Файл: Пути стимулирования познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 512

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Методика «Лесенка уроков», автор Н.В. Елфимова.Результаты, получены по методике «Лесенка уроков» свидетельствуют о том, что учащиеся на первое место (1-3 ступени) ставят математику (31,8%), русский язык (45%), физкультуру (45,4%). На втором месте (4-6 ступени) по значимости для детей были русский язык (25,9%), математика (18,5%), литературное чтение и окружающий мир(11,1%). Третье место (7-8 ступени) в «Лесенке уроков» детьми было отведено физкультуре (25,9%), окружающему миру (18,5%), литературному чтению (18,5%), русскому языку (18,5%) и математике (14,8%).

Данные свидетельствует о том, что дети выбирают различные предметы, в том числе и не самые значимые с точки зрения показателей их школьной успеваемости: физкультура, окружающий мир, а также ряд основных предметов: математика, русский, литературное чтение.

Результаты проведения методики «Лесенка уроков».

Результаты комплексного анализа данных, полученных в ходе наблюдения и при проведении всех методик, позволили установить три уровня сформированности познавательных интересов младших школьников:

  • высокий уровень сформированности познавательного интереса (37%): для младших школьников характерно проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
  • средний уровень сформированности познавательного интереса (42%): для них характерна большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
  • низкий уровень сформированности познавательного интереса (21%): младшие школьники не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Предложенный нами диагностический инструментарий может использоваться учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования для выявления уровня сформированности познавательных интересов младших школьников и для эффективной организации учебно - воспитательного процесса. Полученные результаты диагностики познавательных интересов младших школьников позволяют спланировать и скорректировать работу по дальнейшему их развитию.


Таким образом, с целью изучения познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности было проведено экспериментальное исследование. Для выявления уровней познавательного интереса за основу были взяты показатели, предложенные В.И. Лозовой и Г.И. Щукиной: отношение к учению, интерес к учению; самостоятельность в выполнении заданий; внимание; вопросы ученика, обращенные к учителю; стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в познавательной деятельности. Результаты комплексного анализа данных, полученных в ходе наблюдения и при проведении всех методик, позволили установить три уровня сформированности познавательных интересов младших школьников: высокий (21%), средний (42%), низкий (37%). Диагностика показала, что большинство детей класса нуждаются в дополнительной работе по развитию познавательных интересов. Полученные результаты диагностики познавательных интересов младших школьников позволяют спланировать и скорректировать работу по дальнейшему их развитию.

Таблица 3

Сводная таблица результатов исследования познавательных интересов младших школьников

ФИ

Наблюдение

Методика

«Познавательная

активность

младшего

школьника»,

Методика «Оценка уровня школьной мотивации»

итог

Дима В.

в

с

в

в

Соня З.

с

в

в

в

Богдан К.

в

в

в

в

Иван Л.

с

в

в

в

Стас Л.

в

в

в

в

Витя С.

в

в

в

в

Леня Ш.

в

в

в

в

Наташа О.

в

в

в

в

Юля Б.

в

в

в

в

Оксана Г.

н

н

с

н

Ярослав П.

н

н

н

н

Коля Т.

н

н

н

н

Петя Г.

н

н

н

н

Тимур Ц.

н

с

н

н

Дима Б.

с

с

н

с

Дима Б.

с

с

н

с

Аня З.

с

с

с

с

Алина И.

с

с

в

с

Кристина К.

с

с

в

с

Саша М.

н

с

с

с

Дима Т.

с

в

с

с

Артур Ю.

с

в

с

с

Герман О.

с

с

с

с

Женя А.

с

с

в

с

Илья У.

н

с

с

с

Маша В.

с

с

с

с

Рома Л.

с

с

с

с


Таким образом, мы выяснили, что в классе обучаются 5 детей с низким уровнем развития познавательных интересов, 13 - со средним уровнем развития познавательных интересов и 9 человек с высоким уровнем развития познавательных интересов.

2.2 Рекомендации педагогу по развитию познавательных интересов у младших школьников

Развитие у ребенка устойчивого интереса к учебной деятельности, потребности в самостоятельном приобретении новых знаний является одной из главных проблем, стоящих перед учителями начальных классов.

Проведенное нами эмпирическое исследование познавательных интересов младших школьников показало, что большинство детей класса (63 %) нуждаются в дополнительной работе по развитию познавательных интересов. Особого внимания требуют дети с низким уровнем сформированности познавательного интереса (21%), поскольку интерес и успешность обучения являются основными параметрами, определяющими полноценное физиологическое и интеллектуальное развитие учащихся в начальной школе, а, следовательно, и качество работы учителя.

Первоочередная задача, стоящая перед учителем в работе с детьми с низким уровнем развития познавательных интересов, — сформировать у школьников устойчивые мотивы к учению, создать позитивный настрой по отношению к школе и учебному процессу. В числе дидактических принципов не последнее место занимает принцип активности, эффективная реализация которого имеет немалое значение для успешного освоения младшими школьниками ведущей деятельности — учебной.

Исследование позволило выявить основные направления работы по повышению познавательных интересов учащихся в данном классе:

- развитие положительного отношения к учению, интерес к учению;

  • повышение самостоятельности в выполнении заданий;
  • стимулирование вопросов ученика, обращенных к учителю;
  • развитие стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, желание высказать свою точку зрения.

На основе данных исследования были разработаны рекомендации педагогу по развитию познавательных интересов у младших школьников


1. Рекомендации по развитию положительного отношения к учению, интерес к учению.

При развитии положительного отношения к учению через содержание учебного материала можно использовать следующие приемы:

  • новизну содержания;
  • обновление уже освоенных знаний;
  • насущную практическую необходимость в знаниях для жизни человека;
  • культурно-исторический аспект знаний;
  • демонстрацию современных научных достижений.

Для воспитания положительного отношения к учению у тех детей, которые не любят учиться, не верят в успех в учебной деятельности можно использовать прием создания ситуации успеха в обучении. Он представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых ученики добиваются в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у них чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения:

  • подбор не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности (это сдвоенные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи);
  • помощь в выполнении учебных заданий одной и той же сложности (учащиеся получали индивидуальные карточки с примерами- аналогами, опорную схему для ответа).

Для воспитания интереса к учению у тех детей, у которых он отсутствует или непостоянно проявляется, можно использовать индивидуальные домашние задания:

  • задания по желанию (из нескольких заданий дети выбирали одно, которое им больше нравилось, было более интересным);
  • задания в занимательной форме: игры, ребусы, загадки;
  • задания-просьбы (подобрать примеры необычных фактов, опытов; подобрать занимательный материал по предметам).

Школьник будет работать на уроке с интересом, если ему предлагать посильные для него задания. Ведь одной из причин отсутствия желания учиться является то, что ученику на уроках дают выполнять задания, справиться с которыми он еще не может.

Необходимо стимулировать когнитивную деятельность учащихся и повышать интерес к процессу обучения на всех этапах любого урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы. К ним относятся дифференцированный подход к детям, различный дидактический, раздаточный, иллюстрационный материал, индивидуальная работа на уроке, технические средства обучения и другие. Очень важно, чтобы школьники переживали радость открытия на каждом уроке, чтобы у них развивался познавательный интерес, и формировалась вера в собственные силы.

Создание нестандартных ситуаций на уроке также стимулирует развитие познавательного интереса и внимания к учебному материалу, способствует активности школьников и снятию их усталости. Приведем примеры некоторых заданий. В практике работы учителя наиболее часто применяют такие нестандартные формы урока как урок- конкурс, урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие. Все эти уроки имеют свои особенности, но каждый из них позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь способствует пробуждению любознательности, что помогает учащимся облегчить процесс усвоения знаний. Зная и применяя все эти способы и приемы, можно добиться значительного повышения познавательного интереса в начальной школе.


Многообразие действенных приемов способствует возникновению у детей интереса и положительного отношения не только к результатам, но и самому учебному процессу, к учителю, помогает обрести уверенность в своих силах при преодолении трудностей.

2. Рекомендации по повышению самостоятельности в выполнении заданий.

При повышении самостоятельности учащихся через организацию познавательной деятельности учащихся можно выделить следующие моменты:

  • применение разнообразия форм самостоятельной работы, поскольку их сменяемость активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • внедрение проблемности, в которой должны содержаться удивление, трудности, поиски способов их решения, что тоже стимулирует активность и самостоятельность учащихся;
  • применение творческих работ, активизирующих эмоционально- волевые и интеллектуальные психические процессы школьника;
  • использование практических работ, формирующих активность через применение знаний.

Для детей с низким уровнем самостоятельности, не справляющимися с трудностями желательно использовать:

  • задания с алгоритмом;
  • задания с планом ответа;
  • задания с подготовительными упражнениями;
  • задания с инструкцией.

В развитии самостоятельности эффективное воздействие могут оказать современные информационные технологии как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.

Такие виды самостоятельных работ как создание презентаций по предметам, естественнонаучных исследовательских проектов, медиа сочинений, различного вида тестов, создание анимационных и видеороликов, разработка творческих проектов и др. способствуют процессу повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии вводят учащихся в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают познавательный интерес младших школьников к учебной деятельности. Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности использования учителем различных электронных пособий в обучении младших школьников. С точки зрения В.Ф. Ефимова для повышения познавательного интереса можно:

    1. Использовать на уроке отдельный иллюстративный мультимедийный материал: анимации, видео, слайд-шоу, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.
    2. Использовать справочный материал: словари, биографии ученых, интерактивные карты и таблицы - для выполнения творческих заданий школьниками во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.
    3. Использовать интерактивные задания на этапе закрепления нового материала; для составления контрольных и самостоятельных работ; на уроках-тренингах; для выполнения учеником домашней работы.
    4. Создавать презентации на основе разных материалов мультимедийного курса и использовать их на уроке в интерактивном варианте.
    5. Использовать результаты выполнения заданий, зафиксированные в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.
    6. Составлять и распечатывать задания для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.
    7. Использовать любой фрагмент электронного пособия для создания наглядно-иллюстративного материала урока, выведения его на распечатку.