Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (источники правового регулирования предпринимательской деятельности в России).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 1. Понятие и сущность предпринимательской деятельности
1 2. Источники правового регулирования предпринимательства
2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Также к источникам регулирования относятся обычаи. Согласно ст. 5 ГК РФ обычай - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются 63, с.4.
Например, Международной торговой палатой разработаны Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 59. Они применяются только в том случае, если есть на них ссылка в договоре между сторонами, но МКАС (Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ) признает ИНКОТРЕМС в качестве обычаев делового оборота.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития предпринимательства в Российской Федерации являются ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение равного доступа предпринимательства к получению поддержки.
На органы исполнительной власти возлагается разработка различных мер поддержки субъектов бизнеса, включающие разработку соответствующих целевых программ, которые в установленной сфере деятельности определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» 23.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» заказчики должны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, за исключением закупок, которые направлены на обеспечения обороны страны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; работ в области использования атомной энергии, или при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 9.
С 26.12.2008 вступил в силу Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Самое главное, на что обращает внимание данный закон - законодатели сократили количество проверок и их продолжительность (плановые проверки - не чаще, чем один раз в три года) 13.
Новшеством для российского предпринимателя явилось то, что в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ с 01.01.2011 юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право направлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью 31.
Для субъектов предпринимательства актуальны такие режимы, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Этот специальный режим регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) 7. Перечень организаций, которым запрещено применять упрощенную систему налогообложения, закреплен статьей 346.12 НК РФ 6.
Установленные Законом № 217-ФЗ условия создания хозяйственных обществ подпадают под подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, в соответствии с которым не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. 12
Практика Верховного и Высшего Арбитражного судов играет весьма важную роль в обеспечении единообразного применения судами законов и иных нормативных актов при разрешении споров, входящих в их компетенцию.
Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, придавая большое значение роли судов в создании условий для успешного функционирования организационно-правовых механизмов, позволяющих исключить возможность использования уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимательские структуры и решения споров хозяйствующих субъектов, факты необоснованного возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности предпринимателей, нарушений их прав и законных интересов в досудебном производстве, 15 ноября 2016 года принял постановление № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» 41. Разъяснения Пленума направлены на строгое соблюдение установленных законом гарантий прав предпринимателей при возбуждении в отношении их уголовного преследования, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, признании изъятых в ходе следствия предметов и документов вещественными доказательствами, а также при решении вопроса об освобождении их от уголовной ответственности или о назначении виновным справедливого наказания 42.
Проанализировав источники правового регулирования развития предпринимательства в России, мы пришли к выводу, что государство стремится создать прочную нормативно-правовую базу для развития данного института 69,с.89. Однако роль государства не должна ограничиваться созданием нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательство, но и заключаться в практической реализации механизмов развития предпринимательства, как одной из важных стратегических задач в экономической сфере страны.
2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Институты, осуществляющие государственную поддержку предпринимательской деятельности в Российской Федерации
В юридической литературе понятию государственного регулирования предпринимательства дает следующие толкование – это осуществление уполномоченными государственными институтами определенной деятельности, которая направлена на урегулирование и стабилизацию экономических отношений в предпринимательской деятельности (такое определение характерно как для отечественной, так и для зарубежной юридической литературы). Государственное регулирование сферы предпринимательства необходимо в первую очередь для создания оптимальных факторов формирования субъектов предпринимательской деятельности, создания эффективной среды развития социально-экономических отношений 49, с.21.
На сегодняшний день понятие «государственное регулирование предпринимательской деятельности» не закреплено в отечественной научной литературе, однако его можно встретить в научных работах в областях Предпринимательского права и Теории государства и права. Данный термин был разработан специалистами, занимающимися изучением Предпринимательского права и Теории государства и права. В доказательство можно привести определение из научной монографии И.А. Смагиной «Предпринимательское право»: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это деятельность государства и отдельных его институтов, которая направлена на осуществление государственной политики в рамках урегулирования предпринимательства 74, с.45.
Автор-составитель «Российского предпринимательского права» В.П. Савелов 70, с.16 предлагает другое определение: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это непосредственное влияние государства и его органов на условия деятельности предпринимательских структур для стабилизации экономики государства».
Федеральный закон от 24июля 2007 года № 209 14 гласит, что государственное регулирование предпринимательской деятельности должно соответствовать следующим направлением:
1. Формирование структур малой и средней форм предпринимательской деятельности;
2. Разработка и введение различных льгот для применения государственного финансирования, а также материально-технической и информационной поддержки отдельными субъектами предпринимательской деятельности (использование субъектами научно-технических ресурсов);
3. Разработка и внедрение максимально простой и ускоренной программы регистрации субъектов среднего и малого предпринимательства, а также установление упрощенного порядка лицензирования предпринимательской деятельности 22, выдачи сертификатов предоставляемых услуг и продукции, статических и бухгалтерских отчетов;
4. Содействие государственных органов во внешнеэкономической деятельности структур малого предпринимательства - помощь в становлении и последующем развитии научно-технических, информационных, производственных и финансовых отношений с иностранными партнерами;
5. Проведение мероприятий, направленных на переподготовку и повышение квалификации специалистов малого предпринимательства 51, с.11.
На протяжении всего послесоветского периода и до сегодняшнего дня в Российской Федерации активно шло формирование основных общепринятых компонентов системы государственного регулирования предпринимательства. В настоящее время разработаны главные составляющие данной системы на основе экономических отношений в развитых странах мира 58, с.16. К ним относятся следующие компоненты:
1. Законодательные акты Российской Федерации, регулирующие предпринимательскую деятельность;
2. Государственный аппарат, состоящий из единой системы государственных институтов, деятельность которых направлена на развитие малой и средней форм предпринимательства. Институционные структуры обеспечивают продвижение государственной политики в данной отрасли экономики;
3. Государственная инфраструктура поддержки и управления форм предпринимательской деятельности. В нее входят различные объединения, союзы и организации, созданные при участие государственных структур (и без участия государства), поддерживаемые и финансируемые государством. Основная задача государственной структуры – это стабильное функционирование системы государственного регулирования для оптимального развития бизнеса 65, с.188.
К государственным органам Российской Федерации, которые контролируют работу структур предпринимательства относятся в первую очередь исполнительные и законодательный органы государственной власти (всех субъектов РФ). Помимо этого, поддержку предпринимательству оказывают Счетная палата РФ, Прокуратура РФ, Центробанк РФ, консультационные советы. Также стоит отметить, представителей предпринимательской деятельности – индивидуальных, коллективных предпринимателей, союзов и объединений предпринимателей 66, с.72.
Институционные государственные структуры, обеспечивающие становление предпринимательства, являются единой системой государственных институтов, основная задача которых – это регулирование формирования субъектов предпринимательской деятельности. Институционные государственные структуры по регулированию сферы бизнеса являются связующим, регулирующим и координирующим звеном в системе поддержки предпринимательской деятельность в Российской Федерации (в том числе рыночные, государственные структуры и механизмы функционирования) 47, с.84.
Государственное регулирование предпринимательства - это финансовая, консультационная помощь, а также посредничество в переподготовке и подготовке специалистов, задействованных в сфере предпринимательской деятельности, в инновационных и производственных отраслях.
К государственным институтам системы поддержки предпринимательской деятельности относятся:
- Структуры законодательной власти РФ (Государственная Дума РФ, Совет Федерации, парламенты субъектов Российской Федерации). Становление предпринимательства, в частности малого бизнеса в России требует вмешательства и активного финансирования со стороны государственной власти и органов местного самоуправления. Первостепенной задачей является создание общественно-правовой сферы для развития предпринимательской деятельности. В рамках этого направления принимаются законодательные и нормативные акты по правовому регулированию предпринимательской деятельности, в частности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса 52, с.6.
- Органы исполнительной власти РФ (Правительство, министерства, федеральные службы и агентства). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» 23 полномочиями по разработке и реализации мер поддержки субъектов предпринимательства, включая разработку и реализацию ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности наделены большинство федеральных министерств и федеральных служб и агентств.