Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (источники правового регулирования предпринимательской деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что в рамках реализации Стратегии продолжатся создание и улучшение функционирования элементов региональных и территориальных инновационных систем, а также улучшение взаимодействия между ними в целях обеспечения поддержки на разных стадиях жизненного цикла малых и средних инновационных предприятий.

Согласно Стратегии, будет решена задача по обеспечению непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла - формированию эффективного инновационного лифта 68, с.19.

Отправной точкой для включения в программы поддержки инновационной деятельности станет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, способный обеспечить необходимое количество проектов для последующего их финансирования другими институтами развития и заинтересованными организациями 77, с.102.

В рамках деятельности институтов развития (в том числе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, акционерного общества «Российская венчурная компания», Фонда развития интернет-инициатив, Фонда инфраструктурных и образовательных программ, инновационного центра «Сколково» 11) будет обеспечено:

- расширение поддержки проектов на начальной (посевной) стадии с использованием грантовых механизмов, увеличение финансирования программ по предоставлению грантов начинающим предпринимателям;

- содействие масштабированию производства инновационного и высокотехнологичного продукта малыми предприятиями в целях ускорения их роста до средних предприятий 51, с.9.

Таким образом, создание инфраструктуры развития предпринимательства в Российской Федерации в основном – задача органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. В каждом регионе она формируется индивидуально, в зависимости от специфики, состояния и тенденций развития предприятий малого и среднего бизнеса, а также приоритетных направлений развития в рассматриваемой сфере.

Например, инфраструктура поддержки предпринимательства в Республике Татарстан состоит из таких основных элементов, как:

- финансовая и информационно-консультационная поддержка (Центр поддержки предпринимательства, Гарантийный фонд, Центр поддержки экспорта);

- инновационная (Региональные центры инжиниринга: РЦИ биотехнологий, РЦИ КАИ-Лазер, РЦИ в сфере химических технологий, РЦИ Центр медицинской науки, центры молодежного инновационного творчества: 14 центров в 10 муниципальных образованиях Республики Татарстан);


- имущественная (Бизнес-инкубаторы: 4 бизнес-инкубатора, Промышленные площадки муниципального уровня: 44 аккредитованные площадки в 30 муниципальных районах, Промышленные парки: 6 аккредитованных промышленных парков, особые экономические зоны: ОЭЗ ППТ «Алабуга», ОЭЗ ТВТ «Иннополис» и др.) 61, с.19.

Итак, сама инфраструктура развития складывается из негосударственных учреждений. Роль государства же в создании инфраструктуры развития предпринимательства в Российской Федерации в основном, ограничивается лишь проверкой соответствия требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства 53,с.228. Считаем, что мероприятия, направленные на создание инфраструктуры развития предпринимательства в Российской Федерации, должны носить более конкретный прикладной характер, а не ограничиваться регулирующими и контролирующими мероприятиями.

Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на уровне региона, как свидетельствует отечественный опыт, способствует стабильному развитию субъектов малого предпринимательства, росту их вклада в решение социально-экономических задач 79, с. 30.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что конкретный выбор механизмов государственной поддержки предпринимательства в том или ином случае определяется состоянием и структурой производства, наличием ресурсов в распоряжении госорганов и органов местного самоуправления.

К иным мероприятиям по развитию предпринимательства можно отнести:

  1. Консультационная поддержка. Очень важно, чтобы предприниматель имел возможность получить ответ по вопросам, касающимся различных аспектов ведения бизнеса. Консультационную поддержку может снизить многие риски и способствовать извлечению дополнительной прибыли. Оказание консультационной поддержки субъектам предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

- создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам предпринимательства;

- компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

- учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам предпринимательства 56, с.49.

  1. Информационная поддержка.

Цель образовательных и информационных мероприятий - повышение осведомленности и компетенций предпринимателей. К информационной поддержке также относится возможность распространения рекламы на льготных условиях. Специалисты информационных отделов региональных Фондов поддержки малого и среднего предпринимательства посещают с просветительской работой населенные пункты округов, где встречаются с предпринимателями сельских населенных пунктов. Проводят с ними ознакомительную работу по условиям предоставления государственной поддержки в виде грантов и субсидий, возможностью организации собственного бизнеса.


В результате такого информирования увеличивается рост обращений жителей сельских населенных пунктов за информационно-консультационной и финансовой поддержкой 67, с.123.

3. Снятие административных барьеров. Важную роль для развития малого и среднего предпринимательства играет снятие административных барьеров, препятствующих занятию рыночных ниш на региональных и муниципальных рынках товаров, работ, услуг.

Согласно Стратегии 25, с этой целью в субъектах Российской Федерации будет обеспечено внедрение стандарта развития конкуренции. В то же время федеральными органами исполнительной власти будут осуществляться общесистемные и отраслевые мероприятия, направленные на развитие конкуренции и снижение административных барьеров для деятельности малых и средних предприятий на отдельных отраслевых рынках.

Для обеспечения развития конкуренции и стимулирования выхода малых и средних предприятий на новые рынки будут приняты решения, направленные на ограничение права создания и сохранения государственных и муниципальных унитарных предприятий на конкурентных рынках, а также на повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий 50, с.99.

4. Поддержка технологического развития и импортозамещения, реализация Национальной технологической инициативы.

Перспективными направлениями такой работы выступают:

- тиражирование лучших практик импортозамещения, актуальных для российского рынка;

- формирование баз данных и каталогов продукции, содержащих информацию о приоритетных товарах, требующих импортозамещения с учетом технологических приоритетов 77,с.102.

5. Сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия со стороны контрольно-надзорных органов. Опросы показывают, что малые и средние предприятия несут высокие издержки при выполнении требований контрольно-надзорных органов 75, с.91. В краткосрочной перспективе снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности будет обеспечено за счет поэтапного внедрения решений, принятых в 2014 - 2015 годах, включая:

- формирование и ведение единого реестра проверок;

- обеспечение трехлетнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

- апробация риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах;


- введение запрета требовать при проведении проверки предоставления документов, которые могут быть получены контрольно- надзорными органами от других органов власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия 72, с.46.

В среднесрочной перспективе мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности будут осуществляться в рамках обеспечения окончательного перехода к риск-ориентированному подходу при проведении мероприятий по контролю (надзору).

Таким образом, можно сделать вывод, что для качественного изменения сложившейся ситуации в России целесообразно разработать эффективную систему комплексной поддержки и стимулирования предпринимательства, а не продолжать акцентировать внимание на прямую поддержку или различное льготирование как можно более широкой массы субъектов предпринимательства. Необходимо создание специализированных инфраструктурных институтов целевого содействия сектору предпринимательства, а также институтов инновационного развития экономики в целом 74, с.102.

На наш взгляд, децентрализованный подход к государственному регулированию бизнеса является основополагающим фактором эффективного подхода к поддержке сектора предпринимательства. Децентрализация заключается в осуществлении поддержки из различных центров и уровней в пределах страны (региональный, муниципальный) 57.

Для становления реально действующей децентрализованной системы государственного регулирования необходимо исходить из модернизации в совокупности правовых и экономических систем страны для привлечения заинтересованности региональных и муниципальных уровней управления.

Подводя итоги, можно сказать, что институт государственной поддержки предпринимательства должен не только регулировать развитие субъектов предпринимательства, но и воздействовать на деловую среду предпринимательства через систему мер общеэкономического характера, концентрируя свое внимание на отдельных регионах нашей большой страны, что позволит превратить бизнес в драйвер развития государства и его субъектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение исследования можно сформулировать следующие выводы.

В результате проведения историко-правового анализа института предпринимательства в Российской Федерации был сделан вывод, что история российского предпринимательства за достаточно короткий срок своего существования прошла все стадии эволюционного развития. В результате этого успели сформироваться определенные капиталы, которые и способствовали непосредственному расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства. Изучение истории предпринимательства в России позволило сформировать основные периоды развития. Динамично развивающаяся поначалу и попавшая под запрет, данная сфера экономике в нашей стране по сей день имеет свои отличительные черты.


Проанализировав понятие и сущность предпринимательства в России, можно сделать вывод, что под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги.

Анализ источников правового регулирования развития предпринимательства в России позволил прийти к выводу, что государство стремится создать прочную нормативно-правовую базу для развития данного института. Однако роль государства не должна ограничиваться созданием нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательство, но и заключаться в практической реализации механизмов развития предпринимательства, как одной из важных стратегических задач в экономической сфере страны.

Рассмотрев институты, осуществляющие государственную поддержку предпринимательства в Российской Федерации, были выделены такие институты, как государственные институты - Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственной Думы в совокупности с профильными комитетами. В России в настоящее время имеется развитая институциональная система, регулирующая и поддерживающая субъекты предпринимательства.

Проанализировав финансовую поддержку субъектов предпринимательства в Российской Федерации, был сделан вывод, что основной упор финансовой поддержке субъектов предпринимательства в Российской Федерации был осуществлен на обеспечение доступа к финансовым ресурсам, предоставление налоговых льгот и преференций, а также снижение административных барьеров, однако принятые нормативные правовые акты не в полной мере соответствуют Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Рассмотрение мероприятий, направленные на создание инфраструктуры развития предпринимательства в Российской Федерации, позволило заключить, что роль государства же в создании инфраструктуры развития предпринимательства в Российской Федерации в основном, ограничивается лишь проверкой соответствия требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства, а также поддержкой непосредственно этих субъектов. Считаем, что мероприятия, направленные на создание инфраструктуры развития предпринимательства в Российской Федерации, должны носить более конкретный прикладной характер, а не ограничиваться регулирующими и контролирующими мероприятиями.