Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (источники правового регулирования предпринимательской деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государственно-правовое регулирование развития предпринимательства – одно из приоритетных направлений, которое Правительство Российской Федерации выделяет в стратегии развития страны. Актуальность темы подтверждается той ролью, которую играет предпринимательская деятельность в нашей стране. Значимость предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, важнейшими из которых считаются мобильность и оперативность, способность гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Несмотря на большое количество различных механизмов развития предпринимательства, его государственное регулирование имеет свои недостатки – несовершенство нормативно-правовой базы, практической реализации механизмов регулирования и др. Для того чтобы малый и средний бизнес действительно стал соответствовать отводимой ему роли в экономике, необходимо повышать эффективность государственного регулирования данной сферы.

Целью работы является всесторонний анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской федерации.

Поставленная цель ставит перед нами следующие задачи:

- дать понятие и сущность предпринимательства в России;

- изучить источники правового регулирования предпринимательской деятельности в России;

- исследовать институты, осуществляющие государственную поддержку предпринимательства в Российской Федерации;

- проанализировать финансовую поддержку субъектов предпринимательства в Российской Федерации;

- рассмотреть мероприятия, направленные на создание инфраструктуры развития предпринимательства в Российской Федерации.

Объектом данного исследования являются особенности государственно-правового регулирования развития предпринимательской деятельности.

Предметом исследования выступает система правовых норм, регулирующих развитие предпринимательства в России.

При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебные пособия, монографии различных авторов, публикации из периодических изданий, другая специальная литература, касающаяся вопросов, связанных с правовым регулированием развития предпринимательства.

В качестве методологической основы использован метод системно-структурного анализа изучаемых явлений. Для решения конкретных исследовательских задач в работе используются общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, а также специальные методы (логический, сравнительный анализ, правовой метод).


Эмпирическую базу исследования составили обзоры судебной практики по делам, связанным с государственной поддержкой развития предпринимательства.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Во введении определяются актуальность и практическая значимость обозначенной темы, ставится цель и задачи исследования.

В первой главе приводятся основные критерии определения предпринимательской деятельности и нормативно-правовые акты, направленные на регулирование предпринимательства.

Во второй рассматриваются формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

В заключительной части работы подводятся итоги проведенному исследованию.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. 1. Понятие и сущность предпринимательской деятельности

Понятие о предпринимательской деятельности развивалось сложно, сопровождалось длительным процессом возникновения.

Законодательное закрепление предпринимательская деятельность получила только в XVII в., несмотря на то, что ее корни на Руси как экономической категории уходят в IX в., когда торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. В то время уровень торговых отношений определялся состоянием сельскохозяйственного и ремесленного производства 48,с. 245.

Дальнейшее развитие законодательство о предпринимательской деятельности получило во времена царствования Петра I, при котором был создан отечественный торговый флот и отвоеваны выходы к морю. Однако управление экономикой в тот период было чрезмерно централизовано. Петр I, с одной стороны, пытаясь ввести рыночные формы хозяйствования, активизировал торговую и предпринимательскую деятельность, а с другой, в силу проводимых реформ, усилил крепостнические и командно-административные начала в организации хозяйственной практики 74, с. 16.

Свод законов Российской империи ознаменовал собой завершение работы по систематизации (кодификации) российского законодательства. Он способствовал унификации российского права в целом и предпринимательского в частности, что можно признать новацией для Российского государства первой половины XIX в. 50, с. 23


При Александре II впервые за всю историю страны сформировался рынок наемного труда, товаров и капиталов и на этой основе быстрое развитие получает частное промышленное предпринимательство, развивается система капиталистического кредита. Дореволюционный период в истории России. Этот период характеризуется ярко выраженной капиталистической системой хозяйства, основанной на свободной экономической деятельности и предпринимательстве. Законодательство того времени было направлено на создание благоприятных условий для развития данной сферы 48, с. 246.

В первые годы советской власти нормативные правовые акты в области предпринимательской деятельности носили декларативный характер. Период «военного коммунизма» ознаменован декретами о национализации всех крупнейших промышленных предприятий. Впоследствии наступил период НЭП. Он развился в коммерческую политику поощрения торговли и обмена, включая финансовую политику, направленную на стабилизацию валюты, и, наконец стал промышленной политикой, чтобы достичь такого увеличения производительности в промышленности, какое необходимо для строительства социалистического порядка 54, с. 31.

В 80-х гг. XX столетия начался период упадка социалистической экономики. Провозгласив «перестройку с ускорением», власть стала осуществлять преобразование всего комплекса общественных отношений, сформировавшихся за годы социалистического строительства. Законодательные акты предоставили предпринимателям - физическим лицам широкие права на осуществление предпринимательской деятельности.

Закон СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР» закрепил виды предприятий, правомочных осуществлять производственную деятельность, направленную на получение прибыли: индивидуальные и семейные, государственные предприятия и т.д. 32.

Если говорить о современном предпринимательстве, то первым шагом в становлении понятия современной российской предпринимательской деятельности стало принятие таких законов, как: Закон от 24 декабря 1990 г «О собственности в РСФСР» 34 и Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 35.

Впервые в российском законодательстве определение понятия «предпринимательская деятельность» нашло закрепление в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 35.

Пункт 1 ст. 1 Закона гласил: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли... Она осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия» (п. 2 ст. 1).


Отсутствие четкой единой государственной политики в области регулирования предпринимательской деятельности привело к тому, что принимались противоречащие друг другу нормативные правовые акты.

Так, в 1990 г. был принят Закон СССР от 31 октября 1990 «Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле» 33 , но уже 5 декабря 1991 г. из Уголовного кодекса РСФСР исключаются ст. 153 и 154, предусматривающие ответственность за спекуляцию и частнопредпринимательскую деятельность, а также коммерческое представительство 62, с.34.

Также принимаются указы Президента РСФСР от 28 марта 1991 г. «О свободе торговли» 37; от 25 ноября 1991 г. «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» 38 и др.

В 1991 г. приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в которых были закреплены такие права гражданина, как право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законодательными актами деятельностью, право создавать самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями юридические лица 36.

Важным этапом на пути развития предпринимательской деятельности стало принятие Конституции Российской Федерации 3 и Гражданского кодекса Российской Федерации 8.

Статья 34 Конституции РФ установила право каждого человека на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности 3.

В настоящее время легальная дефиниция предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) 8, определяющей предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке 45, с.11.

Данная дефиниция была закреплена в виде дополнения к положению о том, что «гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что...» 44, с. 3.

Под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Чаще такую деятельность называют бизнесом 64, с. 4.


Понятие предпринимательской деятельности имеет общее значение не только для коллективных предпринимателей (юридических лиц), но и также для индивидуальных предпринимателей (физических лиц).

Так, п. 1 ст. 23 ГК РФ определяет, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 8.

Заниматься предпринимательством гражданам в РФ возможно следующими способами:

- создав юридическое лицо;

- зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.

Для получения статуса индивидуального предпринимателя гражданину необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту его жительства. Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с гл. VII.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 17.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 39.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности 40.

В законодательстве термин «предпринимательская деятельность» употребляется в разном контексте и с разными целями 78, с.47.