Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (источники правового регулирования предпринимательской деятельности в России).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 1. Понятие и сущность предпринимательской деятельности
1 2. Источники правового регулирования предпринимательства
2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Так, налоговое законодательство говорит о предпринимательской деятельности с целью взыскания налогов, уголовное и административное законодательство - по поводу привлечения к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии 7.
В достаточных количествах отраслевых законов, например, о банковской, инвестиционной и иных видов деятельности, содержится термин «предпринимательская деятельность», однако не раскрывается его содержание.
Общепринято, что более содержательное определение предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ 8, установившей, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако, как отмечается в литературе, учитывая, что данное определение содержится в статье ГК РФ, устанавливающей круг отношений, регулируемых ГК РФ, то данное определение нельзя рассматривать как общее понятие предпринимательской деятельности, в нем указывается, какая часть предпринимательской деятельности, отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подпадает под действие ГК РФ 71, с. 24.
Поэтому можно встретить следующие выводы:
- данное определение является отраслевым, устанавливающим, что в предпринимательской деятельности регулируется Гражданским кодексом РФ.
- это определение не является универсальным и может использоваться в других отраслях права с некоторыми оговорками;
- данное определение является неполным определением предпринимательской деятельности, т.к. не охватывает производство товаров;
- для определения данной категории нужно обращаться к иным законам, однако, по мнению некоторых авторов, в них отсутствует содержательное определение указанного термина.
В п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» 20 под предпринимательской деятельностью понимается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, определение предпринимательской деятельности, содержащееся в Законе «О некоммерческих организациях» 20 несколько отличается от дефиниции, содержащейся в ст. 2 ГК РФ 8.
Признаки предпринимательской деятельности, определенные в п. 1 ст. 2 ГК РФ, выделяют субъектов коммерческого и предпринимательского права в особую группу субъектов предпринимательской деятельности в гражданско-правовых отношениях.
Однако между субъектами коммерческого и предпринимательского права имеются существенные различия, которые определяются:
1) объектом правоотношения. Субъекты коммерческого права осуществляют деятельность, целью которой является продвижение товаров на оптовом рынке от производителей к оптовым потребителям. Сферой деятельности субъектов предпринимательского права прежде всего является производство товаров. Субъекты предпринимательского права также могут принимать участие в торговле на оптовых рынках, но только в роли организаций, осуществляющих приобретение продукции или сырья для обеспечения процесса производства, а также в целях сбыта готовой продукции оптовым торговцам, т.е. субъектам коммерческого права 57;
2) правовым положением субъектов предпринимательской деятельности. Субъекты коммерческого права - это всегда равные в своих отношениях лица. Для субъектов коммерческого права характерны горизонтальные связи, основанные на принципах договорной работы. Субъекты предпринимательского права более выражено находятся под публичным воздействием, поэтому кроме горизонтальных связей в своих отношениях они вынуждены считаться с наличием вертикальных (частнопубличных) связей, во многом определяющих специфику правового регулирования предпринимательского права 53, с. 228;
3) степенью свободы субъектов. В предпринимательском праве субъекты более ограничены действием публично-правовых норм, чем субъекты коммерческого права. В отличие от дозволительного и разрешительного порядка регулирования, присущего коммерческому праву, субъекты предпринимательского права часто подвергаются обязывающему порядку правового регулирования, подобному административно-правовому типу регулирования общественных отношений 70, с. 45. Кроме того, для субъектов предпринимательского права в значительно большей степени, чем для субъектов коммерческого права, имеют значение внутрикорпоративные нормы и акты, использующиеся хозяйствующими субъектами;
4) особенности правоспособности. Многие из хозяйствующих субъектов имеют специальную правоспособность (например, различные виды унитарных предприятий). Для субъектов коммерческого права характерна общая правоспособность. Ограничения правоспособности субъектов коммерческой деятельности могут осуществляться лишь в исключительном порядке в соответствии с требованиями закона 57.
В большинстве трудов отечественных ученых рассмотрение сущности данного явления подменяется выявлением отдельных черт (признаков) предпринимательства и его целей. Определение предпринимательства нередко излишне упрощается, как, например, в следующей формулировке: это «инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» 64, с. 10.
Таким образом, предпринимательство признано одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики России, целями которой являются обеспечение стабильного экономического развития, создание рациональной структуры экономики, повышение благосостояния населения страны.
1 2. Источники правового регулирования предпринимательства
В настоящее время в Российской Федерации приняты и действуют законодательные и нормативные акты, призванные повысить роль предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе, активизировать их инновационную деятельность.
Конституция Российской Федерации 3, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством (ч.1 ст. 1), в котором гарантируются свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции (ч. 1 ст. 8), в развитие данных положений, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, утверждает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и не допускает осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Это обязывает государство, по смыслу ст. 45 Конституции РФ 3 во взаимосвязи с ее ст. ст. 2, 17 и 18, создавать наиболее благоприятные условия для рыночной экономики как путем непосредственно регулирующего государственного воздействия, так и через стимулирование свободной экономической деятельности, основанной на принципах самоорганизации, баланса частных и публичных интересов, корпоративного взаимодействия и сотрудничества, в целях выработки отвечающей интересам и потребностям общества государственной экономической политики 55, с. 13.
Федеральный законодатель, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ 3 устанавливая правовые основы единого рынка и осуществляя при этом регулирование и защиту прав и свобод, прежде всего экономических, для защиты общих (общественных) интересов вправе применить публично-правовой тип регулирования рыночных отношений, которое - в силу взаимодействия частноправовых и публично-правовых интересов - предполагает в то же время сочетание частноправовых и публично-правовых элементов.
Тем самым государство поддерживает и защищает предпринимательство, осуществляя определенный контроль за соблюдением установленного порядка ведения предпринимательской деятельности целях обеспечения законных прав и интересов граждан, других субъектов 67, с. 122.
Согласно п. 2 ст. 7 ГК РФ 8 международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. 1 подлежит непосредственному применению в качестве российского права, а Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1983 г. 2 установила, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяется национальным законодательством страны-участницы. В соответствии с этим в России действует часть четвертая ГК РФ 4, содержащая соответствующие нормы о регистрации товарных знаков (параграф 2 гл. 76 ГК РФ).
Необходимо отметить, что положения ГК РФ развиты и детализированы в специальных законодательных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность, например:
‑ Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» 18;
‑ Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 21;
‑ Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» 19 и др.
По нашему мнению, также необходимо указать закон, регулирующий порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а именно: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 17.
Поскольку предприниматели отнесены к числу субъектов предпринимательской деятельности, на них распространяются и иные законодательные акты, регулирующую данную деятельность, например, Федеральные законы от 4 мая 2011 г. № 99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 10, от 27 декабря 2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании» 16 и др.
С 1 января 2008 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) 14 и прекратил свое действие прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» 31.
Статья 3 действующего Закона № 209-ФЗ признает субъектами малого и среднего предпринимательства хозяйствующие субъекты (юридические лица, индивидуальные предприниматели), которые в соответствии с условиями, установленными этим документом, относятся к малым, средним и микропредприятиям 14.
Таким образом, понятие малого и среднего бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйствующих субъектов.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ) регулирует порядок осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, который реализуется путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов 5.
Споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. В таком же порядке рассматриваются споры с участием глав крестьянского (фермерского) хозяйства 15.
При разрешении указанных споров арбитражным судам следует руководствоваться нормами АПК РФ 5, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иного правового акта или существа правоотношений (пункт 3 статьи 23).
Учитывая, что гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием этой деятельностью статуса предпринимателя, споры с участием таких лиц, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
При разрешении таких споров могут быть применены положения АПК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 23) 39.
В большинстве субъектов РФ приняты специальные законы и направленные на их исполнение подзаконные нормативные правовые акты. Так, например, Закон РТ от 21 января 2010 г. № 7-ЗРТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» 29, Указ Президента РТ от 11 октября 2012 г. № УП-871 «Вопросы осуществления государственного регулирования в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» 30.