Файл: Пути стимулирования познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 496

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Образовывать человека в современной системе образования - значит воспитывать в нем способность и потребность открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности. Следует так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником деятельности по их реализации. Познавательный интерес выступает как одно из условий достижения эффективности и высокого качества образования. Наличие познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается рост сознательного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. Поэтому перед школой стоит задача: сделать школьника активным участником познавательной деятельности. Решение этой задачи во многом зависит от осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - важная стратегическая задача современной российской школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели обучения, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться [46]. Решение этой задачи невозможно без развития и формирования у младших школьников стойкого познавательного интереса, постоянного желания углубиться в сферу познания. От этого в будущем будут зависеть успехи подрастающих школьников не только в годы обучения в стенах школы, но и в дальнейшем профессиональном образовании [20].

В настоящее время проблема интереса как важного стимула формирования личности все больше привлекает внимание как исследователей, так и учителей-практиков, ищущих эффективные методы и средства развивающего обучения. Познавательный интерес — интегральное качество личности, которое имеет сложную структуру, включающую как отдельные психические процессы (умственные, эмоциональные, регулятивные), так и объективно-субъективные связи личности с миром, выраженные в отношениях. Ребенок реализует свой интерес в процессе основной деятельности, так как сильнейшим мотивом в обучении является именно познавательный интерес, который активно взаимодействует с системой ценностных ориентаций, целями, результатами деятельности, отображает все составляющие личности: интеллект, волю, чувства.


Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные силы школьников. Значительный вклад в решение указанной проблемы внесли психологи и педагоги Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.О. Данилов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.

Несмотря на то, что проблема познавательных интересов у младших школьников широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой. Активизация процесса обучения создает возможность преодоления противоречий между требованиями социума к начальному образованию и общепринятым опытом обучения, между педагогической теорией и практикой.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: познавательные интересы учащихся младших классов.

Цель исследования: выявить теоретические основы развития учащихся, определить особенности развития познавательных интересов младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретические основы развития познавательного интереса в теории педагогической науки
  2. Рассмотреть особенности и возможности развития познавательных интересов у учащихся в начальной школе.
  3. Провести диагностику и анализ познавательных интересов младших школьников (на примере учащихся 3-го класса).
  4. Разработать рекомендации для педагогов по развитию познавательных интересов у учащихся в начальной школе.

Методы исследования:

теоретические - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта;

эмпирические - педагогический эксперимент, опросники (анкетирование), наблюдение, тестирование.

математические - регистрация качества и количества собранных данных, определение места каждому исследуемому результату, статистические методы обработки информации.

Опытно-экспериментальная база исследования - МАОУ «СОШ им. А.Н. Арапова» пос. Верх-Нейвинский. В исследовании принимало участие 26 учащихся третьих классов.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложения

.


Глава 1. Теоретические основы развития познавательных интересов у младших школьников

1.1. Характеристика познавательных интересов учащихся

Проблема развития познавательных интересов стояла перед учителями всегда. Еще Сократ обучал своих учеников умению логически мыслить, выискивая истину, раздумывая. Ж. -Ж. Руссо создавал для ученика специальные ситуации, вынуждающие к познавательному напряжению, чтобы тот захотел отыскать новое знание. Песталоцци и другие педагоги обучали так, чтобы ученик не только получал готовые знания, но и самостоятельно добывал их. В полной степени эта проблема получила свое обоснование в педагогике XX века. Так, свою систему обучения и воспитания, основывающуюся на пробуждении познавательного интереса учащихся, на организации их совместной деятельности с учителем, разрабатывал Ш.А. Амонашвили.

Интерес обычно определяют как положительно-оценочное отношение человека к его деятельности. Познавательный интерес находится в сфере познавательной деятельности, в процессе которой школьник овладевает необходимыми способами, умениями и навыками получения знаний. [7, С.104]

Феномен интереса рассматривается педагогами и психологами в контексте трех научных течений: интеллектуального, эмоционального, волюнтаристского. Сторонники интеллектуального направления связывают интересы с умственной деятельностью человека, его познавательными процессами; Представители эмоционального направления - с чувствами удовольствия и радости; Сторонники волюнтаристского течения - с волевыми аспектами личности, определяющими преодоление трудностей [16, С.23]

С точки зрения Спирина А.В, характерными особенностями интереса являются:

    1. связь с потребностью человека в познании, в ориентировке в окружающей среде;
    2. развитие интереса к познанию начинается в раннем детстве;
    3. познавательный интерес есть единство объективного (явления действительности, на которые он направлен) и субъективного (значимость познавательной деятельности для субъекта);
    4. связь с позитивным отношением к предмету познания [31, С.327]

Карпенко А.В. обозначила следующие условия развития интереса к знаниям:

  • максимально опираться на активность мыслительной деятельности школьников;
  • вести процесс обучения на оптимальном уровне развития школьников;
  • создавать эмоциональную атмосферу обучения, положительный эмоциональный тонус в учебном процессе;
  • обеспечить благоприятное общение в процессе учебы [12, С.156]

Меньшикова Е. А. под познавательным интересом понимает интерес к учебной деятельности. Его возникновению способствуют следующие факторы: опыт и знания ребенка; методы и средства подачи материала. Она определила в качестве критериев сформированности познавательных интересов особенности поведения и деятельности школьников в учебном процессе и внеурочной деятельности, применительно к познавательным интересам, а также особенности всего образа жизни учащихся [22, С.19]

Бедарева А.Н. определяет познавательный интерес как активную познавательную направленность, которая связана с эмоционально положительным отношением к познанию предмета, с радостью учения, преодолением сложностей, созданием ситуаций успеха, с самовыражением и самоутверждением развивающейся личности [4,С 52].

Психологические процессы, которые включены в познавательный интерес, понимаются как имеющие особые связи, специфические взаимоотношения. То есть интерес - это совокупность многих психических процессов, задающих особую энергию деятельности, особые эмоциональные состояния личности.

По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями [33, С. 59]. Для развития познавательных интересов необходимо непрерывно побуждать детей вопросами, задачами, активными поисками ответов, в целях проникновения вглубь предмета. Варьирование разных методов обучения, использование разнообразных подходов к организации учебной деятельности школьников, пробуждают их самостоятельность в учебе и позитивно влияют на познавательный интерес .

Исследователями выявлено, что главным источником познавательного интереса служит процесс углубленной, сосредоточенной деятельности, которая направлена на решение познавательных задач. Большое значение в структуре деятельности имеет взаимосвязь ее результата и познавательных интересов. Хороший результат всегда благоприятен для интереса, а интерес к деятельности приводит к успешному результату. Тщательный анализ результатов деятельности со стороны педагога при активном участии в этом обучающихся вырабатывает адекватность самооценок своих результатов у каждого ученика, что способствует развитию познавательного интереса, переходу его на новый, более высокий уровень, поскольку при оценивании результатов собственной деятельности происходит воспитание ценностных ориентаций в познании школьников. [10, С. 40]


Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Учёные выделяют следующие этапы его становления:

    1. любопытство,
    2. любознательность,
    3. познавательный интерес,
    4. теоретический интерес [23, С. 235]

Хотя выделение этих этапов является в большей степени условным, характерные черты каждого из них общепризнаны в педагогике и психологии.

Рассмотрим каждый этап более подробно:

      1. Любопытство - элементарный этап избирательного отношения, который обусловлен чисто внешними, зачастую неожиданными обстоятельствами, которые привлекают внимание ученика. Важно отметить, что элементарная ориентировка, обусловленная новизной ситуации, может и не иметь большого значения для развития познавательных интересов. На этапе любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, которая связана с занимательностью того или иного предмета или ситуации. Этот этап ещё не обнаруживает настоящего стремления к познанию, но может послужить его начальным толчком.
      2. Любознательность - ценное качество личности. Ее можно охарактеризовать как стремление личности проникнуть за границы увиденного. Для этого этапа развития интереса присущи достаточно интенсивное проявление эмоций. С.И. Кудинов определил любознательность как целостную структуру мотивационно-смысловых и инструментально- стилевых характеристик, которые обеспечивают постоянство стремлений и готовность человека, к усвоению новой информации. Любознательность, по мнению Г.Н. Морозовой, близка к интересу, но она диффузна, не сосредоточена на определённом предмете или деятельности. Согласно К.М. Рамоновой, любознательность является особой формой активности, которая отличается рядом особенностей. Она имеет связь с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью и является важным условием успешности умственной деятельности, происходящей с наименьшими затратами энергии и утомлением. Развитие любознательности возможно при условии демонстрации ученику противоречивых фактов, которые побуждают его к поиску причин этих противоречий
      3. Познавательный интерес обычно проявляется в осознании причинно- следственных связей и закономерностей, в выявлении общих принципов предметов и явлений, действующих в разных условиях. Этап познавательного интереса связывают с желанием школьника разрешить проблемный вопрос. В центр внимания ученика становится не деятельность, а вопрос, проблема. Познавательный интерес, как своеобразная направленность человека на познание окружающего мира, характеризуется непрерывным последовательным движением, содействующим переходу учащегося от незнания к знанию, от менее полного к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерны напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы [27, С. 367]
      4. Теоретический интерес продиктован как желанием познать сложные теоретические вопросы и проблемы конкретной науки, так и их использованием как инструмента познания. Это этап активного воздействия личности на мир, на его переустройство, который непосредственно связан с мировоззрением личности, с ее убеждениями в силе и возможностях науки. Теоретический интерес характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.