагментарно, поскольку не способны к длительному

сосредоточению. У них нет друзей в классе.

Таким образом, по результатам проведенных методик, мы видим, что у

27% учащихся имеются проблемы с социальной адаптацией к школьному

обучению, наблюдается повышенная тревожность и эмоциональный

дискомфорт.

По результатам проведенного исследования мы получили данные о том,

что процесс адаптации у многих детей завершен (поскольку их внешнее

поведение благополучно), на самом деле у 27% детей в классе имеются

проблемы с социальной адаптацией. Они испытывают тревожность, негативные

эмоции. Таким детям требуется специальная помощь.

2.3. Программа по социальной адаптации первоклассников к школе

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует, что для

благоприятной социальной адаптации ребенка к условиям школьного обучения требуется организация специальной программы.

Цель программы: совершенствование процесса социальной адаптации

первоклассников к школьному обучению.

Задачи программы:

1.Выявить группу первоклассников, чей уровень социальной адаптации

находится на низком уровне.

2. Развивать коммуникативные способности детей, посредством которых

они будут учиться понимать других детей и взрослых, оценивать свое


поведение.

3. Разработать рекомендации для родителей по вопросам социальной

адаптации первоклассников к школе.

Показатели благоприятной социальной адаптации:

-сохранность физического, психического и социального здоровья;

-установление конструктивных контактов с учащимися класса и с

учителем;

- использование ребенком адекватных форм поведения;

- успешное усвоение программы и овладение навыками учебной

деятельности.

Программа по социальной адаптации первоклассников

Время реализации: сентябрь – ноябрь 2019-2020 учебный год.

Предполагаемый результат: благоприятная и быстрая социальнопсихологическая адаптация первоклассников к обучению в школе.

Программа включает три направления: работа с родителями, работа с

педагогами, работа с детьми (см. Приложение 3)

Рассмотрим каждое направление более подробно.

Первое направление: работа с родителями.

Цель данного направления: создать условия, обеспечивающие

благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Мероприятие № 1 Тематическое родительское собрание-практикум

«Портрет будущего первоклассника».

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в

вопросах подготовленности будущих первоклассников школьному обучению.

Задачи:

1. Познакомить родителей с составляющими готовности детей 6-7 лет к

обучению в школе.

2.Расширить представления родителей о возрастных психофизических

особенностях детей 6-7 лет.

3. Обогатить педагогический опыт родителей разнообразными методами

и приёмами формирования готовности детей к школьному обучению, дать

родителям полезные советы и рекомендации.

Форма проведения: консультация.

Методика проведения включает в себя выступление педагога на тему:

«Какими умениями, знаниями, навыками должен обладать будущий

первоклассник?», анкетирование родителей по теме данного собрания,

выступление психолога «Возрастные психологические особенности будущих

первоклассников». Родителям даны полезные советы и рекомендации по

подготовке детей к обучению в школе. Представлена педагогическая

литература по теме собрания с аннотацией книг.

Мероприятие № 2 Семинар для родителей будущих первоклассников:

"Школа - новый этап в жизни ребенка".

Цель: построение взаимодействия между семьей и школой.

Задачи:

1. Знакомство с родителями первоклассников.

2. Укрепление связи с родителями, привлечение их к совместной


деятельности.

3. Информирование: требования школы, образовательная программа,

дополнительные услуги, организация второй половины дня в школе.

4. Решение организационных проблем: новое предметное окружение и

здоровье школьника.

5. Минимизация адаптационных проблем на старте: родители и дети - переход

в новый статус.

Форма проведения: семинар.

Методика проведения включает в себя разыгрывание практических

ситуаций и способов их решения, информирование родителей по подготовке

ребенка к школе, решение актуальных вопросов с родителями в диалоговой

форме. Родители ознакомлены с УМК, по которому будут учиться их дети.

Мероприятие № 3 «Скоро в школу»

Цель: установление сотрудничества, преемственности и

согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки

дошкольников к школе.

Задачи:

- подготовить родителей и детей к новой социальной роли – «родители

ученика» и «ученик»;

- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к

школьному обучению через использование наиболее эффективных форм

взаимодействия;

- формировать осознанное отношение родителей и детей в

необходимости целенаправленной подготовки к школе с целью безболезненной

адаптации и дальнейшего успешного обучения.

Предварительная работа:

-консультация «Уровни готовности ребенка к школе в организации

подготовки к школьному обучению»,

-анкетирование «Готовы ли родители к школе?», подготовка родителей к

выступлению. Содержание заседания

Форма проведения: круглый стол - «Скоро в школу»

1. Проигрывание проблемных ситуаций: «Приемы эффективного

взаимодействия с будущими школьниками»

2. Сообщение результатов анкетирования «Готовы ли родители к

школе?».

3. Просмотр презентации: «Готовы ли родители к школе?» - к новому

педагогу, к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным

обязанностям

4. Обсуждение педагогических ситуаций - оперативная реакция, выбор

ориентира, постановка педагогической цели и задачи, реализация способов

разрешения сложившейся ситуации, умение предвидеть результат

5. Презентация семейного опыта: «Мой ребенок скоро пойдет в школу» -

выявление и транслирование положительного семейного опыта по воспитанию

и развитию детей дошкольного возраста

6. Советы родителям: буклет «Обязанности родителей будущих

первоклассников».

Второе направление: работа с педагогами.