Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (источники правового регулирования предпринимательской деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также к источникам регулирования относятся обычаи. Согласно ст. 5 ГК РФ обычай - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются 63, с.4.

Например, Международной торговой палатой разработаны Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 59. Они применяются только в том случае, если есть на них ссылка в договоре между сторонами, но МКАС (Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ) признает ИНКОТРЕМС в качестве обычаев делового оборота.

Одним из основных принципов государственной политики в области развития предпринимательства в Российской Федерации являются ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение равного доступа предпринимательства к получению поддержки.

На органы исполнительной власти возлагается разработка различных мер поддержки субъектов бизнеса, включающие разработку соответствующих целевых программ, которые в установленной сфере деятельности определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» 23.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» заказчики должны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, за исключением закупок, которые направлены на обеспечения обороны страны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; работ в области использования атомной энергии, или при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 9.

С 26.12.2008 вступил в силу Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Самое главное, на что обращает внимание данный закон - законодатели сократили количество проверок и их продолжительность (плановые проверки - не чаще, чем один раз в три года) 13.


Новшеством для российского предпринимателя явилось то, что в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ с 01.01.2011 юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право направлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью 31.

Для субъектов предпринимательства актуальны такие режимы, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Этот специальный режим регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) 7. Перечень организаций, которым запрещено применять упрощенную систему налогообложения, закреплен статьей 346.12 НК РФ 6.

Установленные Законом № 217-ФЗ условия создания хозяйственных обществ подпадают под подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, в соответствии с которым не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. 12

Практика Верховного и Высшего Арбитражного судов играет весьма важную роль в обеспечении единообразного применения судами законов и иных нормативных актов при разрешении споров, входящих в их компетенцию.

Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, придавая большое значение роли судов в создании условий для успешного функционирования организационно-правовых механизмов, позволяющих исключить возможность использования уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимательские структуры и решения споров хозяйствующих субъектов, факты необоснованного возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности предпринимателей, нарушений их прав и законных интересов в досудебном производстве, 15 ноября 2016 года принял постановление № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» 41. Разъяснения Пленума направлены на строгое соблюдение установленных законом гарантий прав предпринимателей при возбуждении в отношении их уголовного преследования, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, признании изъятых в ходе следствия предметов и документов вещественными доказательствами, а также при решении вопроса об освобождении их от уголовной ответственности или о назначении виновным справедливого наказания 42.


Проанализировав источники правового регулирования развития предпринимательства в России, мы пришли к выводу, что государство стремится создать прочную нормативно-правовую базу для развития данного института 69,с.89. Однако роль государства не должна ограничиваться созданием нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательство, но и заключаться в практической реализации механизмов развития предпринимательства, как одной из важных стратегических задач в экономической сфере страны.

2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

2.1. Институты, осуществляющие государственную поддержку предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В юридической литературе понятию государственного регулирования предпринимательства дает следующие толкование – это осуществление уполномоченными государственными институтами определенной деятельности, которая направлена на урегулирование и стабилизацию экономических отношений в предпринимательской деятельности (такое определение характерно как для отечественной, так и для зарубежной юридической литературы). Государственное регулирование сферы предпринимательства необходимо в первую очередь для создания оптимальных факторов формирования субъектов предпринимательской деятельности, создания эффективной среды развития социально-экономических отношений 49, с.21.

На сегодняшний день понятие «государственное регулирование предпринимательской деятельности» не закреплено в отечественной научной литературе, однако его можно встретить в научных работах в областях Предпринимательского права и Теории государства и права. Данный термин был разработан специалистами, занимающимися изучением Предпринимательского права и Теории государства и права. В доказательство можно привести определение из научной монографии И.А. Смагиной «Предпринимательское право»: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это деятельность государства и отдельных его институтов, которая направлена на осуществление государственной политики в рамках урегулирования предпринимательства 74, с.45.


Автор-составитель «Российского предпринимательского права» В.П. Савелов 70, с.16 предлагает другое определение: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это непосредственное влияние государства и его органов на условия деятельности предпринимательских структур для стабилизации экономики государства».

Федеральный закон от 24июля 2007 года № 209 14 гласит, что государственное регулирование предпринимательской деятельности должно соответствовать следующим направлением:

1. Формирование структур малой и средней форм предпринимательской деятельности;

2. Разработка и введение различных льгот для применения государственного финансирования, а также материально-технической и информационной поддержки отдельными субъектами предпринимательской деятельности (использование субъектами научно-технических ресурсов);

3. Разработка и внедрение максимально простой и ускоренной программы регистрации субъектов среднего и малого предпринимательства, а также установление упрощенного порядка лицензирования предпринимательской деятельности 22, выдачи сертификатов предоставляемых услуг и продукции, статических и бухгалтерских отчетов;

4. Содействие государственных органов во внешнеэкономической деятельности структур малого предпринимательства - помощь в становлении и последующем развитии научно-технических, информационных, производственных и финансовых отношений с иностранными партнерами;

5. Проведение мероприятий, направленных на переподготовку и повышение квалификации специалистов малого предпринимательства 51, с.11.

На протяжении всего послесоветского периода и до сегодняшнего дня в Российской Федерации активно шло формирование основных общепринятых компонентов системы государственного регулирования предпринимательства. В настоящее время разработаны главные составляющие данной системы на основе экономических отношений в развитых странах мира 58, с.16. К ним относятся следующие компоненты:

1. Законодательные акты Российской Федерации, регулирующие предпринимательскую деятельность;

2. Государственный аппарат, состоящий из единой системы государственных институтов, деятельность которых направлена на развитие малой и средней форм предпринимательства. Институционные структуры обеспечивают продвижение государственной политики в данной отрасли экономики;

3. Государственная инфраструктура поддержки и управления форм предпринимательской деятельности. В нее входят различные объединения, союзы и организации, созданные при участие государственных структур (и без участия государства), поддерживаемые и финансируемые государством. Основная задача государственной структуры – это стабильное функционирование системы государственного регулирования для оптимального развития бизнеса 65, с.188.


К государственным органам Российской Федерации, которые контролируют работу структур предпринимательства относятся в первую очередь исполнительные и законодательный органы государственной власти (всех субъектов РФ). Помимо этого, поддержку предпринимательству оказывают Счетная палата РФ, Прокуратура РФ, Центробанк РФ, консультационные советы. Также стоит отметить, представителей предпринимательской деятельности – индивидуальных, коллективных предпринимателей, союзов и объединений предпринимателей 66, с.72.

Институционные государственные структуры, обеспечивающие становление предпринимательства, являются единой системой государственных институтов, основная задача которых – это регулирование формирования субъектов предпринимательской деятельности. Институционные государственные структуры по регулированию сферы бизнеса являются связующим, регулирующим и координирующим звеном в системе поддержки предпринимательской деятельность в Российской Федерации (в том числе рыночные, государственные структуры и механизмы функционирования) 47, с.84.

Государственное регулирование предпринимательства - это финансовая, консультационная помощь, а также посредничество в переподготовке и подготовке специалистов, задействованных в сфере предпринимательской деятельности, в инновационных и производственных отраслях.

К государственным институтам системы поддержки предпринимательской деятельности относятся:

  1. Структуры законодательной власти РФ (Государственная Дума РФ, Совет Федерации, парламенты субъектов Российской Федерации). Становление предпринимательства, в частности малого бизнеса в России требует вмешательства и активного финансирования со стороны государственной власти и органов местного самоуправления. Первостепенной задачей является создание общественно-правовой сферы для развития предпринимательской деятельности. В рамках этого направления принимаются законодательные и нормативные акты по правовому регулированию предпринимательской деятельности, в частности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса 52, с.6.
  2. Органы исполнительной власти РФ (Правительство, министерства, федеральные службы и агентства). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» 23 полномочиями по разработке и реализации мер поддержки субъектов предпринимательства, включая разработку и реализацию ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности наделены большинство федеральных министерств и федеральных служб и агентств.