Файл: Пути стимулирования познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, интерес обычно определяют как положительно - оценочное отношение человека к его деятельности. Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения. Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Учёные выделяют следующие этапы его становления: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у школьников малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

1.2 Возможности развития познавательных интересов у учащихся в начальной школе

Становление познавательных интересов школьников происходит, прежде всего, во время урока. Необходимо активизировать познавательную деятельность школьников и усиливать интерес к обучению на каждом этапе урока, используя для этого различные приемы, формы и виды работ: индивидуальный подход к детям, дифференцированную работу на уроке, разнообразный иллюстрационный и раздаточный материал, информационные компьютерные технологии и другие.

Особенно важно, чтобы учащиеся на каждом уроке чувствовали радость открытия, чтобы у них появлялась вера в свои способности и познавательный интерес. Успешность обучения и интерес - это основные параметры, определяющие полноценное интеллектуальное и эмоциональное развитие, следовательно, и качество работы педагога.

Методика эффективного формирования познавательных интересов учащихся имеет ряд этапов:

а) подготовка учащихся, которая обеспечивает определенный запас знаний и умений, языковых познавательных средств, необходимых для воспитания интересов учащихся;

б) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности, которое является необходимым условием формирования познавательного интереса;

в) организация творческой деятельности, которая пробуждает у учащихся познавательные запросы и ее активизация в процессе самостоятельной работы с целью дальнейшего развития познавательных интересов;


г) систематическая поисковая деятельность учителя, использование целесообразных форм и методов обучения и воспитания с целью развития у учащихся устойчивого познавательного интереса [29, С. 215]

Главной задачей педагога при организации эффективного учебно- воспитательного процесса в начальной школе является внедрение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что помогает развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.

Важно отметить, что развитие познавательного интереса к учению является средством повышения качества обучения. Это особенно значимо в начальной школе, когда только начинают формироваться и определяться постоянные интересы к определенному предмету. Чтобы формировать у школьников умение самостоятельно пополнять собственные знания, нужно воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одним из главнейших факторов развития интересов к учению является понимание школьниками необходимости изучаемого материала. Для развития познавательных интересов к изучаемому материалу большую важность имеет методика преподавания этого предмета. Поэтому прежде чем приступить к изучению определенной темы, педагог много времени должен уделять поискам активных средств, форм и методов обучения. Настоящее сотрудничество педагога и школьника возможно лишь при условии, что школьник будет хотеть делать то, что желает педагог. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, необходимо привнести элемент занимательности, как в содержание, так и в форму работы . [14, С. 75]

Для повышения познавательной активности учитель должен определить собственные методы, стимулирующие детские познавательные интересы.

Г.И. Щукина определила три группы стимулов познавательных интересов:

I. Стимулирование познавательных интересов через содержание учебного материала. Можно использовать следующие приемы:

  • новизну содержания;
  • обновление уже освоенных знаний;
  • культурно-исторический аспект знаний;
  • насущную практическую необходимость в знаниях для жизни человека;
  • демонстрацию современных научных достижений.
    1. Стимулирование познавательных интересов через организацию познавательной деятельности учащихся. Здесь можно выделить следующие моменты:
  • Разнообразие форм самостоятельной работы, поскольку их сменяемость активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • проблемность, в которой должны содержаться удивление, трудности, поиски способов их решения, что тоже стимулирует активность и самостоятельность учащихся;
  • творческие работы, активизирующие эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы школьника;
  • практические работы, формирующие активность через применение знаний.

  1. Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками образовательного процесса, которые при доброжелательных, доверительных отношениях способствуют развитию активности. Перечислим особенности этих отношений:
  • эмоциональный тонус деятельности учащихся;
  • интеллектуальный настрой школьников учителем;
  • совместная увлеченность деятельностью;
  • высокая эмоциональность в дискуссиях;
  • деловой, энергичный стиль на уроке;
  • эмоциональность самого педагога;
  • педагогический оптимизм, доверие познавательным возможностям ученика;
  • взаимная поддержка, поощрения.

Многие учителя применяют в учебном процессе разнообразные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты, работу со словарями и схемами, ввод интеграции и т.д. Очень часто применяются в практике работы учителей различные формы уроков: урок-сказка, урок- конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Все эти уроки имеют свои особенности, но все они позволяют сделать атмосферу в классе доброжелательной, проявить пытливость и любознательность, что, в итоге, облегчает процесс освоения знаний.

ФГОС НОО требует применения в образовательном процессе технологий деятельностного типа. На основе анализа литературы и практического опыта педагогов можно обозначить следующие технологии стимулирования познавательных интересов применяемых в начальной школе:

  1. Проектно-исследовательская технология
  2. Игровые технологии
  3. Технология интеграции (интегрированный урок)

4 Технология проблемного обучения

5. Информационные компьютерные технологии

Рассмотрим их подробнее.

1. Проектно-исследовательская технология.

Проектно-исследовательская технология как интегрированная процедура в образовательном процессе состоит из многих известных методов и способов активного обучения, включая: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов и другие. Её первоначальной формой является метод проектов, который успешно используется в современном процессе обучения. Именно проектно-исследовательская технология делает учащихся участниками творческого процесса, а не просто пассивными потребителями готовой информации.

Проектно-исследовательская деятельность школьников формирует общеучебные компетенции: информационные, коммуникативные, социальные, а также способствует включению в активный познавательный процесс школьника, в ходе которого он сам формулирует учебную проблему, выполняет сбор необходимой информации, планирует способы решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.


Метод проектов развивает познавательные интересы учащихся, критическое и творческое мышления, умения ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, младшие школьники учатся:

  • самостоятельно, критически мыслить,
  • принимать самостоятельные аргументированные решения,
  • размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы
  • работать в команде, выполняя различные социальные роли [8].

Проектно-исследовательская технология помогает заинтересовать

учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Проведение учебных исследований и проектов с младшими школьниками позволяет формировать их жизненный опыт, стимулирует творчество и самостоятельность, удовлетворяет потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста[19, С. 137]

2. Игровые технологии.

Игровые технологии можно рассматривать как педагогические технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности школьников. В процессе игры меняется мотивация учения, знания усваиваются не впрок, не для будущего времени, а в целях обеспечения непосредственных игровых успехов учащихся в реальном для них процессе.

Возрастание интереса к игре в настоящее время обусловлено с одной стороны, развитием психолого-педагогической теории и практики, широким применением проблемного обучения, с другой стороны, вызвано общественными и экономическими потребностями становления активной личности.

Игровые технологии делят на:

  1. развлекательные (эмоциональное возбуждение);
  2. дидактические (достижение необходимого познавательного эффекта);
  3. диагностические (выявление отклонения в процессе развития и обучения);
  4. коррекционные (внесение положительных изменений в процессе развития или образования) [3, С. 51]

Концептуальные основы игровых технологий включают следующие положения:

  • психологическими механизмами игровой деятельности являются фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации;
  • игра есть форма психогенного поведения, т.е. она внутренне присуща личности;
  • игра создает пространство «внутренней социализации» детей, является средством усвоения социальных установок;
  • игра представляет собой свободу личности в воображении, «иллюзорную реализацию нереализуемых интересов»;
  • игре в возрастной периодизации отведена особая роль ведущей деятельности, которая имеет для каждого возраста свое содержание.

Г.К. Селевко указывает, что современной школе, которая делает ставку на активизацию и интенсификацию учебной деятельности, развитие познавательных интересов, игра используется в следующих случаях:

  • как самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент (иногда очень существенный) более широкой технологии;
  • как урок (занятие) или его часть;
  • как форма внеклассной работы [44].

Значение игровой технологии состоит и оценивается не только ее развлекательно-рекреативными возможностями. Специфика игры состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она является эффективным средством развития познавательных интересов.

3. Технология интеграции (интегрированный урок)

Интегрированный урок является способов активизации познавательных интересов младших школьников. Одно из основных требований интегрированного обучения - повышение роли самостоятельности школьников, потому что интеграция всегда расширяет тематику изучаемого материала, вызывает потребность более глубокого анализа и обобщения широкого круга явлений.

Выделяют следующие критерии эффективной реализации интегрированного урока:

  • Активизация познавательной творческой деятельности школьников, развитие познавательного интереса посредством проблемного обучения;
  • Вовлечение школьников в самостоятельную практическую деятельность;
  • Развитие исследовательских навыков и умений при принятии самостоятельных решений;
  • Формирование у школьников современных представлений о целостности и развитии природы;
  • Формирование системного мышления и глубокого осознанного усвоения понятий.

4. Технология проблемного обучения

Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес. Проблемное обучение - организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленный содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески осваивать знания. Через создание проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития познавательных интересов школьников.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия». Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение ребенка, которое возникает в случае, когда он не знает объяснения возникшего явления, факта, процесса действительности, не может достичь цели известным ему методом. Это заставляет его искать новый способ объяснения или способ действия.