Файл: Пути стимулирования познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результатом проблемного обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, которая проявляется в самостоятельной познавательной активности. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки, познавательные интересы. Участие в исследовательской деятельности повышает у школьников уверенность в себе и дает возможность успешнее учиться.

5. Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в начальной школе - умение самостоятельно приобретать новые знания. Поэтому в начальной школе необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно увеличивается интерес учеников к занятиям, повышается уровень познавательных интересов. Использование новых необычных приёмов объяснения и закрепления материала урока, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание школьников, помогает развить произвольное внимание.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Младшие школьники требуют большей помощи при выполнении домашних заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время учителя для параллельной работы с другими учащимися.

Применение ИКТ на занятиях позволяет:

  • усилить положительную мотивацию обучения
  • активизировать познавательные интересы учащихся.
  • расширить возможности самостоятельной деятельности;
  • формировать навык исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. [9, С. 350]

Особенностью учебного процесса с применением ИКТ является то, что центром деятельности становится школьник, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Занятия с использованием ИКТ не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Развивать познавательный интерес необходимо и в учебной и во внеурочной деятельности. С появлением нового стандарта для начальной школы, стоит отметить, что большое внимание стало уделяться внеурочной деятельности в учебном плане школы. Во внеурочной работе более эффективно осуществляется индивидуальное общение, школьника легче вызвать на высказывание своих суждений, отношений к тому или иному явлению или объекту окружающего мира, сообщаемому учителем материалу. Такое «исследовательское общение» активизирует мыслительную деятельность и формирует творческое отношение к учебному процессу. В этом случае деятельность школьников постоянно направлена на анализ событий, поиск ответов на поставленные вопросы и нестандартных решений внеучебных заданий.


Опираясь на способности, склонности, интересы каждого из учащихся, учитель тем самым дает каждому школьнику возможность реализовать себя в процессе изучения и усвоения знаний, заданных в содержании различной внеурочной деятельности. Педагог, увлеченный своей деятельностью, проявляющий глубокий интерес к любым сферам воспитательно- образовательного процесса, становится изобретательным, способным создавать в классе нужную эмоционально-познавательную атмосферу и тем самым способствует более успешному формированию устойчивого познавательного интереса к любой деятельности. [7, С. 105]

Таким образом, познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Главной задачей педагога при организации эффективного учебно - воспитательного процесса в начальной школе является внедрение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что помогает развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. ФГОС НОО требует применения в образовательном процессе технологий деятельностного типа. На основе анализа литературы и практического опыта педагогов можно обозначить следующие технологии стимулирования познавательных интересов, применяемых в начальной школе: проектно-исследовательская технология, игровые технологии, технология интеграции (интегрированный урок), технология проблемного обучения, информационные компьютерные технологии.

Глава 2 . Изучение познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности

2.1 Диагностика познавательных интересов младших школьников

С целью изучения познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности было проведено экспериментальное исследование на базе МАОУ «СОШ им. А.Н. Арапова» пос. Верх-Нейвинский. В исследовании принимало участие 26 учащихся третьих классов.


Для выявления уровней познавательного интереса за основу были взяты показатели, предложенные В.И. Лозовой и Г.И. Щукиной:

  • отношение к учению, интерес к учению;
  • самостоятельность в выполнении заданий;
  • внимание (внимательное слушание объяснений учителя, сосредоточенность на своих мыслях, относящихся к изучаемому, слабая отвлекаемость);
  • вопросы ученика, обращенные к учителю;
  • стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, желание высказать свою точку зрения.

На основе выделенных критериев были определены три уровня познавательного интереса: высокий, средний, низкий.

Рассмотрим результаты исследования.

1. Наблюдение за поведением учащихся на уроках с целью изучения познавательных интересов младших школьников

Нами проводились систематические наблюдения за поведением учащихся на уроках с целью: охарактеризовать каждого ученика с точки зрения участия в деятельности на уроке; выявления учащихся часто задающих вопросы по изучаемому материалу, внимательно слушающих

объяснения или часто отвлекающихся, сосредоточенных на своих мыслях, не относящихся к изучаемому; с целью выявления степени самостоятельности в выполнении заданий, отношения к трудностям. Результаты наблюдения см. Рис 1.

Рисунок 1. Результаты наблюдения за поведением учащихся на уроках с целью изучения познавательных интересов младших школьников

Результаты наблюдения показали, что высокий уровень познавательной активности имеют 27 % учащихся класса. Эти учащиеся характеризуются тем, что они положительно относятся к учению, имеют стойкий интерес. На уроках внимательны, задают вопросы по изучаемому материалу, стремятся участвовать в деятельности на уроке по собственному побуждению. В выполнении заданий самостоятельны, работают в быстром темпе.

Средний уровень имеют 46% учащихся. Такие учащиеся характеризуются положительным отношением к учению, непостоянным интересом к учению, зависящим от успеха, легкости учебного материала, нуждаются во внешнем стимуле к учению. Не всегда внимательно слушают объяснения учителя, редко обращаются с вопросами, редко стремятся участвовать в деятельности по собственному желанию. Самостоятельны.

Низкий уровень познавательной активности у 27%. Учащиеся характеризуются отрицательным отношением к учению, не имеют интереса, нуждаются в постоянном стимуле к учению. Не проявляют активности на уроке, отвлекаются в моменты изучения теоретического материала, не обращаются с вопросами по существу изучаемого. Не самостоятельны, избегают трудностей познавательной деятельности.


Полученные результаты позволяют сделать выводы: в исследуемой группе высокий уровень развития познавательных интересов показали 7 учащихся, средний уровень - 12, низкий уровень - 7. Для детей младшего школьного возраста это не очень хорошие результаты, поскольку отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения, что зачастую приводит к проблемам в знаниях, несовершенству навыков и умений.

2. Методика «Познавательная активность младшего школьника», автор А.А. Горчинская

На основе полученных результатов были определены уровни выраженности познавательной активности (см. Рис. 2)

Рисунок 2. Результаты диагностики выраженности познавательной активности младших школьников

Сильно выраженная познавательная активность (38%) - этим детям нравится выполнять сложные задания, они стремятся самостоятельно найти ответ на трудный вопрос; много читают дополнительной литературы, стремятся всегда найти ответ на возникший вопрос; стремятся поделиться новыми знаниями с близкими, друзьями.

Умеренная познавательная активность (46%) - этим детям нравится выполнять сложные задания, но не всегда; у них неустойчивые интересы, стремятся всегда найти ответ на возникший вопрос; они редко стремятся поделиться новыми знаниями с близкими, друзьями.

Слабо выраженная познавательная активность (16%) - Обучающиеся, находящиеся на данном уровне, не проявляют интереса к изучаемому материалу, не стремятся самостоятельно находить нужную учебную информацию, не умеют использовать словари, справочники, хрестоматии и др. литературу как дополнительные источники для пополнения своих знаний.

Таблица 1

Результаты диагностики выраженности познавательной активности младших школьников

ФИ

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1.

Дима Б.

-

+

-

2.

Дима В.

-

+

-

3.

Оксана Г.

+

-

-

4.

Аня З.

-

+

-

5.

Соня З.

-

-

+

6.

Алина И.

-

+

-

7.

Богдан К.

-

-

+

8.

Кристина К.

-

+

-

9.

Иван Л.

-

-

+

10.

Стас Л.

-

-

+

11.

Саша М.

-

+

-

12.

Ярослав П.

+

-

-

13.

Дима Т.

-

-

+

14.

Артур Ю.

-

-

+

15.

Витя С.

-

-

+

16.

Герман О.

-

+

-

17.

Женя А.

-

+

-

18.

Илья У.

-

+

-

19.

Коля Т.

+

-

-

20.

Леня Ш.

-

-

+

21.

Маша В.

-

+

-

22.

Наташа О.

-

-

+

23.

Петя Г.

+

-

-

24.

Рома Л.

-

+

-

25.

Тимур Ц.

-

+

-

26.

Юля Б.

-

-

+

Итого

16%

46%

38%


3. Методика «Оценка уровня школьной мотивации», автор Н. Лусканова .

Диагностика мотивационных предпочтений в учебной деятельности проводилась в форме анкетирования и показала следующее (см. Рис 3.)

Рисунок 3. Результаты диагностики мотивационных предпочтений младших школьников в учебной деятельности

Результаты исследования свидетельствуют о том, что 46% учащихся демонстрирует высокий уровень мотивации. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой и учителем требований.

У 35% испытуемых средний уровень, такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы пообщаться со своими друзьями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень продемонстрировали 19% учащихся. Они не справляются с учебной деятельностью, у них возникают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Можно сделать вывод, что процент детей с несформированной мотивацией учения достаточно высок. А это означает, что детей мало интересует школа, как источник получения знаний и как стремление овладеть знаниями, умениями и навыками, а, следовательно, слабо развиты познавательные интересы

.Таблица 2

Результаты диагностики мотивационных предпочтений младших школьников в учебной деятельности

ФИ

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1.

Дима Б.

+

-

-

2.

Дима В.

-

-

+

3.

Оксана Г.

-

+

-

4.

Аня З.

-

+

-

5.

Соня З.

-

-

+

6.

Алина И.

-

-

+

7.

Богдан К.

-

-

+

8.

Кристина К.

-

-

+

9.

Иван Л.

-

-

+

10.

Стас Л.

-

-

+

11.

Саша М.

-

+

-

12.

Ярослав П.

+

-

-

13.

Дима Т.

-

+

-

14.

Артур Ю.

-

+

-

15.

Витя С.

-

-

+

16.

Герман О.

-

+

-

17.

Женя А.

-

-

+

18.

Илья У.

-

+

-

19.

Коля Т.

+

-

-

20.

Леня Ш.

-

-

+

21.

Маша В.

-

+

-

22.

Наташа О.

-

-

+

23.

Петя Г.

+

-

-

24.

Рома Л.

-

+

-

25.

Тимур Ц.

+

-

-

26.

Юля Б.

-

-

+

Итого

19%

35%

46%