Файл: Пути стимулирования познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование ИКТ способствует развитию воображения учащихся, будит их фантазию, стремление творить. У детей возникает потребность выражать свои впечатления, эмоции в слове, рисунке. Дети искренне, непосредственно выражают свои мысли, им хочется поделиться своими размышлениями, они дают «неизбитые», нестандартные ответы. В этом и заключается ценность уроков с использованием ИКТ.

3. Рекомендации по стимулированию вопросов ученика, обращенных к учителю.

Всякая мыслительная деятельность начинается с вопроса, с удивления. Поскольку удивление рождает мысль, нужно стараться вызвать у ребенка вопрос, показать предмет так, чтобы ребенок удивился вдруг открывшейся незнакомой стороне в нем.

Учащийся формулирует вопрос в том случае, если проблема соответствует его интересам, так как дети испытывают потребность в восполнении дефицита информации в области тех сложных проблем, на которые направлен их интерес. Кроме того, условием рождения первых познавательных вопросов является спор между детьми, предлагающими различные способы решения общей задачи.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также данные наблюдений позволили разработать следующую модель организации работы на уроках:

- создание атмосферы делового доверительного общения, основанную на положительном отношении учителя к детям, к постановке ими познавательных вопросов, одобрительной оценке их активности, обращенных к учителю действий (сомнения, возражения, указания на трудности, просьбы о помощи);

  • преподнесение учебного материала на основе создания проблемных ситуаций, которые побуждают детей к преодолению возникающих трудностей, а также с использованием заданий, развивающих у учеников способность самостоятельно добывать новую информацию для решения поставленных задач с помощью познавательных вопросов;
  • организация на каждом уроке сотрудничества учеников не только с учителем, но и со сверстниками, что является основным условием успешного развития познавательной инициативности младших школьников, так как, опираясь на собственные знания, умения и навыки при совместном выполнении задания, дети учатся рассуждать, строить догадки, самостоятельно добывать новые знания в процессе обучения.

С целью научить детей ставить правильно вопросы, то есть правильно, точно их формулировать и достаточно понятно их излагать, можно провести игру "Угадай предмет". Игра заключается в том, что учитель загадывает предмет, а дети задают вопросы и, не называя предмет, отгадывают то, что задумал учитель. Затем роль ведущего отводилась тому, кто отгадал предмет.


С целью научить этих детей задавать вопросы, можно также давать им следующие задания:

  • задать как можно больше вопросов к изучаемому правилу;
  • составить для класса как можно больше вопросов по пройденной теме.

Вопросы ученика, обращенные к учителю выражают стремление постичь неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Поэтому любой самостоятельный вопрос уже показатель возникновения познавательного интереса и инициативности.

4. Развитие стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, желание высказать свою точку зрения.

Важным показателем мотивации учения является стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в желании высказать свою точку зрения.

Здесь большую роль играют особенности отношений между участниками образовательного процесса, которые при доброжелательных, доверительных отношениях способствуют развитию деятельностной активности. Перечислим особенности этих отношений:

  • эмоциональный тонус деятельности учащихся;
  • интеллектуальный настрой школьников учителем;
  • высокая эмоциональность в дискуссиях;
  • эмоциональность самого педагога;
  • совместная увлеченность деятельностью;
  • деловой, энергичный стиль на уроке;
  • педагогический оптимизм, доверие познавательным возможностям ученика;
  • взаимная поддержка, поощрения.

Задача учителя заключается в необходимости помочь каждому школьнику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи.

Вся работа с детьми должна проходить в доброжелательном, жизнерадостном микроклимате класса. Необходимо учитывать влияние внешних средств привлечения младших школьников к учению: игра, наглядные пособия, занимательность, осуществлять постоянную проверку и оценку работы учащихся. Использование на уроках игровых методик является важным средством развития познавательного интереса. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается потребность в высказывании своей точки зрения, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

Игровые технологии выполняют важнейшую роль в воспитательном процессе, тренируют память, помогают обрести новые навыки и умения; стимулируют умственную деятельность, развивают мышление. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик выступает как субъект познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Обучаясь различного рода играм, школьник становится более активным, целеустремленным и развитым.


Очень важным источником стимулирования познания у младших школьников является использование в обучении научно-художественной и научно-популярной литературы, беседы о содержании этих книг и их анализ. Необходимо проводить классные часы, составлять кроссворды и таблицы, проводить встречи с интересными людьми, вести альбомы, делать мини- спектакли, экскурсии и т. п.

Научно-популярная и научно-художественная литература представляют собой особый тип литературного произведения, призванный нести широкому кругу читателей, в том числе и учащимся школ, сведения из разных отраслей наук. Важнейшими принципами данной литературы являются доступность и понятность. Это воспитывает ребенка, помогает развивать его интересы и увлечения.

Такая многоплановая работа создает условия для развития и закрепления познавательного интереса у учащихся в начальной школе.

Таким образом, развитие и стимулирование познавательного интереса учащихся, их активности в различных видах деятельности являются необходимым условием для успешного овладения младшими школьниками учебной деятельностью. Правильно организованная работа на уроках способствует постепенному развитию и усилению познавательного интереса у детей. Несомненным фактом является также влияние на познавательный интерес мастерства учителя. Очень важно, чтобы школьники переживали

радость открытия на каждом уроке, чтобы у них развивался познавательный интерес, и формировалась вера в собственные силы

.

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрена проблема развития познавательных интересов у учащихся в начальной школе. На основе анализа теоретической литературы и полученных результатов проведенного нами опытно-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения. Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Учёные выделяют следующие этапы его становления: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у школьников малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
  2. Младший школьный возраст - период развития ребёнка, который соответствует этапу его обучения в начальной школе. Познавательные интересы младших школьников представляют собой важный фактор обучения и в то же время являются жизненно-необходимым фактором становления личности. Педагогическая наука сегодня, с введением ФГОС НОО, располагает большими возможностями, использование которых в практической работе помогает успешному достижению цели развития познавательных интересов младших школьников. С целью решения проблемы формирования, развития и активизации познавательных интересов в начальной школе необходимо постоянно создавать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.
  3. Познавательный интерес развивается в процессе обучения посредством предметного содержания деятельности и складывающихся взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Главной задачей педагога при организации эффективного учебно-воспитательного процесса в начальной школе является внедрение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что помогает развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей. ФГОС НОО требует применения в образовательном процессе технологий деятельностного типа. На основе анализа литературы и практического опыта педагогов можно обозначить следующие технологии стимулирования познавательных интересов, применяемых в начальной школе: проектно-исследовательская технология, игровые технологии, технология интеграции (интегрированный урок), технология проблемного обучения, информационные компьютерные технологии.
  4. Под диагностикой познавательного интереса понимается совокупность различных методов, позволяющих выявить исходный уровень познавательного интереса, а также его развитие в процессе обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что разными исследователями (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.) были разработаны критерии и показатели сформированности познавательного интереса. Основываясь на исследованиях Г.И. Щукиной, нам представляется целесообразным выделить три уровня развития познавательного интереса. Для выявления уровней познавательного интереса мы определили следующую совокупность методов: наблюдение за поведением учащихся на уроках с целью изучения познавательных интересов младших школьников, методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской, методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой, методика «Лесенка уроков» Н.В. Елфимовой.
  5. С целью изучения познавательных интересов у учащихся в начальной школе было проведено экспериментальное исследование. Результаты комплексного анализа данных, полученных в ходе наблюдения и при проведении всех методик, позволили установить три уровня сформированности познавательных интересов младших школьников: высокий (21%), средний (42%), низкий (37%). Диагностика показала, что большинство детей класса нуждаются в дополнительной работе по развитию познавательных интересов. Полученные результаты диагностики познавательных интересов младших школьников позволяют спланировать и скорректировать работу по дальнейшему их развитию.

6. Полученные результаты диагностики познавательных интересов младших школьников позволили спланировать и скорректировать работу по дальнейшему их развитию и разработать рекомендации по работе с детьми с низким, средним и высоким уровнями развития познавательных интересов. Развитие и стимулирование познавательного интереса учащихся, их активности в различных видах деятельности являются необходимым условием для успешного овладения младшими школьниками учебной деятельностью. Правильно организованная работа на уроках способствует постепенному развитию и усилению познавательного интереса у детей. Очень важно, чтобы школьники переживали радость открытия на каждом уроке, чтобы у них развивался познавательный интерес, и формировалась вера в собственные силы.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Данное исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития познавательного интереса у учащихся в начальной школе. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они могут быть использованы в деятельности педагогов начального образования при организации работы по развитию познавательных интересов младших школьников

.

Список использованных источников

  1. Алябушева, Г. В. Критерии диагностики познавательного интереса младших школьников [Текст] / Г. В. Алябушева // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции в 3 частях. - Научный центр «Диспут». 2015. - С. 8-10.
  2. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М.: Генезис, 2001. - 196с.
  3. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова. -М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
  4. Ефимов, В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. - 2017. - №2. - С.38-41.
  5. Кувалдина, Е. А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника // Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. - Киров, 2014. - С. 118-119.
  6. Куликова, В. А. Формирование у школьников познавательного интереса к математике (из опыта работы) // Образование и наука. - 2015. - №6. - С.132-142.
  7. Машарова, В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. - 2015. - № 2. - С. 1238.
  8. Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса// Вестник ТГПУ. - 2016. - №3. - С.16-20.
  9. Пастушкова, М. А. Формирование познавательных интересов учащихся начальной школы как необходимое условие повышения качества образования // Инновационные технологии в образовании: международная научно-практическая конференция. - Пенза: ПГУ, изд-во «Приволжский дом знаний», 2015. - С. 125-127.
  10. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов]: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 365 с.
  11. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] / И. С. Пологрудова // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 366-367.
  12. Прохоренко, А. В. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-2. - С. 233-239.
  13. Редченко, И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научно - практической конференции / Под общей редакцией В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. - 2015. - С. 211-217.
  14. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // ЗПУ. - 2017. - №3. - С.185-188.
  15. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М.: Педагогика, 2015. - 208 с.
  16. Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М. С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-­124.
  17. Волков П.Б., Волкова С.А. Специфика внеурочной деятельности при организации познавательной деятельности младшего школьника//В сборнике: Наука будущего: вопросы и гипотезы сборник материалов IX-ой международной научно-практической конференции. 2017. С. 101-105.
  18. Аверкина О.В., Осин А.К. Модель деятельности педагога по формированию учебно-познавательной компетенции младшего школьника во внеурочной деятельности//В сборнике: Молодежный научный потенциал XXI века: ступени познания сборник материалов IV Молодежной международной научно-практической конференции . 2018. С. 49-55.
  19. Плясецкая Т.В., Лахин Р.А. Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности//В сборнике: Молодой исследователь: вопросы науки и практики Материалы региональной научно-практической конференции. 2018. С. 51-55.
  20. Цыганок Т.А., Симакова Э.С. Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников//В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Сборник материалов II Научно-практического семинара. 2018. С. 203-209.
  21. Абрамичева О.С., Наумкина А.С. Познавательная деятельность младших школьников посредством активизации средств проблемного обучения//Вестник научных конференций. 2018. № 7-2 (35). С. 10-12.
  22. Карпенко Д.О. Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младшего школьника//В сборнике: исследовательская деятельность в образовательной организации: проблемы, поиск, решения сборник статей межрегиональной научно-практической конференции. Саратовский областной институт развития образования. 2018. С. 68-70.
  23. Нурмагомедов Д.М., Палангов А.Г. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения математике//В сборнике: начальное образование: инновации и ценности, теория и практика материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 233-238.
  24. Спирина А.В. Формирование познавательного интереса младших школьников через внеурочную деятельность//В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. Новосибирск, 2018. С. 326-327.
  25. Каменкова Н.Г., Колосова Е.Ю. Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников//Герценовские чтения. Начальное образование. 2017. Т. 8. № 1. С. 63-68.
  26. Карпенко А.В., Танина П.Е. Познавательная деятельность как одна из составляющих развития младшего школьника//В сборнике: научные преобразования в эпоху глобализации сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 153-157.
  27. Лисицкая Л.Г., Борисова О.В. Проектно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника и младшего школьника//Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. № 5. С. 62-68.
  28. Гамидова Г.У., Дорджиева Л.А. Проектная деятельность как условие формирования познавательной самостоятельности младших школьников//В сборнике: Наука и молодёжь: новые идеи и решения материалы X международной научно-практической конференции молодых исследователей. 2016. С. 346-350.
  29. Ковалева Е.А. Продуктивно-творческая деятельность как средство формирования познавательной сферы младших школьников//Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2017. № 7. С. 25-29.
  30. Клопина Н.О. Учебная деятельность как основа для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников//В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы XIII международной научно-практической конференции. 2015. С. 222-223.
  31. Крысова Т.И., Чернецкая Н.Ю., Зарипова М.М. Активизации познавательной активности младших школьников через урочную и внеурочную деятельность//В сборнике:II международная научно-практическая мультиконференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности 2016. С. 35-38.
  32. Бедарева А.Н. Применение дидактических электронных ресурсов для активизации познавательной деятельности младших школьников//Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2016. № 4 (42). С. 51-53.
  33. Кель Т.И. Применение средств икт в формировании познавательной деятельности младших школьников//Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2016. № 4 (42). С. 74-75.
  34. Будаева Е.В., Синдикова Г.М. Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников//В сборнике: Научные открытия 2016 XII Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп». 2016. С. 157-159.

Приложение 1

Карта наблюдения за проявлением познавательного интереса у учащихся на уроках

Имя

Критерии для наблюдения на уроке за учеником

П/

ребен

Степень

активности

включения в

работу

на уроке

Особенности

проявления

инициативы (сам

или по

требованию

учителя)

Навыки

сосредоточения при

выполнении

длительного

интеллектуального задания.

Участие

в

выполне

нии

творческ

их

задании

во время

урока

Реакция на

Умени

Поведен

Эмоциональ

Степень

Урове

п

ка

проблемные

е

ие

ное

привлекательн

нь

вопросы,

задава

ученика

отношение

ости участия в

вопросы на

ть

во время

ученика к

работе на

сообразительн

вопро

выполне

выполняемо

уроке

ость

сы на

ния

й им

уроке

умственн

учебной

ой

работе

работы

1.

Дима

1

2

2

1

1

2

2

3

1

средн

Б.

ий

2.

Дима

2

3

3

2

2

3

3

3

2

высок

В.

ий

3.

Оксан

1

2

1

2

2

1

1

3

1

низки

а Г.

й

4.

Аня

2

1

1

2

2

2

1

3

2

средн

З.

ий

5.

С оня

1

2

2

2

2

1

2

2

1

средн

З.

ий

6.

Алин

2

1

2

3

2

2

2

3

2

средн

а И.

ий

7.

Богдан К.

3

3

2

3

2

2

2

3

2

высокий

8.

Кристина К.

2

2

2

2

2

1

2

2

2

средний

9.

Иван Л.

1

2

1

3

1

2

2

2

2

средний

10.

Стас Л.

3

3

2

2

2

3

2

3

2

высокий

11.

Саша М.

1

2

1

2

2

1

1

1

2

низкий

12.

Ярослав П.

2

1

2

2

1

1

1

2

1

низкий

13.

Дима Т.

2

2

2

3

1

2

2

2

2

средний

14.

Артур Ю.

1

2

2

2

2

1

2

2

1

средний

15.

В итя С.

2

3

3

3

3

2

2

3

2

высокий

16.

Герман О.

3

2

2

1

2

2

1

2

2

средний

17.

Женя А.

2

2

1

2

2

2

2

3

2

средний

18.

Илья У.

1

1

1

2

1

1

1

3

1

низкий

19.

К оля Т.

2

1

1

2

1

1

1

3

2

низкий

20.

Леня Ш.

3

2

2

3

3

2

2

3

2

высокий

21.

Маша В.

1

1

1

3

1

2

1

3

2

средний

22.

Наташа О.

2

3

3

3

3

2

2

3

2

высокий

23.

П етя Г.

1

1

1

1

1

2

2

2

2

низкий

24.

Рома Л.

2

2

1

2

2

1

3

2

1

средний

25.

Тимур Ц.

2

1

1

1

1

1

1

2

1

низкий

26.

Юля Б.

2

3

3

2

2

3

3

3

2

высокий